Печная фурнитура

Рис. 1. Русская печь в разрезеФото 1. Сравнение печных дверокФото 2. Печная дверца в доме ЩепинаФото 3. Лицевая сторонаФото 4. Оборотная сторонаФото 5. Печь-лежанка в горнице дома ОшевневаФото 6. Дверца с клеймом «ЗИМ Клинцы»Фото 7. Комплект печной фурнитурыФото 8. Клейма.Фото 9. Печь лежанка. Горница, II этаж, д. ЯковлеваФото 10. Топочная дверца

Небольшая коллекция печной фурнитуры в музее-заповеднике «Кижи» состоит из 17 печных дверок; двух колосников; трёх вьюшек-заглушек (одна из них с рамой) и одной печной задвижки с рамой.

Печные дверцы по типу делятся на герметические (с наружным засовом-коромыслом) и простые (внутренняя щеколда закрывается снаружи ручкой вертушкой). В коллекции музея-заповедника «Кижи» представлены только простые дверцы.

Часто дверки выпускались парными — большая (топочная) и меньшего размера (поддувальная или вьюшечная). В коллекции музея-заповедника «Кижи» из 17 дверок только четыре топочные (23,5%), из них две изготовлены в советский период. Данное соотношение свидетельствует, скорее всего, о том, что большую часть коллекции составляет печная фурнитура русской печи, в которых вместо топочных дверок были заслонки, закрывавшие устье печи. К сожалению ни одной заслонки от русской печи в фондовом собрании музея нет. Поддувальные дверки устанавливались в нижней части дымовой трубы, над хайлом (частью русской печи, служащей для выпуска дыма), для удобства использования дымовой заслонки (вьюшки) (Рис 1.). Поэтому такие дверцы часто называют вьюшечные.

Литые печные дверки выпускались на многих заводах. Зачастую одни и те же сюжеты отливали на заводах Урала, Центральной России, на Севере (например, на Александровском заводе в г. Петрозаводске). При отсутствии клейм сложно точно установить место и время производства, поэтому в некоторых случаях атрибуция дана со знаком вопроса (?).

Многие печные дверцы можно рассматривать и любоваться, как произведениями искусства. Как правило, печные дверцы, изготовленные в XIX в. и в начале ХХ в. украшены богатым рельефом. В рисунках печных приборов использовались разные художественные стили: барокко, классицизм, рококо и ампир. Также различные типы орнамента — растительного и геометрического: сочетание цветов, гроздьев, листьев, розеток, кантов. Дверцы, выпущенные в более поздний период, украшены значительно скромнее.

Патриотический подъём 1812 года повысил интерес к атрибутам воинской доблести, обращению к ним в прикладном искусстве. Значительная часть печных дверок в фондовом собрании (8 из 17) украшена военной тематикой.

Так в музейной коллекции есть три дверцы с барельефом в центральной части, изображающим фанфару, продетую в лавровый венок, обвитую шнуром с кистями и окружённую дубовой и оливковой ветвями (КП-6620, КП-318/56 и КП-10600). Несмотря на подобность изображения, размеры у первой и двух последних дверок различны (Фото 1.), что позволяет предположить, что дверцы КП-318/56 и КП-10600 отливались на одном заводе, а дверца КП-6620 на другом. Дверца с подобным изображением вставлена в печь в доме Щепина (Фото 2.) и имеет клеймо: «ЦиЛ // ДЗ». Из чего можно сделать вывод, что изготовлена эта дверца была на предприятии «Цыплакова и Лабунского // Дубенский завод».

Две дверцы с аналогичными античными квадригами (КП-318/54 и КП-10601) (Фото 3. и 4.), вероятнее всего изготавливались на разных заводах. Судя по тонкости литья, по наличию сквозных отверстий в нижней части дверцы КП-10601, она, вероятно, была отлита на чугунолитейном Мальцевском заводе. Однако из-за отсутствия клейма уверенно это утверждать нельзя.

А вот печная поддувальная дверца с квадригой КП-11342 имеет клеймо овальной формы с надписью «В. Т. и К° / ЧЕРЕПЕТСКИЙ ЗАВОД». Первая половина клейма расшифровывается как, «Русский Верёвкин и швейцарец Тальман» (Веревкин, Тальман и Ко.). Эта компания была учреждена в 1901 году богатым промышленником Павлом Ивановичем Верёвкиным, после покупки им Черепетского чугуноплавильного завода. После смерти П. И. Верёвкина, с 1909 по 1918 гг. заводом владел Эрнст Богданович Тальман.

В коллекции музея есть две дверцы со светской тематикой. Дверца КП-318/55 украшена рельефным изображение двух путти (итал. Putti — младенец — изображение мальчиков-младенцев — излюбленный декоративный мотив в искусстве итальянского Возрождения). В нижней части дверцы есть клеймо «АЛЕКСА ЗАВО» — Александровский завод.

А на дверце КП-9357 изображена ваза с «факелом», украшенная ветвями с гроздями винограда, бантами и пальмовыми ветвями.

Есть несколько дверок с растительным и геометрическим орнаментом. На одной из них (КП-223/19) в центральном картуше рельефные буквы «ДМЗ». Точно расшифровать клеймо нам пока не удалось. Есть предположение, что так клеймили литьё Дубенского чугунолитейного завода.

Печные дверцы советского периода, как уже говорилось выше, не так богато украшены, как рассмотренные выше, но и про них есть что сказать. На топочной печной дверце КП-11190 имеется клеймо «ЗМИ Клинцы»: завод металлоизделий города Клинцы. Это клеймо позволяет не только установить производителя, но и сузить датировку предмета (1956–1966 гг.), исходя из истории предприятия. В 1956 году артель им. Кирова, изготовляющая плиты, дверцы, вьюшки, чугунки и прочие изделия, объединилась с метизным заводом в новое предприятие — Клинцовский завод металлоизделий. 07 декабря 1966 года завод металлоизделий был переименован в Клинцовский завод поршневых колец. Аналогичная дверца установлена на печи-лежанке в горнице дома Ошевнева (Фото 5 и фото 6).

Особое внимание хочется обратить на комплект печной фурнитуры из светёлки дома Серых (дер. Дудниково, Медвежьегорский р.) (Фото 7.). В этот комплект входит три печных дверцы разных размеров (одна из них топочная), колосник, задвижка с рамой, две заглушки-вьюшки (одна из них с рамой). На всех предметах (кроме колосника) есть идентичные клейма: «[П]ЛЗ» (Фото 8.), что говорит о том, что вся печная фурнитура была изготовлена одним производителем. Точно производителя пока установить не удалось.

Расположение печных дверок печи-лежанки рассмотрим на примере печи сложенной в горнице второго этажа в доме Яковлева на о. Кижи (Фото 9.) В этих печах использовались две дверки — топочная (большая) (Фото 10.) и поддувальная или вьюшечная (малая). Сюжет, изображённый на топочной дверце печи-лежанки в доме Яковлева аналогичен сюжету на дверцах из фондового собрания КП-17/75 и КП-257/81, однако отверстия в нижней части дверцы и качество литья позволяют предположить, что производители у этих дверок разные.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф