Виола: магия имени. К юбилею В.А. Гущиной Vkontakte@kizhi

Виола: магия имениВиола: магия имениВиола: магия имениВиола: магия имениВиола: магия имениВиола: магия имениВиола: магия имени

Виолу Анатольевну Гущину по стажу работы в музее-заповеднике «Кижи» можно назвать его «ровесницей», ибо она принадлежит к первому поколению музейных работников, стоявших у истоков создания музея и закладывавших основы развития музейного дела по всем направлениям – это научно-исследовательская работа, комплектование фондов, описание памятников архитектуры. Более четырех десятков лет жизнь Виолы Гущиной накрепко связана с Кижами, трудно перечислить все, что сделано за эти годы. Сухим языком цифр – это участие в более чем 50 экспедициях, в десятках научных конференций, авторство более 20 научных публикаций, а также 13 буклетов по основным архитектурным памятникам музея «Кижи», и также каталогов, книг и статей, опубликованных в Карелии, России и за рубежом.

Даже мимолетная встреча с Виолой Анатольевной никого не оставляет равнодушным. Сегодня мы попытаемся разгадать, в чем особая сила и притягательность этой лучистой, искрящейся женщины.

Имя не бывает случайным, оно вольно или невольно определяет судьбу человека, которому дано. Что в жизни ожидало девочку, которую родители назвали таким редким и мелодичным именем – Виола?

Заглянув в словари, читаем: «Виола, Анютины глазки или фиалка Виттрока — одна из самых востребованных цветочных культур». И еще: «Виола (итал. viola) — тип старинных струнных смычковых музыкальных инструментов с ладами на грифе». И это многое объясняет...

В коренной петрозаводчанке Виоле Фроловой смешалось множество кровей: латышская, эстонская, русская и… цыганская, во что невозможно было бы поверить, если бы она не проявилась ярко в дочери Виолы Анатольевны. Цыгане, живущие в Кижах, девочку обожали и безоговорочно принимали за свою.

В истории семьи было множество перипетий: и забавных, и трагических.

Прибалтийские предки, участники одного из национально-освободительных восстаний в 60-е годы XIX века, были сосланы под Тверь. В начале XX века дед был управляющим имением, где в юные годы батрачила будущая звезда русской оперной сцены. Много лет спустя бабушка, слушая радио, говорила: «Сделайте погромче! Наш батрак поет – Сережка Лемешев. Работать не любил, зато пел лучше всех!» В 30-е годы семья перебралась в Карелию.

По линии отца дед Кузьма Фролов – почетный железнодорожник, дядя – известный питерский художник-пейзажист Сергей Фролов. По линии матери много родственников погибло в репрессиях 1937 года.

Военное детство Виолы прошло в Елабуге, в эвакуации. Летом 1946 года семья вернулась в родной Петрозаводск. Здесь Виола закончила школу, а в 1957 году – Петрозаводское музыкальное училище. Этот год стал годом основания Кондопожской детской музыкальной школы, где юная Виола Анатольевна была одним из первых педагогов.

О своем первом учителе говорит Татьяна Николаевна ТИМОНЕН, профессор Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова: «Виола Анатольевна Гущина открыла мне путь в профессию. Я была одной из первых ее учениц по классу фортепиано. С тех пор прошла целая жизнь, все эти годы Виола Анатольевна следит за успехами своих бывших учеников, а мы радуемся ее достижениям. Для нас Виола Анатольевна – это пример оптимизма, образец элегантности, нестареющая натура. По-моему, она очень мудро живет: умеет ставить духовное выше материального, ценить прекрасное, общаться с людьми».

За три года ее работы число воспитанников музыкальной школы возросло с двух десятков до сотни. На 50-летнем юбилее школы в минувшем году Виола Анатольевна была среди почетных гостей.

Могла ли она стать известной, как музыкальный педагог? Возможно… Но поступать в Ленинградскую консерваторию она передумала, а выбрала профессию историка, поступив в 1961 году на исторический факультет Петрозаводского университета. Именно здесь она и встретила верного спутника всей своей жизни Бориса Гущина. Сегодня Борис Александрович Гущин – автор множества научных статей, писатель, театральный критик, заслуженный работник культуры РК, член Союза писателей РК, член Союза театральных деятелей, так же как и Виола Анатольевна, из числа первых сотрудников музея «Кижи». Уже 43 года они вместе идут по жизни, а поначалу были друг другу совсем не интересны: его она просто не замечала, а он старался в ее сторону не смотреть: вокруг Виолы вились поклонники – не подступиться.

Своими воспоминаниями о тех годах поделился Георгий Ефимович Миронов, ныне доктор наук, писатель, атаман Московского казачьего войска: «Полвека назад судьба свела нас с Виолой на студенческом вечере. Я пригласил ее на танец. Тот вальс-бостон и моя очаровательная партнерша спустя столько лет не истерлись в моей памяти. Сияющая улыбка Виолы освещала все вокруг. Жизнь нас разбросала, уже сорок лет я живу в Москве, но наша дружба не прервалась. И сегодня Виола Анатольевна для меня – это олицетворение презумпции счастья. У нее неоспоримый талант делать людей вокруг себя лучше, чем они есть на самом деле. Одно ее присутствие облагораживает все, что есть вокруг».

«Училась Виола легко, отличницей была, - рассказывает Борис Александрович.- От сессии до сессии живут студенты, как известно, весело… И Виола не отставала от ритма студенческой жизни. Пела в эстрадном квартете Петрозаводского университета все шлягеры тех лет: от «Черного кота» до «Карелии», ставшей визитной карточкой, неофициальным гимном нашей республики. Именно в исполнении студенческого квартета впервые в Петрозаводске вживую прозвучали строки «Долго будет Карелия сниться…» Квартет много выступал с концертами, на студенческих вечерах, записывался на карельском радио и телевидении».

Рассмотрели друг друга Борис и Виола во время летней археологической практики после первого курса. Кстати, в одной из археологических экспедиций под руководством Ю.А. Саватеева в Залавруге Беломорского района именно Виоле повезло на своем квадрате обнаружить ранее неизвестный наскальный рисунок.

Поженились Гущины ближе к окончанию университета, в 1965 году.

В 1966 году, уже с маленькой дочкой на руках, Виола Гущина пришла на работу в музей-заповедник «Кижи» в должности старшего научного сотрудника. Через год вслед за ней в музей пришел и муж. Этот «музейный тандем» за годы работы в музее успел сделать очень много, продолжая успешно работать и по сей день.

Во второй половине 70-х годов Виола Гущина исполняла обязанности заместителя директора по научной работе.

Виола Анатольевна много занималась историей и бытом вепсов и карел, готовила материалы научно-экспозиционного проектирования и формирования сектора «Вепсы»: архитектурно-ландшафтной экспозиции и интерьеров крестьянских домов и культовых построек. В частности – экспозицию в доме карельского крестьянина Яковлева. Занималась проектированием воссоздания в историческом аспекте интерьеров Преображенской и Покровской церквей, а также – церкви Воскрешения Лазаря. Разрабатывала научную документацию на архитектурно-ландшафтные и интерьерные экспозиции и выставки; принимала участие в монтаже значительной части выставок и экспозиций музея в 1960-е – 90-е гг. Как человек творческий, Виола Анатольевна освоила, традиционно считавшийся мужским вид рукоделия вепсов - вязание носков одной иглой. Этот уникальный вид рукоделия был введен в «Ожившую экспозицию» музея «Кижи».

Совместно с Б.А. Гущиным составила описи иконостасов Преображенской и Покровской церквей, часовни Михаила Архангела. Подготовила обзоры фондовых коллекций: керамики, прялок, церковных колоколов и колокольчиков, вепсских предметов быта.

На счету четы Гущиных несколько авторских выставок, книга «Дивный остров Кижи» на конкурсе «Книга года – 2005» в Карелии получила премию в номинации «Лучшая книга для детей».

При всех своих заслугах, Виола Гущина не очень жалована наградами, что, пожалуй, говорит о ее абсолютной неамбициозности, но Почетная грамота Министерства культуры РК (1996 г.) и ведомственный знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2001 г.) у нее есть, как и медаль «Ветеран труда».

Виола Анатольевна – неисправимый романтик, о чем можно догадаться, узнав, как она назвала своих детей: Роман и Юлия, почти как шекспировские Ромео и Джульетта.

«Мама открыла мне мир красоты, - говорит Юлия, - прививала вкус с раннего детства. Она всегда обращала мое внимание на красоту природы и архитектуры. Учила подмечать детали, видеть искорку солнца в капле росы. Тому, что я стала художником, я в большой степени обязана маме и неповторимому острову Кижи, где мы с братом росли среди сказочного мира природы, величественных храмов, крестьянских домов, наполненных волшебными вещами. Помню, как мама показывала мне полотенца с вышивкой, мы вместе очень внимательно рассматривали вышитых красным по белому птиц. Мама объясняла мне значение каждого символа. Сегодня она учит этому своих внуков, открывая им неповторимую красоту кижского неба, рассветов, закатов и белых ночей».

«На детей мы никогда не давили, - говорит Борис Александрович. - Доверяли им полностью, дети росли очень самостоятельными. Летом они были на острове или гостили у бабушки в Нарве. Дети любят остров, но в отличие от других «музейных детей», не связали свою жизнь с музеем. Им была предоставлена полная свобода выбора. Дочь Юлия, окончив Абрамцевское художественно-промышленное училище, стала художником-керамистом. Сын Роман после окончания ПетрГУ преподает английский.

Виола очень любит внуков: Василия и Даниила. Ездила со старшим, Васей, на теплоходе по Волге, возила в Москву и Санкт-Петербург. Виола любит путешествовать и в любую поездку отправляется с большим интересом и охотой, будь то круиз, автобусная экскурсия или деловая поездка. Но главным местом на Земле для нее, безусловно, является остров Кижи».

Здесь у Виолы Гущиной есть свои любимые тропинки, свои обычаи и ритуалы, как, например, приносить рябиновый букет к Преображенской церкви в День Преображения.

«У Виолы тонкий вкус, есть свое видение, она – первый читатель и критик моих литературных опытов. Мы много работаем вместе, часто спорим, но в конечном итоге приходим к согласию. – продолжает свой рассказ Борис Гущин. - В ней нет злобы и зависти, она может быть жесткой, но не жестокой. Умеет прощать, но не сразу, а выстрадав и пережив «минуту ненависти». Как и большинство музейщиков, мы всегда жили только на зарплату, не имея сбережений, поэтому катаклизмы 90-х годов пережили легко – терять-то было нечего.

Главное богатство – это наша семья, книги и широкий круг общения. Никто нам не отказывал во внимании. Было время, когда приходило до семидесяти поздравительных открыток. Сейчас времена изменились, и друзья поздравляют друг друга с праздниками все больше по телефону, но дружеские связи не прерываются».

Наталья Борисовна БАЖЕНОВА, преподаватель Детской художественной школы: «Виола Анатольевна из тех женщин, на которых останавливается взгляд. Художники всегда обращают на нее внимание, многие писали ее портреты. У меня училась дочь Гущиных Юлия, и я не могла не обратить внимание на отношение Виолы Анатольевны к детям: никакого давления, только бесконечная любовь. Мы знакомы много лет, могу сказать, что я друг семьи и хотела бы также любоваться миром, излучать радость и счастье, как Виола Анатольевна».

Заповедный остров, как магнит, притягивает к себе интересных, творческих людей: ученые, писатели, художники, поэты, известные режиссеры, актеры и певцы летят сюда, как бабочки к огню. Именитые из гостей острова могут назвать себя добрыми друзьями Виолы Гущиной – это и академик Савва Ямщиков, и кинорежиссер-документалист Владимир Виноградов, и солист «Новой оперы» Олег Диденко и многие другие.

Уже давно у нашей героини, по словам ее супруга, витает мысль написать историю своей семьи, благо часть семейного архива сохранилась: письма, фотографии...

Хотелось бы, чтобы Виола Анатольевна нашла время написать эту книгу, но тайна женщины с цветуще-музыкальным именем «Виола» и тогда вряд ли будет раскрыта.

Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф