Заонежская бесёда: готовимся ко Дню всех влюблённых по старинным традициям
@kizhi
![](/media/thumbs/info/e3/d1/img_6435.jpg)
![](/media/thumbs/info/9a/fb/img_6474.jpg)
![](/media/thumbs/info/f1/dd/img_6478.jpg)
![](/media/thumbs/info/d5/4d/img_6486.jpg)
![](/media/thumbs/info/59/5e/img_6495.jpg)
![](/media/thumbs/info/12/80/img_6503.jpg)
![](/media/thumbs/info/3b/31/img_6511.jpg)
![](/media/thumbs/info/95/8e/img_6512.jpg)
![](/media/thumbs/info/14/b7/img_6514.jpg)
![](/media/thumbs/info/42/a6/img_6527.jpg)
![](/media/thumbs/info/ff/b1/img_6532.jpg)
![](/media/thumbs/info/54/76/img_6538.jpg)
![](/media/thumbs/info/0f/98/img_6544.jpg)
![](/media/thumbs/info/96/8c/img_6558.jpg)
12 февраля посетители выставочного зала на пл. Кирова, 10 А познакомились с выставкой «Красота богоданная, красота рукодельная» и стали участниками интерактивной программы «Заонежская молодёжная бесёда». Традиционные игры, хороводы, великолепный рассказ руководителя фольклорно-этнографического ансамбля Натальи Михайловой, красивые костюмы — воскресный день в музее «Кижи» подарил много позитивных эмоций тем, кто это видел.
Бесёда — это один из способов времяпрепровождения молодёжи в деревне. Традиционные хороводы и игры — «перепёлка», «утушка», «круг», «сорви голову» и др.— в центральных и южных областях России исчезли, а на Русском Севере сохранились вплоть до 1930-х гг. Фольклорно-этнографический ансамбль музея «Кижи» бережно, по крупицам собрал традиции проведения молодёжных бесёд.
В конце XIX — начале XX веков в Заонежье бесёдой называлось молодёжное гуляние, которое проходило в закрытом помещении — избе (по-заонежски — «фатере»). Обычно молодёжь нанимала избу у одинокой старушки или у небогатых людей, как правило, это была курная изба, где печь топилась по-чёрному. Если начинались танцы, то стол отодвигали или выносили наружу. Фатеры освещались свечами, лучинами, а в начале XX века керосиновыми лампами. 12 февраля 2017 года в качестве «фатеры» для бесёды выступил инфоцентр музея «Кижи».
Игримые бесёды — вечеринки только для развлечения — были многолюдные, отличавшиеся богатством нарядов, на них обязательно присутствовали парни, которые и нанимали избу. Такие бесёды проводились по воскресным дням и в престольные праздники. На прядимые бесёды девушки приходили с рукоделием, непременно с прялкой, которая сопровождала крестьянку всю жизнь. Обучение прядению начиналось с пяти — семи лет, в это время родители или брат дарили девочке маленькую прялицу. Умение прясть ценили очень высоко, по нему судили о достоинствах будущей невесты. На прядимые бесёды, в отличие от игримых, девушки и парни одевались буднично. Женский повседневный костюм представлял собой комплекс, состоящий из женской рубахи (станушки), сарафана (чаще всего ситцевого) и обязательно передника (или фартука). Волосы заплетали в одну косу одной или двумя лентами. Замужние женщины покрывали голову «чепцами». Мужской же костюм состоял из портов, заправленных в сапоги, ситцевой рубахи-косоворотки и пояса.
14 февраля — бесплатный вход для всех желающих на выставку «Красота богоданная, красоту рукодельная». Ждём вас в выставочном зале на пл. Кирова, 10 А с 10.00 до 18.00. Справки по телефону (814–2) 79-98-66.
Отдел изучения и музейной презентации фольклорного наследия | |
---|---|
адрес: | г. Петрозаводск, наб. Неглинская, 23 |
телефон: | (8142) 79-98-65 |
e-mail: | fet@kizhi.karelia.ru, mihailova@kizhi.karelia.ru |
контактное лицо: | Михайлова Наталья Сергеевна |