Жатва

Вид занятия:
хозяйство
Время проведения:
август
Традиционно занимались:
женщины
Материалы и инструменты:
серп.

Для жатвы («жнитвы» — местное название) зерновых использовали серп — сельскохозяйственное орудие, представляющее собою полукруглый клинок с зазубренным лезвием, вставленный в цилиндрическую рукоятку. Косы для жнитвы в Заонежье не использовали.

Приступали к жатве в августе — в первой половине убирали озимые, а в конце месяца после Успения (28 августа н.с.) — яровые. Первой вызревала рожь, за ней овёс, ячмень (жито) и горох.

Различают три степени спелости зерна: молочную (при надавливании выделяется мучнистое молочко), восковую (зерно мягкое и просвечивает на свет) и полную (зерно твёрдое, легко отделяется от колоса). Жнитву начинали в конце восковой спелости. Жали преимущественно женщины, хотя были и исключения из этого обыкновения — всё зависело от обстоятельств конкретной семьи.

Зажиточные крестьяне, имеющие много земли, зачастую нанимали жней на жнитву за плату деньгами или зерном, работа была сдельная, платили за снопы. Девушки шли на такую работу с желанием, т.к. заработок давал им возможность купить себе обновки или украшения. Также нанимались на жнитву к зажиточным бедные крестьяне, имевшие мало своей земли. Помочь (артельная помощь хозяину) использовалась в тех случаях, когда необходимо было быстро убрать полёгший или осыпающийся хлеб.

При жатве серпами на правую руку надевали широкую точивную повязку («нарукавник»), чтобы защитить руку от уколов острой травы и соломы.

Срезанную первую пясть ржи свивали и затыкали за пояс — «чтоб спина не болела». Эту первую вязку ржи в первый день клали за домашнюю икону.

Последний не сжатый кружок колосьев загибали к земле, завивая их по кругу, иногда присыпая колосья землёй — чтобы вернуть земле потраченную силу. Это называлось «завить бороду Илье». Заламывание колосьев выполнялось обязательно не голой рукой, а через передник или платок — чтобы обряд не потерял магическую силу. Чтобы вернуть себе растраченную на жнитву силу, жнеи катались по сжатому полю, по стерне приговаривая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку!»

Литература:

1. Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. С-Пб., 2003. С. 220.

2. Традиционная культура русских Заонежья. Справочно-методическое пособие для экскурсоводов /ред. сост. Г.А. Михайловская. Петрозаводск, 2005. С. 48.

3. Агапитов В.А. Сушка и обмолот зерновых в Южном Заонежье в к. 19 – н. 20 вв. // Кижский вестник № 5. Петрозаводск, 2000. С. 135

Подготовлено Скобелевым О.А.

VkontakteFacebook
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф