Плотницкий инструмент

Плотницкое дело — одно из самых распространенных занятий в Олонецкой губернии. Это объясняется тем, что все постройки крестьянского мира были деревянными. Сложность и разнообразность деревянной архитектуры говорит о высоком профессионализме плотников. В связи с этим и набор инструментов, используемых в плотницком деле, очень многообразен — он мог варьироваться в зависимости от специализации каждого плотника.

В данном комплексе представлены основные инструменты плотников кузнечного производства. В отличие от предметов быта, инструмент изготавливался из стали или имел стальную вставку (лезвие), которая требовала дальнейшей термической обработки. Сложность процесса создания инструмента увеличивает и ответственность мастера. Только на инструментах можно встретить клейма изготовителей — это своеобразный знак качества, гарантия мастера.

Практически все операции с деревом в то время выполнялись топором, поэтому он был одним из основных инструментов. Многообразие приемов работы с ним требовало и многообразия его форм (плотницкий топор, колун, просек и т. д.). В отличие от всех остальных инструментов, топоры делались исключительно для конкретного мастера, начиная от веса и заканчивая формой топорища. Существовало несколько технологий изготовления плотницких инструментов с режущим или рубящим рабочим краем. Одной из самых древних со времени Новгорода была техника трехслойного пакета, когда в лезвие топора с помощью кузнечной сварки вваривался стальной клин. Это уменьшало затраты дорогой стали. Для получения такого пакета лезвие топора в длину разрубали и вваривали внутрь разруба стальной клин, получая на лезвии трехслойный пакет из двух слоев железа и одного слоя стали. Подобная технология использовалась и в конце XIX — начале XX в. Вторым методом изготовления рабочей части инструментов было наваривание стальной полосы на железную основу.

Ковка топора из цельного куска стали, которая используется в настоящее время, является более поздней технологией. Основное ее преимущество заключается в том, что нет необходимости производить кузнечную сварку.

И. С. Воробьёв, автор выставки, научный сотрудник отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф