Загадочные кресты с «глазком» в Царствие Небесное @kizhi
Загадочные артефакты находят не только в Египте или на плато Наска. Буквально неделю назад в музее «Кижи» появились три предмета «с секретом». Это три костяных нательных креста довольно грубой работы, но в каждом из них есть крошечное «окошко в горний мир», напоминающее сказку о «Левше» и классический вопрос средневековой схоластики: «Сколько ангелов уместится на конце иглы?». Чтобы приоткрыть тайну крестов, потребовались совместные усилия историков, искусствоведов и реставраторов.
«Ангел на конце иглы»
Крестики передал музею известный коллекционер из Санкт-Петербурга, уроженец Карелии, художник Максим Максимов. В центре каждого креста есть крошечная линза, через которую можно видеть картинку духовного содержания. В первом случае это изображение храма, во втором — человек, в третьем — некое действо. Размер каждой картинки — меньше квадратного миллиметра! Когда, кем, как, из чего и для чего изготовлены эти предметы? Реставратор музея Игорь Кожевников установил, что крестики сделаны из моржового клыка и протравлены квасцами для придания им красного цвета. Глубина окрашивания составляет всего 0,2–0,3 мм. Художник-реставратор Рената Гашкова с помощью электронного микроскопа сделала фотографии картин в глазках, усилив резкость и яркость изображения, что позволило разглядеть детали, недоступные невооруженному глазу.
Эксперт-искусствовед Екатерина Рычкова идентифицировала изображения как колокольню Серафимо-Дивеевского монастыря (предположительно), моление святого Серафима Саровского и сцену поклонения волхвов в пещере Рождества в Вифлееме.
Палестина или Ладога
Впрочем, на этом вопросы только начинаются. Уже определение места создания крестов является непростой задачей. Разные источники указывают на Палестину, Киев, Ладогу, Дивеево и т. д. По одной из версий, в линзу вставлялись изображения того храма или монастыря, в котором кресты продавались. По другой версии, они могли быть изготовлены в мастерских Валаамского монастыря. Миниатюрность литографий в глазках предполагает использование точной оптики, а на Валааме была своя часовая мастерская и можно допустить, что изготовлением оптических миниатюр занимались монахи-часовщики.
С другой стороны, в Серафимо-Дивеевском монастыре Нижегородской губернии в 1875 г. были созданы литографическая и фотографическая мастерские. Помимо прочего, там тиражировали печатные иконы, в том числе — образ основателя Дивеевской обители Серафима Саровского.
Окончательный ответ на вопрос о месте создания крестиков мог бы дать демонтаж глазков, поскольку на обороте старинных микролитографий часто ставили подпись автора или печать мастерской. Заодно можно определить материал, на котором выполнены изображения. Рената Гашкова предположила, что картины в глазках могли быть выполнены не на бумаге, а на чем-то прозрачном, похожем на пленку, ведь изображения видны только на просвет. К тому же, во второй половине ХIХ века в России уже использовали технику метахромотипии, которая позволяла переводить печатные картинки с бумажных литографий на фарфор, металл и стекло.
В то же время, не исключено, что все три креста изготовлены в разных мастерских и различаются техникой изготовления изображений в глазках (фотопечать на бумаге, гравировка на пленке, стекле, метахромотипия на линзе и т. д.).
Обретение мощей
Точную дату изготовления крестов установить невозможно. Если они сделаны в Серафимо-Дивеевском монастыре, то литографии могли быть выполнены не ранее 1875 года, когда в монастыре начали заниматься метахромотипией и фотографией. С другой стороны, литографии с изображением Серафима Саровского получили особенное распространение гораздо позже — в 1903 году, в связи с обретением мощей и канонизацией святого. Однако в нашем случае святой изображен без нимба, что может быть продиктовано как более ранним происхождением предмета (до канонизации Серафима Саровского), так и особенностью техники (на некоторых иконах Серафима Саровского нимб едва намечен контуром и при переводе в тиражную технику мог не пропечататься).
Крест без распятия
На происхождение крестиков косвенно указывает присущая им символика. В описаниях, представленных в Госкаталоге музейного фонда Российской Федерации, предметы подобного типа, распространенные в конце XIX — начале ХХ вв., именуются «валаамский крест». Это кресты паломнические; привезенные из духовных странствий, они попадали в храмы и монастыри, передавались из рода в род, становились особо почитаемыми семейными реликвиями. На валаамских крестах нет изображения Распятия и образа Иисуса Христа, что восходит к древней, еще домонгольской традиции. Вместо этого, декор крестика составляют семь кругов. Центральный символизирует Иисуса Христа; слева и справа — пророки Моисей и Илья; сверху Бог-Отец; снизу — три апостола. Сама форма креста символизирует Голгофу. Тельные кресты с подобным орнаментом были распространены в христианской Скандинавии и на Русском Севере.
Земной удел Богородицы
Важную информацию можно извлечь и из самих изображений. На просвет в глазок одного из крестов видно изображение молящегося Св. Серафима Саровского и подпись печатными буквами: «Изображенiе Iеромонаха. Серафима в ночное время на камнҍ совершающаго молитвенный подвигъ». Под микроскопом удалось рассмотреть детали изображения. Композиция литографии восходит к иконописному образу «Серафим Саровский в молении на камне». Самое раннее изображение старца относится к периоду после его кончины в 1833 году. Описание его молитвенного подвига было изложено в первом печатном издании жизнеописания преподобного в 1841 году.
В глазке второго креста видно изображение храма. При этом изображение перевернуто и смещено в левый верхний угол. Оптическая трубка установлена слегка под наклоном, крепежное кольцо сомкнуто неровно. Точно идентифицировать храм не удалось, но можно предположить, что тут изображена колокольня Серафимо-Дивеевского монастыря, почитаемого православными церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы».
В глазке третьего креста видно изображение сцены поклонения волхвов в Пещере Рождества в Вифлееме и придел Яслей. Под изображением — подпись на итальянском языке печатными буквами: «Grotta della Nativitá di N. S. Gesú Cristo in Betlemme» (Пещера Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа в Вифлееме).
«И небо в чашечке цветка»
Все три креста содержат уникальные сюжеты, которые не встречаются в собраниях других музеев, и хранят множество загадок, которые еще предстоит разгадать сотрудникам музея «Кижи» и их коллегам из других музеев и научных центров. И это не единичный случай, поэтому, работая в музее, нужно уметь, как в стихотворении У. Блейка, «в одном мгновенье видеть вечность, огромный мир — в зерне песка».