Retro-look в стиле начала XX века, или Красота спасёт мир VkontakteFacebook

Ежегодный конкурс «Лучший городской костюм конца XX в.» — одно из ключевых событий музейного праздника „Иллюзии Старого города“. Торжественное дефиле, в течение которого можно увидеть роскошные костюмы, стилизованные под эпоху 100-летней давности, неизменно привлекает большое количество зрителей и вызывает самые громкие аплодисменты. Невозможно переоценить значение конкурса, ведь именно обилие костюмированных персонажей способствует созданию неповторимого колорита праздника на улочках квартала исторической застройки.

В 2015 году конкурс проводился уже в 6-й раз — и в нём приняли участие 23 человека. Крайне приятно отметить тот удивительный факт, что за время существования конкурса у него появилась постоянная аудитория активных участников, ежегодно создающих новые рукотворные шедевры.

Потенциальным участникам конкурса предлагалось принять участие на выбор в 3-х номинациях: «Детский городской костюм начала XX века», «Классический городской костюм начала XX века», а также «Прогрессивный костюм начала XX века». Последняя номинация была представлена впервые и великолепно выполнила свою роль, став источником вдохновения для создания самых разнообразных костюмов, отражающих особенно яркие, подчас революционные изменения в моде той эпохи.

По традиции, за неделю до праздника «Иллюзии Старого города» состоялся показ конкурсных работ для коллегии жюри, в результате которого были выявлены победители конкурса по номинациям. Надо сказать, жюри пришлось нелегко — один костюм затмевал другой, а благодаря рассказам-презентациям, подготовленным участниками, присутствующие познакомились с интереснейшими фактами из истории моды.

Юная Софья Ефремова рассказала о происхождении искусственного шёлка, который в России получил распространение под названием «вискоза». Светлана Махнова представила праздничную форму гимназистки. Екатерина Сизьмина создала своими руками ансамбль, состоящий из подпоясанной блузы, длинной юбки и жакета из плотной ткани с элементами мужского костюма, появившийся в начале XX века благодаря активному продвижению женщин в утверждении своих прав наравне с мужчинами. Очаровательная Дарья Синицина сшила детское платье со вставками из вязанного вручную кружева, которое и современная девочка с удовольствием надела бы по особому поводу. Прототипом утончённого наряда мастерицы Полины Тарасенко стало платье из коллекции Александра Васильева «Мода эпохи Югендстиля» — так называли стиль «модерн» в Германии. Активная участница конкурса Вера Аверьянова сделала акцент на особую модную тенденцию того времени, согласно которой материал должен был производить впечатление, словно он небрежно брошен на фигуру, однако силуэтные линии при этом неизменно оставались идеальными. Такой парадокс мог воплотиться только в костюме конструкции «кимоно», который был весьма популярен накануне и во время Первой мировой войны.

Легкий шелест восторженных дамских «ах» и «ох», как ветерок, пролетел над зрителями, когда на сцене появилась Анастасия Кондратьева в роскошном вечернем платье из атласа, тонкой вуали, бархатных аппликаций и декоративных цветов, сопровождаемом эффектным головным убором в восточном стиле. Именно в таком ярком преображении состоял стиль «модерн» — он должен был представить женщину роскошным цветком или яркой бабочкой, подчёркивая при этом естественную красоту.

Уникальным можно назвать наряд, представленный Кирой Георгиевской,— это самое настоящее платье ее прабабушки Александры Ивановны Соловьёвой, которая носила его подростком в 20-е годы XX столетия — то есть почти 100 лет назад! Изящным аксессуаром к платью послужила старинная шляпка. Благодаря сохранившемуся на ней заводскому клейму оказалось возможным определить и её возраст. Ярлычок гласил: «Петроград, Артель „Промгубор“» — значит, шляпка была сделана не позднее 1924 года, когда Петроград был переименован в Ленинград. Шляпка принадлежала Нине Дмитриевне Перуанской — тётушке Кириной мамы.

Очаровательная дебютантка конкурса Юлия Краскова представила романтичное платье в стиле «модерн». В короткий период царствования модерна чуть более ста лет назад, писатели и творческие деятели произносили лозунг «Красота спасет мир». Глядя на Юлию, невозможно было не согласиться с этим замечательным утверждением.

По доброй традиции, среди участников были представлены семейные союзы — дуэты мам и дочерей. Марина и Валерия Сергеевы представили роскошные платья для визитов и прогулок, дополняющие и повторяющие друг друга по фасону, цвету и назначению. Татьяна и Елизавета Кузнецовы создали утончённые летние прогулочные наряды, отражающие одну из важнейших побед, одержанных женщинами в вопросах гардероба — долгожданному избавлению от неволи тесного корсета. Юлия и Светлана Приданцевы подготовились к путешествиям: Юлия сшила практичный и элегантный костюм «тальер» с роскошной шляпой, а Света выбрала актуальный во все времена морской стиль, мода на который берёт начало в середине XIX века, когда королева Виктория и принц Альберт одели в матросские блузы и клёши своих сыновей, желая подчеркнуть связь монархии с королевским военно-морским флотом. В третий раз в конкурсе костюмов принял участие творческий дуэт модельера Татьяны Едошиной и модели Елены Кузьминой. Неизменно создавая впечатляющие образы для конкурса, Татьяна и в этот раз сделала эффектный выбор. Представленное ею платье эпохи «Титаник» было сшито в точности с изображения оригинала, сотворённого модельером конца XIX — начала XX века Люси Дафф-Гордон для богатой леди Хизер Фербенк, Леди Хизер часто заказывала платья сиреневых и лиловых цветов — таким образом, она обыгрывала свое имя «Хизер», которое в переводе означало «вереск».

Несомненно, самый настоящий фурор произвела презентация моделей в номинации «Прогрессивный костюм начала XX века». Тем более, что практически все модельеры этой номинации — постоянные участницы конкурса.

Яркая, обаятельная, энергичная Татьяна Третьякова воплотила смелый образ авиатриссы — женщины-авиатора. Её тёзка и родственница Татьяна Третьякова из Санкт-Петербурга представила эффектный костюм автолюбительницы 1908–1910 годов. Автомобильная тема также привлекла Марину Лисицину, которая не только подобрала к своему костюму аутентичные аксессуары (вплоть до очков-консервов!), но и заказала в обувной мастерской специальные ботиночки. Ариадна Любимова и Егор Портнов проехались по подиуму на ретро-велосипедах, представив удобные и стильные велокостюмы начала XX века. В центре внимания Алины Пиковой оказался довольно экзотический вид спорта того времени — гольф. Оказывается, один из старейших во Франции и первый на Лазурном берегу гольф-клуб «Канн-Манделье» был основан Великим князем Михаилом Романовым. Самой смелой участницей конкурса стала Любовь Хорошко, которая не побоялась капризов карельской погоды и сшила купальный костюм начала XX века. Выглядели такие костюмы очень закрытыми, т. к. барышни той эпохи опасались загара, памятуя о том, что смуглость была уделом простолюдинов.

Красочное дефиле костюмов завершилось торжественным награждением победителей. И хотя число призовых мест всегда ограничено, невозможно не согласиться с тем, что каждый участник конкурса уже сам по себе является победителем, пройдя сложный путь от задумки до создания исторического костюма и сопутствующего ему образа. Мы призываем всех участников конкурса возвращаться на праздник вновь и вновь каждый год, чтобы радовать окружающих и себя красотой созданного наряда. Движение людей, увлечённых винтажной модой, неуклонно развивается — и мы призываем всех желающих присоединяться к нам!

Музей-заповедник «Кижи» выражает глубокую признательность коллегии жюри и спонсорам конкурса за неоценимую помощь в создании настоящего праздника ретро-моды!

Итоги конкурса «Лучший городской костюм начала XX в.»

Номинация «Детский городской костюм начала XX века»:
Победитель — Светлана Махнова, студия «Модный взгляд» ДТДиЮ
Специальный приз жюри «За сохранение семейных традиций» — Кира Георгиевская
Специальный приз жюри «Утончённый образ» — Елизавета Кузнецова, дизайн-студия моды «Традиции и современность» ДТДиЮ
Номинация «Классический городской костюм начала XX века»:
Победители в категории «Любители» — Марина и Валерия Сергеевы
Победитель в категории «Профессионалы» — Юлия Приданцева, студия «Модный взгляд»
Специальный приз жюри «За большой вклад в популяризацию историко-культурных традиций Карелии и России» — Татьяна Едошина
Номинация «Прогрессивный костюм начала XX века»:
Победитель в категории «Любители» — Татьяна Третьякова, г. Санкт-Петербург
Победители в категории «Профессионалы» — Ариадна Любимова и Егор Портнов, студия моды и пластики «Подиум» ДТДиЮ
Специальный приз жюри «За смелость и оригинальность образа» — Татьяна Третьякова, г. Петрозаводск
Специальный приз жюри «Блестящий дебют» — Егор Портнов
Специальный приз Председателя жюри «За мастерство» — Алина Пикова, студия «Модный взгляд» ДТДиЮ
Специальный приз жюри «Эффектный образ» — Марина Лисицина, студия «Модный взгляд» ДТДиЮ
Выражаем благодарность спонсорам конкурса:
Мужская парикмахерская «Like Bro»
Автошкола «Престиж»
Кафе «Мансарда»
Отель «Онего Палас»
Торговая компания «Швейный проспект»

Музей «Кижи» поздравляет победителей и благодарит всех участников конкурса! До встречи на модных показах в 2016 году!

Марина Ноженко, специалист отдела музейных проектов и программ

Музеи России - Museums in RussiaГолосуйте ЗА сайт!