Рама к иконе «Преображение Господне» с 16 клеймами «Страсти Господни»

Рама к иконе «Преображение Господне» с 16 клеймами «Страсти Господни»

Рама с 16 клеймами «Страсти Господни». Сюжеты клейм (сверху внизу, слева направо):


  1. Омовение ног. На фоне белокаменных палат (интерьер как бы в разрезе) двенадцать учеников сидят в круг на прямоугольных скамьях. Христос слева, умывает ноги Петру.

  2. Моление о чаше. Христос изображен в центре три раза: обращается к ученику; обращается к отцу; коленопреклоненный. Слева, вверху отделенный грядой облаков — ангел с чашей. Группа из трех сидящих апостолов внизу, справа.

  3. Предательство Иуды. Стража и иудеи окружили Христа. Иуда приник к Христу, лицо его обращено к предводителю стражи. Петр отрезает стражнику ухо.

  4. Приведение Христа к Каиафе. Стражники привели Христа к Каиафу; рядом с которым восседают фарисеи и книжники. За Христом следует опечаленный ученик (Иоанн Богослов). На фоне палаты действие условно происходит в одной из них.

  5. Отречение Петра. На первом плане 1 отречение (у костра). На втором плане, за условной стеной — палаты данные как бы в разрезе 2 и 3 отречение. На карнизе одной из башенок изображен петух. Слева плачущий Петр, выходящий вон.

  6. Приведение Христа к Пилату. Действие условно происходит внутри палат. Пилат восседает на высоком престоле. Справа группа иудеев, слева воины с Христом.

  7. Приведение Христа к Ироду. Царь Ирод в далматике, венце, восседает на престоле слева. Активно жестикулирующая группа, состоящая из иудеев, стражи и Христа — справа. На первом плане условно изображена городская стена. На заднем плане — палаты. Предполагается, что действие происходит в интерьере.

  8. Суд Пилата (Пилат умывает руки). Христос и стоящие за ним стражники изображены на первом плане слева. Пилат (уже в другой, чем в 6 клейме одежде) восседает на престоле. В правой руке у него плат. Справа от Пилата отрок с сосудом воды. За престолом иудеи.

  9. Поругание Христа. В центре. справа, Христос, облаченный в хламиду с терновым венцом на голове. Он окружен глумящимися и избивающими его странниками. Слева группа из двух припадающих учеников. В глубине двора иудеи, к которым обращается уходящий Пилат (изображен на фоне дверного проема). На заднем плане здания неопределенного стиля (с элементами западной архитектуры).

  10. Путь на Голгофу. Слева — предводитель стражи ведет связанного Христа, за ним следуют ученики; в центре Симон Кириней, несущий крест Христа. Справа два разбойника, несущих свои кресты. Слева на фоне — городская стена, за ней здания неопределенного стиля.

  11. Распятие. На фоне иерусалимской стены три распятия — в центре Христос, по сторонам два разбойника. Слева — скорбящая Мария…, Мария Магдалина и Богоматерь. Справа Иоанн Богослов и Лонгин Сотник. Снизу две фигуры стражников, делящих ризы Христа. В основании креста, в горе Голгофе череп Адама, на который проливается кровь Христа. Сверху «небеса» с личинами померкшего Солнца и Луны, аки «кровь». Фигура Христа несколько провисшая (западное натуралистическое влияние). Крест восьмиконечный с прорисовкой текстуры древесины.

  12. Иосиф просит Пилата разрешить снять тело Христа. Иосиф, склонившись перед Пилатом, просит о позволении снять с креста и похоронить тело Христа. За Пилатом и справа от него фигуры стражников. Действие (условно) происходит внутри палат.

  13. Снятие с креста. Снятое тело Христа поддерживают Богоматерь и Иосиф. За Богоматерью Мария …?, справа припадает к руке Христа Мария…? . Николим вынимает гвозди из ног Христа; Иоанн Богослов, склонившись, обнял ноги Христа. Кровь из ран на ногах Христа проливается на череп Адама в горе Голгофе. Крест восьмиконечный. Действие происходит на фоне городской стены.

  14. Положение во гроб. На фоне городской стены восьмиконечный крест. На первом плане в каменный гроб опускают тело Христа. Богоматерь присев на скамью, поддерживает ноги. На втором плане оплакивающие Христа (слева направо) Мария…, Мария Магдалина, Иоанн Богослов, Никодим.

  15. Воскресение. У закрытого каменного гроба на камне сидит огненный ангел в светлых одеждах — возвещает о воскресении Христа. Две группы стражников, объятые сном, поникли к земле (глаза у стражников открыты). Справа, вверху град Иерусалим.

  16. Сошествие во ад. В центре, в овальной мандорле, Христос протягивает руку Адаму, встающему из гроба. Слева группа: Адам, Ева, ветхозаветные праотцы и пророки. Справа группа: цари Соломон, Давид и др. Фигура Христа обращена влево, лик — вправо. Под ногами Христа — врата ада. Горки на фоне покрыты травами.

Первая четверть ХVIII в.
138х124х3,8 см
КП-106/104

Материал: дерево хвойной породы (сосна или ель), левкас
Техника: золочение, паволока, темпера

Предмет в указателях: Преображенская церковь, о.Кижи; Кижи

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф