Смотрите также:

«Солдатушки, бравы ребятушки». Крестьянин-рекрут Все выставки

Каков солдат — таков о нем и лад Vkontakte@kizhi

Открытие выставки «Солдатушки, бравы ребятушки». Крестьянин-рекрут»Выставка «Солдатушки, бравы ребятушки». Крестьянин-рекрут»Выставка «Солдатушки, бравы ребятушки». Крестьянин-рекрут»Открытие выставки «Солдатушки, бравы ребятушки». Крестьянин-рекрут»Открытие выставки «Солдатушки, бравы ребятушки». Крестьянин-рекрут»

21 сентября в выставочном зале музея-заповедника «Кижи» на пл. Кирова, 10а открылась выставка «Солдатушки, бравы ребятушки». Крестьянин-рекрут», посвященная знаменательной дате — 200-летию Отечественной войны 1812 года

Выставка — дань памяти крестьянам, многие годы служившим в русской армии, сменившим мирный труд земледельца на походную жизнь солдата. С древних времён принято было относиться к военной службе как достойному занятию для молодого человека. Выставка воссоздает образ крестьянина-рекрута, участника многих сражений, образ того безымянного защитника Отечества, на плечи которого ложилось основное бремя войн.

В эпоху Петра I началось формирование российской регулярной армии. В начале XVIII века была введена система рекрутских наборов.

Рекрут (от фр. recruter — набирать войско) — лицо, принятое на военную службу по воинской повинности или найму. Рекрутская повинность как способ комплектования вооружённых сил существовала в России с 1705 по 1874 год.

С 1705 года в русскую армию и на флот по рекрутской повинности зачисляли представителей всех податных сословий: крестьян, мещан и др., для которых она была пожизненной. Каждая община поставляла определённое число рекрутов. В конце XVIII века от рекрутской повинности было освобождено дворянство. С 1793 года бессрочный срок службы был сокращен до 25 лет, с 1834 года — до 20 лет с последующим пребыванием в так называемом бессрочном отпуске в течение 5 лет. В 1855-1872 годах были последовательно установлены 12-ти, 10-ти и 7-летние сроки службы и соответственно пребывание в отпуске 3, 5 и 8 лет. Крестьяне cоставляли большую часть российской армии, и из их многочисленных повинностей рекрутчина была наиболее обременительной. Для крестьянской семьи уход одного из ее членов на многолетнюю воинскую службу означал не просто долгую разлуку, но прощание практически навсегда.

Несмотря на то, что с 1874 года существовала всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы, рекрутской повинностью принято считать проводы мужчин на службу, независимо от способа комплектования армии. Именно так называли проводы на армейскую службу этнографы, описывавшие этот обряд и в конце XIX — начале XX вв.

Для крестьянства многолетняя служба в армии была практически равносильна физической смерти — «умирал» крестьянин, рождался солдат. Лучше всего определяет восприятие самими солдатами своей военной жизни песня времен войны 1812 года, первые слова которой и стали названием выставки. Для крестьянской семьи уход одного из ее членов в армию означал не просто долгую разлуку, но прощание практически навсегда, хотя, безусловно, каждая мать и каждый отец мечтали о возвращении сына, осознавая, что им, скорее всего, уже не суждено встретиться. Этот переломный момент в жизни семьи послужил основанием для формирования обряда проводов в армию, который некоторыми своими деталями напоминает и свадебный, и похоронный обряды — важнейшие события в жизни каждого крестьянина.

Долгая армейская жизнь создавала особую социальную общность — солдатскую среду со своим кругом культурных запросов. Солдаты не утрачивали свою связь с деревенской культурой: юношами они «приносили» в армию крестьянские песни, а когда возвращались со службы в деревню, то передавали односельчанам солдатский фольклор, рассказы об увиденном на чужбине. Возвращение на родину после долгих лет отсутствия было не менее драматичным, чем проводы, — слишком мало оставалось родни, друзей. Старый солдат не всегда мог найти себе место в деревенской жизни. Поля сражений — вот его дом, родня. Именно эти безвестные крестьяне-солдаты принесли славу русскому оружию, их заслуга в громких победах многочисленных войн, на их плечи ложились и тяготы поражений.

Выставка знакомит с обрядовой традицией проводов мужского населения в российскую армию начиная с XVIII века и до начала века XX и раскрывает символику бытовых предметов, связанных с этим событием.

Здесь представлены все этапы рекрутского обряда и магических действий, с ним связанных: жеребьевка и прохождение медицинского осмотра, «печальный пир», гуляние молодых рекрутов, прощание с родными и родительское благословение.

Каждому этапу рекрутской судьбы посвящен тематический раздел выставки, созданной на основе бытовых предметов из фондовых коллекций музея, а также фольклорных материалов и предметов, реконструированных по историческим образцам. Так, например, украшением выставки стал мундир солдата Русской армии времен Отечественной войны 1812 года, предоставленный для выставки А.В. Федосовым, членом Клуба военно-исторической реконструкции, воссозданный им с детальной точностью по историческому образцу.

Также в оформление выставки включены репродукции с картин русских художников, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Видео- и аудиоматериалы знакомят посетителя с причитаниями, частушками и песнями рекрутской и солдатской тематики, отдельными сценами реконструкции традиционного обряда проводов в армию.

Поскольку традиции рекрутского обряда частично сохранялись вплоть до начала XX века, на выставке также представлены фотографии и личные вещи солдат Первой мировой войны.

Открывая выставку, зам. директора музея Игорь Мельников представил гостям авторов выставки: «Авторами выставки является тандем сотрудников музея, который можно назвать удачным сочетанием опыта и молодости: Светлана Воробьева, начальник отдела истории и этнографии, кандидат филологических наук, имеющая огромный опыт создания фондовых выставок, и Надежда Ригоева, специалист по фольклору сектора изучения и музейной презентации фольклорного наследия, — для нее это первая выставка. Надо сказать, что Н. Ригоева — выпускница Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова, и темой ее дипломной работы был обряд проводов в рекруты, впоследствии успешно реконструированный участниками ФЭТа. Дизайнер выставки — Ирина Панкова».

На открытии выставки участниками Фольклорно-этнографического театра музея-заповедника «Кижи» были представлены фрагменты обряда проводов в рекруты с исполнением плача и обрядовых песен.

Выставка продолжит свою работу до 2 декабря 2012 г.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф