Фея фондохранилища VkontakteFacebook

Рената Гашкова — реставратор тканейСерьги-бабочки. Общий вид до и после реставрации.Реставрация настилальника с подзором. Процесс укрепленияКукольный домик. Общий вид. Совместная работа Игоря и Ренаты ГашковыхФото волокон льна (сверху) и хлопка (снизу) под микроскопом

3 апреля музей-заповедник «Кижи» впервые открывает своё фондохранилище на площади Кирова для экскурсий. Событие в музейном мире очень редкое, только ведущие музеи России могут позволить себе такую роскошь — открыть святая святых, подготовить экспозицию из фондовых предметов, многие из которых до сей поры не видел никто. Уверены, что школьникам будет интересно и полезно узнать историю Карелии через коллекции предметов из металла и текстиля, дерева и керамики, образцы археологических изысканий и городские костюмы XIX века.

На первом этаже фондохранилища находятся мастерские реставраторов. Это уникальные люди, супер-профессионалы, каждый из которых — на вес золота. Наверное, поэтому так сложно взять у них интервью, они не растрачиваются на общение с внешним миром, не любят рекламы и шумихи вокруг своих персон. Они ежеминутно заняты своим делом. Очень кропотливым, не терпящим суеты.

Рената Гашкова — реставратор тканей. Это очень обобщённое название её должности, на самом деле Рената реставрирует всё, что соткано, сшито, вышито, связано, сплетено. Это может быть вышитое полотенце, самотканые порты или сделанные из бисера серьги.

Над серьгами-бабочками Рената трудилась месяца четыре. В руки реставратора они попали в довольно плачевном виде — старый, ломкий конский волос, на который нанизан бисер, порвался во многих местах, бисер потерялся. Сначала нужно было досконально разобраться с задумкой мастера, изготовившего серьги более ста лет назад, понять схему переплетения, зафиксировать её на десятках фотографий, сделать графическую копию на компьютере, а потом и руками изготовить макет, полностью повторяющий оригинал.

Каким будет ход реставрации, сколько утрат изделия будет восполнено — это решает научно-реставрационный совет. Серьги можно было просто перенизать на новую основу, остановить процесс разрушения, не восполняя утраты бисера — даже в таком виде они представляли бы собой большую музейную ценность.

Но Ренате доверили практически полностью восстановить первоначальный вид украшения, теперь серьги-бабочки занимают своё достойное место в экспозиционных коллекциях музея «Кижи».

«Раньше девушки с раннего возраста приучались к хозяйству, готовили приданое. В этом была необходимость, надо было одеть всю свою семью, а для этого требовалось уметь прясть нити, ткать из них полотно, шить одежду, предметы быта, украшать их вышивкой, кружевом. В каждой семье были неповторимые изделия ручной работы, которыми мы сегодня восхищаемся» — говорит Рената.

Сохранять эти предметы старины как можно дольше — и есть главное предназначение реставраторов. Не навредить в процессе реставрации — целая наука, она роднит реставраторов с физиками и химиками. Вот Рената часами сидит у микроскопа. Зачем? Например, определить состав волокон, из которых сделана та или иная ткань. Ведь лён, шёлк, шерсть, вискоза требуют совершенно разного к себе отношения, определённые химические препараты могут быть безопасны для одного состава ткани, и совершенно губительны для другого.

А ещё в этом есть что-то волшебное. Вот Рената колдует над составом, который мягко очистит покрывало из дома Яковлева. Вот с лёгкой грустью показывает кукольный дом, который она сделала два года назад для выставки «В доме старом, в доме чудном». С грустью, потому что сейчас совсем нет времени на создание таких шедевров. Куклы в старинных нарядах, диваны, секретеры, чайные сервизы и даже маленькая собачка — всё сделано так искусно и с такой любовью, ну разве это не волшебство?

К открытию фондохранилища для посещения реставраторы относятся спокойно. Да, придут люди, увидят результаты их труда, узнают что-то новое. Испытывает ли Рената гордость по этому поводу?

«Мы для того и работаем, чтобы у современников и потомков была возможность познакомиться со своей историей, традициями. Испытываю огромное удовольствие, когда я понимаю что предмет, прошедший через мои руки, может быть показан публике без особого ущерба для его состояния сохранности, что он может служить образцом, источником информации, например, для людей, занимающихся народным традиционным и декоративно — прикладным искусством».

А вот о славе Рената совсем не думает. Она думает о своей работе — как сберечь то богатство, которое ежедневно попадает в её маленькую мастерскую. А значит, есть надежда, что кижские коллекции сохранятся на долгие-долгие годы.

Елена Малишевская

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф