Ткачество поясов на бёрдышке

Вид занятия:
ремёсла
Назначение:
декоративное; символическое значение, основанное на религиозных представлениях народа
Традиционно занимались:
женщины
Материалы и инструменты:
льняная нить, шерстяная нить, бёрдышко.

Обязательным элементом женского и мужского крестьянского костюма всегда был пояс. В обыденном представлении крестьянина любая опояска была предметом, способным противостоять нечистой силе и болезни, пояс и крест имели одинаковую охранительную функцию.

Основой для изготовления поясов служили льняные и шерстяные нити, и существовало несколько техник изготовления поясов: плетение, ткачество поясов на дощечках, на «ниту», на бёрдышке (рама, состоящая из набора дощечек с отверстиями по середине и небольшим зазором между ними). Ткачество на бёрдышке — один из самых поздних приёмов изготовления поясов в сравнении с древними плетением и тканьем на дощечках, по мнению историков эта техника в Средней Европе по¬явилась не ранее XIII-XIV вв., в Олонецкой губернии на бердечке ткали карелы (техника называлась pirdane), русские Заонежья и Пудожья.

Для ткачества на бёрдышке нити основы заранее заготавливаются на все изделие, их закрепляли узлом на какой-то опоре, пропускали поочерёдно через круглые отверстия в узких дощечках и прорези между дощечками. При поднимании и опускании бёрдышка нити в отверстиях оказывались то вверху, то внизу, образовывая зев, куда в поперечном направлении проводили челночок с уточной нитью; прибивался уток бральницей — деревянным ножом или челноком. Чем больше на бёрдышке отверстий и прорезей, тем шире пояс.

Тканые на бердечке пояса характеризуются высо¬ким мастерством исполнения и довольно сложными орнаментами. Рисунок тканого на бердечке пояса мог быть не замысловатым — полосатым, образованным цветными полосками основных нитей. Встречались и узорные пояса, в каждом зеве на бральницу набирались узорные нити согласно рисунку, бральница ставилась на ребро и уточная нить проводилась то вправо, то влево. Узорные пояса имели белый или серый фон, в рисунках использовались нити красного, синего, зеленого цветов. Орнаменты браных поясов очень разнообразны, как правило, различные фигуры повторялись, образуя раппорт рисунка, состоящий из геометрических мотивов — обычные и сложные кресты, ромбы, S-образные фигуры и другие уголковые фигуры. Все узорные мотивы, как правило, были заключены в рамку между боковыми цветными полосками. В Заонежье до 1930-х годов пользовались спросом пояса, вытканные скрытницами-старообрядками со словами молитв.

Vkontakte@kizhi
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф