Иконы из часовни Архангела Михаила (д. Леликозеро)

Часовня Архангела Михаила

Часовня Архангела Михаила была поставлена в последней трети XVII столетия в деревне Леликозеро Спасо-Кижского погоста, а с XVIII в. стала относиться к Великогубскому приходу.

Часовня состоит из небольшого прямоугольного молитвенного помещения, длинной трапезной, в два раза превосходящей по размерам основное помещение, и крытого крыльца со звонницей. На остров Кижи перевезена в 1961 г.

Интерьер часовни избежал разорения — участи большинства заонежских храмов, иконы из которых в лучшем случае были вывезены в музеи, а утварь и детали интерьера утрачены. В часовне сохранился не только первоначальный состав двухрядного иконостаса последней трети XVII века, но и другие иконы, поступавшие в храм в процессе приходской жизни. Среди них выносной, двухсторонний образ «Богоматерь Знамение — Никола Чудотворец» последней трети XVII в., «Страшный суд» XIX в., «Воскресение Христово» XIX в. Подлинным сокровищем в восстановленном храмовом декоре сегодня являются потолочные иконы («небо»), некогда широко бытовавшие в пределах Обонежья[1].

Двенадцать икон-клиньев с изображением праотцев обрамляют центральный медальон, с которого на прихожан взирает Вседержитель. В уголках (парусах) неотразимо своеобразные изображения символов евангелистов в простонародном стиле. Иконы и тябла «неба» написаны в последней трети XVII века[2]. Тябла изначально расписаны разнообразными растительными орнаментами. Семь различных узоров, от простого «бегунка» до сложной «плетенки», обрамляют иконы праотцев. Спускающееся с потолка-»неба» скромное деревянное расписное паникадило, архаичный осветительный прибор — не меньшая достопримечательность храмового интерьера XVII века. В совокупности с тяблами иконостаса они придают дополнительное очарование всему живописному убранству.

Облик часовни, ее оформление, как внешнее, так и внутреннее, отражают стремление жителей небольшого поселения украсить свой «новомолебный» храм, сделать его как можно красивее. Часовню ставят одновременно с освоением нового поселения: «деревня у Леликозера поселилась вновь … а в ней крестьян (в) Тимошко, Халактионко, Трофимко Ларионовы…»[3].

Храмовая икона «Архистратиг Михаил воевода небесных сил, с деяниями на нижнем поле имеет надпись-посвящение: „…писана сия икона во имя Спаса, Святой Троицы, чудес святого архистратига Михаила в лето 1671 году мая 4 дня в новомолебный храм с… в часовню у Леликозера по велению раба божия Тимофея Ларионова с братьями и соседями“ (текст адаптирован — Г.Ф.). Текст на иконе и данные переписи 1678 года сохранили имена не только братьев Ларионовых, но и всех соседей — в новой деревне в то время было 5 дворов [4]. Подписная икона демонстрирует трепетное отношение и заботу прихожан о своем храме. Их делами и стараниями оформлено убранство часовни, основу которого составляет двухрядный тябловый иконостас. Он включает 5 икон местного ряда: "Архистратиг Михаил с деяниями", 1671 г., "София Премудрость Божия", 1674 г., "Богоматерь Одигитрия", „Никола Можайский с житием“, последней трети XVII века, „Мученицы София, Вера, Надежда, Любовь“, XIX века. Деисусный чин состоит из 11 икон, написанных одновременно в последней трети XVII века.

Особенность часовенного иконостаса, имевшего «завороты» на боковые стены храма, в его явно читаемой заказной программе. Она прослеживается как на примере деисусного чина, так и в подборе икон для местного ряда.

В центре деисусного чина — икона «Спас в силах». Кроме пятифигурной основы деисусный ряд включает образы верховных апостолов Петра и Павла, соловецких чудотворцев Зосиму и Савватия, воина Димитрия Солунского и Алексия человека Божия. Наличие в часовне, как и в большинстве заонежских храмов, икон с изображением соловецких иноков отражает их особое почитание в данной местности, объясняемое заонежским происхождением преподобного Зосимы. Включение в предстояние Алексия человека Божьего можно объяснить как распространением во второй половине XVII столетия общерусского почитания этого святого, так и тем, что деревня Леликозеро входила в состав Великогубской волости, на погосте которого стояла церковь во имя этого святого. Образ воина Димитрия, вероятно, является отражением неспокойного времени для заонежских земель, подвергавшихся набегам «панов» и «ляхов». Это предположение напрашивается в связи с тем, что в местном ряду есть иконы, в которых прослеживается охранительная функция. Тема защиты отражена в храмовой иконе «Архистратиг Михаил воевода небесных сил». Икона любимого всеми христианами святителя Николая Мирликийского представлена в часовне не распространенными иконография-ми, такими, как Никола Чудотворец или Никола Зарайский, а иконой «Никола Можайский». На леликозерской иконе святитель Никола изображен в рост в епископском облачении с воздетыми вверх руками, в которых он держит град и меч. В таком образе, по преданию, святитель явился жителям г. Можайска во время осады города татаро-монголами. Эта иконография олицетворяет его как защитника городов, воинов и князей, в данном случае защитника Леликозера.

Средник иконы окружают 16 клейм, которые традиционны и представляют его жизнь и деяния от рождения до перенесения мощей Николы. В клеймах Никола — бесстрашный заступник невинно осужденных, защитник от разбушевавшихся стихий, особенно водной, творец добрых дел и поступков, совершаемых из подлинной любви к ближнему. Три клейма на леликозерской иконе посвящены историям избавления от потопа, что очевидно объясняется расположением деревни на берегу озера. Иконы из этой часовни наилучшим образом характеризуют местную манеру письма второй половины XVII в., времени, когда в Обонежье появляются свои иконописные мастерские.

Леликозерские иконы характеризуются своеобразным письмом. Силуэты фигур святых, предстоящих на деисусных иконах, отличаются нескладностью, непропорциональностью, угловатостью и в тоже время убедительностью образов. Художник очерчивает фигуры силуэтом, обозначает одежды цветовыми пятнами, почти не прорабатывая складки, создавая их линеарно. Письмо ликов тоже просто по исполнению. Оно немногослойно, но за счет введения красной охры в состав санкиря и прозрачно (в акварельной технике) положенных белильных высветлений иконописец добивается поразительного эффекта значимости, сосредоточенности, энергии. Деисусные иконы, «Никола Можайский с житием» и «Архистратиг Михаил с деяниями» в целом выглядят как «искусство народного корня» и выражают простоту народного благочестия.

Две иконы «Богоматерь Одигитрия» и «София Премудрость Божия» выделяются на общем фоне продуманностью композиционного построения и содержания. Икона «София Премудрость Божия» написана в 1674 году. Использована новгородская иконография с характерной симметричной композицией и определенным соотношением цветов. Художнику простыми живописными средствами удается воплотить тему торжества Божественного Логоса. Необычно на иконе расположение красного цвета, он образует форму четырехконечного креста. Красный цвет в софийных образах имеет многозначную символику. Здесь иконописцем добавлен знак искупительной жертвы и воскресения. Красный колер доминирует над всеми остальными цветами, создает повышенную выразительность и символическую значимость Софийности образа. Наиболее яркий образ из этой часовни — икона «Богоматерь Одигитрия». Иконописец создал удивительно монументальный облик Богородицы, вероятно, под влиянием слов из Акафиста Богородице: «Радуйся, яко еси царево седалище; радуйся, яко носиши носящего вся». Чрезвычайно крупная фигура Богоматери воспринимается как большой трон, на котором восседает Спаситель. Монументализация и психология образа, достигнутые северным иконописцем последней трети XVII века, ассоциируются с образами высоцкого чина, написанными византийским мастером в 80–90 гг. XIV века. Скульптурная пластика массивных пропорций, внушительность осанки, величавость Богородицы в пурпурном мафории увеличивают эффект образа Марии в предназначении трона для Спасителя мира. Своеобразие белильных высветлений на лике, в виде прозрачных белильных пятен, резко обозначенные белки глаз с черными зрачками придают лику Богородицы суровость и некоторую отстраненность. Жест Ее руки словно переводит акцент на Младенца, указывая на Христа как на истинный путь спасения. Золотые ризы Младенца выполнены листовым золотом, объемность которых создана коричнево-зелеными и красными тенями со штриховкой, в технике, получившей широкое распространение в иконописи Заонежья в последней трети XVII в. Блеск одежд Младенца, золото фона создают сплошное золотое сияние, еще более усиливают репрезентативность Богородицы, придают всему образу пафос и торжественное спокойствие.

В часовенном иконостасе появились иконы, отражающие богословскую тематику. Не имевшие ранее распространения сюжеты, такие, как архистратиг Михаил в образе апокалипсического всадника, попирающего царство сатаны, появились в деревенских часовнях. Следует отметить, что леликозерская икона один из наиболее ранних (1671 г.) образов данной тематики в регионе. Икона снабжена обильными текстовыми пояснениями, отражающими умонастроения исполнителя и, возможно, заказчиков. Необычная символическая трактовка и художественное воплощение икон «Богоматерь Одигитрия», «София Премудрость Божия, „Архистратиг Михаил воевода небесных сил“, многоаспектность их толкований, включение пространных пояснительных надписей — во всем заметна тесная связь искусства с богословской мыслью.

1↑ Сегодня на всей территории Карелии только в двух храмах сохранилась живопись «небес»: в Успенской церкви г. Кондопоги и часовне Архангела Михаила на о.Кижи.

2↑ Клинья «неба» под тремя с лоями записи. Верхний слой — поновление местного иконописца Михея Абрамова — выполнено в конце XIX века.

3↑ РГДА ф.1209 оп.2 д.1137 л.378. Данные переписной книги любезно предоставлены С.В.Воробьевой, начальником отдела истории и этнографии музея «Кижи».

4↑ Там же.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф