Без таланта и желания лодку не построить Vkontakte@kizhi

Без таланта и желания лодку не построитьБез таланта и желания лодку не построитьБез таланта и желания лодку не построитьБез таланта и желания лодку не построитьБез таланта и желания лодку не построитьБез таланта и желания лодку не построитьБез таланта и желания лодку не построитьБез таланта и желания лодку не построитьБез таланта и желания лодку не построитьБез таланта и желания лодку не построитьБез таланта и желания лодку не построить

Характерной особенностью жизнедеятельности населения деревень, расположенных на берегах Белого моря, Онежского, Ладожского и других многочисленных малых и средних озёр Карелии, является приоритет водного транспорта над другими видами. Музей «Кижи» ведет постоянную работу по изучению истории народного судостроения исторической территории Кижской волости и других центров традиционного судоходства республики.

Кроме этнографической и исторической ценности народного судостроения и работе музеев по его изучению и сохранению для будущих поколений очень важно то, что сейчас много людей желают иметь деревянную лодку, как более удобную для рыбалки и безопасную для транспорта. Основой формирования заказов на лодки является активность местного населения и приезжающих горожан. В результате многолетней работы по изучению истории и современного состояния народного судостроения в нескольких районах республики, можно сказать, что почти во всех исторических центрах народного судоходства сохранились мастера, которые продолжают местную традицию строительства лодок.

Как ни странно, этому способствовал общий кризис переходного периода 90-х годов XX столетия и деревенское безденежье. Купить лодку в городе и доставить её в деревню на грузовом автомобиле деревенскому жителю невозможно и до сих пор. Поэтому продолжали и продолжают строить лодки для себя и иногда на заказ старые мастера, многим из которых уже за 70 лет. За это время выросло и новое поколение мастеров – «молодые» (60-ти лет) пенсионеры и талантливая «молодежь» 30 – 40 лет, которые с малых лет присматривались и помогали старым лодочникам или учились самостоятельно, разбирая старые лодки и применяя собственный житейский опыт, знания и навыки. Без таланта и желания лодку не построить, поэтому все лодочники – золотой фонд современной деревни.

Как и в старые времена, потребность в традиционных карбасах особенно велика на богатом рыбой и морепродуктами, но суровом Белом море. Строят карбасы и в Кеми (Белый Тимофей шьет хорошие карбасы и катера) и в Беломорске, в Нюхче, Сумском Посаде, и на соседнем, Терском берегу - в Умбе.

Больше всего карбасов, пожалуй, построила за прошедшие 15 – 20 лет семейная артель братьев Лёгких из известного центра поморского судостроения – старинного рыбацкого села Колежма. Под руководством старшего брата, Анатолия Степановича (1958 г.р.), который и старые секреты освоил и применил новые технологии в своей работе, его сыновья – Андрей (1982 г.р.) и Евгений (1981 г.р.), которые помогали ему с детства и братья – близнецы Сергей и Василий (1962 г.р.), за эти годы построили не один десяток добрых лодок для своих односельчан и по заказам из всей Карелии, Москвы и даже с Волги. Самое большое судно – яхта с рубкой, длиной 9,20 м, остальные карбасы длиной от 6 до 8 м, а самая маленькая лодочка – 2,5 м. Сергей Лёгкий переехал в Петрозаводск и, вместе с напарником Игорем Шороковым, строят карбасы уже в столице республики.

На соседнем небольшом Сумозере всегда строили свои лодки, а не заказывали их в поморских сёлах. В посёлке Хвойном строит традиционные лодки Титов Владимир Васильевич (1945г.р.) родом из д. Сумостров. Механизатор и Герой Социалистического труда, депутат двух созывов Верховного совета СССР, выйдя на пенсию, освоил много ремёсел по дереву, в том числе и традиционное для родного озера судостроение. С большим уважением относятся люди к таким известным в округе лодочникам – без лодки, как без ног!

Несколько мастеров строят в с. Куганаволок на оз. Водлозеро традиционные лодки - «водлозерки» – А.А. Бояринов, В.Н. Данилин, В.И. Данилин, П.Н. Анухин. С прошлого года поддержку традиционному судостроению оказывает Национальный парк. Местный житель, лодочник Сухов Николай Викторович (1954 г.р.) стал работать в Национальном парке по строительству лодок и обучению этому ремеслу молодёжи. Уже начинает помогать ему сын – победитель районного конкурса за модель водлозерской лодки. Строят традиционные лодки и в соседнем Кенозерском Национальном парке. На оз. Лекшмозеро в дер. Марщихинская, зам директора Парка Попов Николай Иванович за 15 лет уже построил 13 лодок, шьет и сейчас. Шьют себе и понемножку на заказ К.А. Боголепов, А.Н. Горбатюк Анатолий, а в д. Орлово - Макаров Юрий Васильевич, 1940 г.р.

В районах Северной Карелии на оз. Куйто, так же есть лодочники сохраняющие традиции национального карельского судостроения. В районном центре Калевала. до последнего времени шьют лодки Л.П. Контконен, П.А. Лесонен, И.И. Петушков, а в пос. Юшкозеро Т.В. Малинен, Э.А. Карельский и К.А. Данильев. В Южной Карелии шьют лодки «пряжинки», а на оз. Сямозеро, откуда родом эта известная в республике и за её пределами лодка, так же остались мастера – лодочники сохранившие местную лодку – А.С. Алёккин и П.И. Тергоев. Лодки своей конструкции шьёт А.Д. Жарков, родом из заонежской деревни Вырозеро.

Шьют лодки и на Ладожском озере и на других озёрах Карелии, но вернёмся в Заонежье – традиционный центр судостроения на Онежском озере. Мастер О.М. Конжезеров, родом из Повенца, учился у своего отца, а строит лодки в г. Петрозаводске. Его опыт и интерес к народному судостроению позволил построить даже традициную норвежскую лодку и участвовать на ней в «Кижской регате - 2007», а на Х регату он придёт на своей новой «кижанке».

Южнее Повенца в с. Шуньга еще шьет лодки мастер-самоучка В.А. Андрианов (1936 г.р.), а в Кажме – И.Т. Кузнецов. В самом центре Заонежья на оз. Путкозеро в д. Фоймогуба. мастер Шадров В.Д. (1947 г.р) делает себе и по заказу древние долблёнки – «ушкуи». Начал строить он в 1990-е годы, когда в деревнях ни у кого не стало денег. Ушкуи делает по древней технологии – одним топором из ствола осины. Музей «Кижи» приобрел в 2005 году в экспозицию один ушкуй его работы, теперь эта лодка торжественно открывает «Кижскую регату».

Село Толвуя – известный центр судостроения в Заонежье, еще в 1970-х годах здесь работала совхозная мастерская, в которой построены сотни лодок своей особой конструкции – «толвуянок» для открытого озера с широким транцем под мощный подвесной мотор, отличных от традиционных «кижанок». Сейчас остались старые мастера и появились новые – жизнь заставляет, и спасибо, есть у кого учиться. А.П. Амбаров (1936 г.р.), в начале 2000-х годов менял лодки каждый год, чтобы ремесло не забыть. А.Е. Проказов (1934 г.р.) – работает в Карелэненрго и строит для себя, хорошо работают В.М. Соколов (1939 г.р.) и В.А. Сёмкин (1934 г.р.). Есть мастера, которые могут сшить лодку и в Великой Губе – П.П. Трегубов и А.В. Шильников. Но в Заонежье говорили и говорят, что «все лодки – с Киж, все мастера - с Волкострова».

Самый известный центр народного судостроения на Онежском озере в ХХ веке был на о. Волкостров, который сейчас находится в охранной зоне музея «Кижи». Около двух сотен лодок в год строилось на колхозной судоверфи (в 1932 – 1963 гг.) и в окрестных деревнях. В настоящее время строительством лодок еще занимаются братья Судьины. И.В. Судьин (1930 г.р.) вместе с сыном Андреем сшил лодку-кижанку для выставки в музее-заповеднике «Кижи». Его младший брат Н.В. Судьин (1932 г.р.) после выхода на пенсию в 1992 г. каждое лето шьет по одной-две лодке. Их сосед по Волкострову В.Н.Бурков (1930 г.р.) шил много лодок на заказ. Одна его лодка-кижанка украшает коллекцию музея «Кижи». Сейчас еще продолжает шить лодки Ф.Е. Лисицын (1945 г.р).

Для сохранения традиционного судостроения и судоходства, музей-заповедник «Кижи» при поддержке местного сообщества исторической территории Кижской волости и ряда партнеров и спонсоров ежегодно проводит на о. Кижи фестиваль традиционных лодок и народной гребли - «Кижская регата». Всего за 9 лет более 300 человек из заонежских деревень и нескольких городов России и соседней Финляндии участвовало в стартах на о. Кижи. В день старта Кижской регаты на остров Кижи приезжает много гостей из окрестных деревень, г. Петрозаводска, других районов Карелии и регионов России. За эти годы праздник благодаря работе карельских и российских СМИ получил широкую известность и привлек внимание на Северо–Западе России.

В 2007 году Кижская регата вошла в Соглашение о сотрудничестве между Республикой Карелия и г. Санкт-Петербургом и стала межрегиональным мероприятием. С 2008 года народная гонка проходит при поддержке правительства Республики Карелия.

С целью сохранения и развития в Карелии традиций деревянного судостроения и народного яхтинга музей-заповедник «Кижи» в Программе подготовки к Х юбилейной Кижской регате объявил I Карельский открытый конкурс мастеров деревянного судостроения «Народная лодка».

С января по март 2008 года в Плотницком центре музея «Кижи» шла работа по созданию новой лодки-кижанки. Сотрудники центра - потомственный житель д. Кургеницы Сергей Николаевич Филин (1950 г.р.), сохранивший мастерство строительства лодок, переданное ему отцом и Александр Кузнецов, который учился шить у своего деда в заонежской деревне Чеболакша, по старым заонежским традициям построили кижанку, которая стала первой, заявленной на участие в конкурсе «Народная лодка»!

Юрий НАУМОВ, ст. н. с. отдела истории и этнографии

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф