Сев

Вид занятия:
хозяйство
Время проведения:
май-июнь, август
Традиционно занимались:
мужчины
Материалы и инструменты:
вручную.

Сев зерновых производился вручную. Старались выбрать тихую погоду, она лучше для равномерного посева; также учитывался рост луны — сеяли на растущую луну (нановцы). Прибывание луны по поверьям сулило прибыль урожая. Всегда считалось хорошо угадать сев под дождик.

Яровые культуры — овёс, ячмень, горох, лён, пшеницу, гречиху сеяли обычно в период с Егория вешнего (06.05 н.ст.) по Алёну-льняницу (03.06 н.ст.) в соответствии со степенью их требовательности к теплу. Сначала сеяли овёс, потом горох, ячмень, лён с пшеницей и гречихой (две последние культуры выращивались на незначительных площадях).

Озимую рожь сеяли с Ильина дня (02.08 н. ст.) по Преображение (19.08 н. ст.).

Для сева семена насыпали в специальную плетёную из бересты ёмкость — севалку (севатку, лукошко). К ней была привязана лямка — обычно длинная верёвка, которая перекидывалась через плечо. Сеятель разбрасывал семена по вспаханному и заборонённому полю крупными горстями в определённом ритме. Затем семена запахивали сохой и заделывали бороной.

Считается, что массовое освоение пахотных земель в Заонежье началось вследствие новгородско-псковской колонизации, а именно с 10–11 вв. Вероятно, новгородцы принесли сюда и привычные им полевые культуры, из которых наиболее значительные площади занимали рожь и овёс. Ячмень в Заонежье находился на третьем месте по занимаемым площадям и также имел большое значение для хозяйства и питания заонежан. В к. 19 – н. 20 вв. в Заонежье также высевали незначительное количество пшеницы и гречихи. Непременно сеяли горох, из технических культур — лён и, в редких зажиточных хозяйствах, коноплю, шедшую для изготовления верёвок для нужд рыболовства и озёрной навигации.

Сев являлся сокровенным действием и с ним было связано много поверий и суеверий, которые следует отнести к обрядовой стороне деревенской жизни. Боялись сглаза; в день начала посевной никому ничего не одалживали, чтоб не отдать случайно своё счастье, сеять ехали не евши, чтобы разжалобить матушку сыру землю и др.

При посеве ржи считалось, что лучше сеять старью, сбережённым зерном прошлого урожая. Кроме того, сбережённые семена прошлогоднего урожая на севере, где своего хлеба обычно не хватало на весь год, служили своего рода показателем крепости хозяйства. Но «ежли в ночь на Петров день дождь случится, то отсеяться рожью будет лучше «новью», чем «старью» — такова была примета.

Литература:

Традиционная культура русских Заонежья. Справочно-методическое пособие для экскурсоводов / ред. сост. Г.А. Михайловская. Петрозаводск, 2005. С. 48 – 49.

К.К.Логинов. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья. /Российская академия наук. Карельский научный центр. Институт языка, литературы и истории. СПб.: «Наука», 1993. С. 14 – 18.

К.К.Логинов. Русский народный календарь Заонежья. «Кижский вестник» №9, Петрозаводск, 2004.

Подготовлено Скобелевым О.А.

VkontakteFacebook
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф