Деревни Потаневщина и Серёдка (о. Большой Клименецкий) @kizhi
Деревня Потаневщина
От старого поселения сохранилось только два дома. Отсюда в музей «Кижи» перевезен дом крестьянина К. Елизарова — самый старинный из сохранившихся. Он считается одним из лучших образцов традиционного заонежского крестьянского дома и украшает главную экспозицию музея. В деревне Потаневщина с 1823 года жил самый знаменитый сказитель в истории русской фольклористики — Трофим Григорьевич Рябинин. От него было записано 23 былины, большинство из которых относятся к лучшим образцам русского героического эпоса. Трофим Рябинин стал символом таланта заонежского крестьянина.
Деревня Серёдка
В прошлом Середка была большим селом, но сейчас её дома не сохранились. На окраине деревни Середка, на высоком открытом берегу, стоит мельница, перевезенная из села Толвуя. Облик мельницы необычен для Кижской округи. Её строитель, житель Толвуи Павел Семёнович Коньков, взял за образец ветряные мельницы Прибалтики, поэтому её облик так не похож на привычные силуэты кижских мельниц. У традиционной мельницы сруб целиком насаживался на врытый в землю столб, и всю мельницу поворачивали по ветру. У толвуйской мельницы поворачивается только верхняя часть — шатер с крыльями, а высокая восьмигранная башня остается неподвижной. Необычно и то, что мельница покрыта дранкой — уложенными в ряды тонкими сосновыми дощечками. Появление таких построек показывает, что в начале XX века в традиционную архитектуру Русского Севера начинают проникать новые влияния.
Серёдка — знаменитое место. В этой деревне жил один из сказителей Кижской волости Леонтий Богданов — именно его пение случайно услышал чиновник Олонецкой губернской канцелярии и собиратель фольклора П. Н. Рыбников и, пораженный необычным звучанием древних былин, отправился в Кижскую волость. Здесь он сделал открытие, повлиявшее в дальнейшем на всю русскую культуру. Исследователь обнаружил, что не где-то далеко, а по соседству с русской столицей Петербургом находится край, где поются былины, и в каждой деревне есть свой знаменитый певец. К этому времени считалось, что никто в России их уже не исполняет, существовали только записи текстов. Позднее в деревни Кижской волости неоднократно приезжали известные учёные, чтобы познакомиться с уникальным явлением, отсюда пошла слава о Заонежье как об «Исландии русского эпоса».