Спецвыпуск «Образование культурой» №7. В объективе — музейный педагог VkontakteFacebook

Татьяна ГАЛКИНАВ объективе — музейный педагогСветлана ЛЕОНТЬЕВАВ объективе — музейный педагог

Специальность музейного педагога появилась в школе не так давно, и, конечно, именно эти педагоги стали нашими основными партнерами по реализации программ и проектов, адресованных детям. Организаторы музейной деятельности, работающие в музейно-образовательных комплексах Детского музейного центра, созданных в школах № 2 и 43, Державинском лицее, детском саду № 108, представляют особую группу. Объединенные целью содействия образованию и воспитанию личности ребенка на основе активного использования историко-культурного и природного наследия нашей республики, комплексы стали своеобразными научно-методическими экспериментальными площадками в области дошкольной и школьной музейной педагогики, опыт которых адаптируется применительно к другим городам Карелии. Несомненно, многое здесь зависит от личности людей, которые ведут эту работу. И сегодня двое из них поделятся накопленным опытом и расскажут о своих дальнейших планах.

Традиции — детям

Татьяна ГАЛКИНА уже более 30 лет работает в школе. В ее профессиональном багаже опыт преподавания математики и технологии. В настоящее время она ведет уроки технологии в Державинском лицее и руководит работой методического объединения учителей технологии г. Петрозаводска. С этого учебного года Татьяна Георгиевна — педагог-организатор музейной деятельности Державинского лицея. Сегодня она отвечает на вопросы нашей газеты.

— В сентябре этого года Вы начали работать в новой должности педагога-организатора музейной деятельности Державинского лицея. Как связана Ваша предыдущая деятельность с нынешней?
— Было время, когда в обязательном порядке в систему образования вводился национально-региональный компонент, в том числе и в предмет «Технология». Я принимала участие в работе экспертной группы ГОУ ИПКРО РК по разработке «Государственных образовательных стандартов общего образования. Региональный (национально-региональный) компонент РК».
В своей педагогической практике не раз обращалась к вопросам историко-культурного наследия края. Это и уроки по различным видам ремесел: вязание, вышивка, ткачество, плетение из бересты, бисероплетение, роспись по дереву, народная кукла и т. д.,— и праздники для учащихся полисистемного округа «Зарека»: Праздник карельской кухни, Льняные посиделки, Супрядки, Встреча Масленицы и др. Мои ученицы успешно принимали участие в конкурсах Детского музейного праздника «Кижи — мастерская детства».
Прежде чем обучать детей навыкам какого-либо ремесла, я сама училась этому на различных курсах. Хотя мне очень повезло в этом вопросе. В пору моего детства мест в детских садах было недостаточно, родителям нужно было работать, и меня передавали как «переходящий кубок» по родственникам — бабушкам, тётушкам. А мои славные бабушки родились на рубеже XIX и XX веков! Причем одна из них — олонецкая карелка, почти не говорящая по-русски, а другая — из Заонежья, очень любившая читать и знавшая массу стихов наизусть. Крестьянский быт и городской уклад, ткацкий стан и швейная машинка «Зингер» на чугунной станине, береста и узел с лоскутами — вот что окружало меня с детства! Могла ли я избежать вопросов, касающихся изучения, сохранения и передачи историко-культурного наследия края подрастающему поколению?! Бабушки бы меня не простили!
Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, возрастающие требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока — все это требует повышения профессиональной компетентности педагога.
Так был задуман проект учителей технологии «Обновление содержания, планирования и организации учителем работы школьников по национально-региональному компоненту образования в предмете „Технология“, который участвовал во Всероссийском конкурсе проектов 2011 года ЛУ на о. Кижи. Проект стал победителем, и его участники — учителя технологии (обслуживающего и технического труда) десяти образовательных учреждений Петрозаводска — были приглашены в Летний университет на о. Кижи. Целью проекта было создание целостной системы изучения культурного наследия края в технологическом образовании школьников. Участниками проекта созданы методические разработки занятий, посвященных традиционной культуре, часть из них была успешно представлена на IV Республиканском конкурсе музейно-образовательных занятий и программ „Наследие — детям“. Я тоже стала лауреатом. В марте 2012 года мы организовали муниципальную детскую выставку декоративно-прикладного творчества „Нить из прошлого в настоящее“ с проведением детских мастер-классов по ремеслам. Работа по проекту продолжается: весной этого года мы выезжали в Беломорск, проводили совместный семинар „Проектная деятельность школьников по изучению, сохранению и актуализации историко-культурного наследия Карелии: опыт реализации, проектные инициативы“. Осенью в Костомукше встретятся учителя технологии Петрозаводска, Костомукши, Кондопоги и Сегежи на семинаре „Изучение и сохранение материального и духовного наследия Карелии на уроках технологии: опыт реализации, проектные инициативы“. И я думаю, что работа продолжится!
— Что привлекает Вас в новой работе?
— Новые возможности. Музейная педагогика располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию через музей и его фонды, а также через окружающий предметный мир. Она значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с культурологическим образованием, способствует формированию у подрастающего поколения представления об окружающем мире в процессе общения с историей и культурой родного края.
Знакомство школьников с народным творчеством и современным искусством дает возможность сопоставить два склада мышления — народный и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности, с поиском новых форм, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.
Музейно-образовательный комплекс в образовательных учреждениях — важнейший ресурс в системе образования и культуры. МОК Державинского лицея — это не просто выставочное пространство, а творческая мастерская, одухотворенная среда, в которой происходит развитие и воспитание ребенка.
— В чем, на Ваш взгляд, перспективы развития музейно-образовательных комплексов?
— В основе новой концепции МОК Державинского лицея лежит историко-культурная среда города Петрозаводска. Исходя из этого, можно выделить следующие направления развития: создание новых музейно-образовательных проектных мастерских (изостудия на базе картинной галереи, музейный класс-лаборатория); расширение выставочного пространства; организация работы площадки для музейно-педагогической деятельности (музейно-образовательные программы, исследовательские проекты).
Важным направлением является организация деятельного участия детей в освоении историко-культурного наследия Республики Карелия, творческого развития ребенка на основе этнокультурных традиций. А именно, активных форм и методов обучения (детская интерактивная выставка, интерактивные занятия и др.), организация учебно-исследовательской деятельности школьников, их участие в конкурсах, конференциях, в том числе проводимых Детским музейным центром музея-заповедника «Кижи».
Вообще, задумок много, есть, конечно, и проблемы: необходимо укрепить и расширить направление научно-исследовательской работы «История Державинского лицея». Будем работать!

В гостях у хозяйки крестьянской избы

Детский сад № 108 «Снежинка» г. Петрозаводска является музейно-образовательной базой музея «Кижи» уже более 10 лет. За это время выросло не одно поколение детей, сменились музейные педагоги. Но неизменно одно — любовь детей и взрослых к народной культуре, к своим корням, без которых не воспитать человека, любящего свою страну. МОК «Крестьянская изба» — это дом, где дети «погружаются» в культуру своих бабушек и прабабушек. И помогает им в познании истории и культуры Светлана ЛЕОНТЬЕВА — педагог молодой и, вместе с тем, достаточно опытный. Сегодня она делится своим опытом работы в качестве музейного педагога.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к нему, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знании истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. В нашем учреждении это является одним из основных направлений в работе с воспитанниками.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 108 „Снежинка“ с 1996 года является музейно-образовательным комплексом Детского музейного центра (ДМЦ) музея-заповедника „Кижи“. Дошкольная музейная педагогика стала приоритетным направлением в работе с воспитанниками.

Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников мы решаем через реализацию двух дополнительных музейно-образовательных программ: «Введение в предметный мир», «Дом», а также через организацию проектной деятельности.

Программа «Введение в предметный мир» — это музейно-образовательная интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности ребенка. Она рассчитана на средний дошкольный возраст.

Программа предусматривает трехчастную форму: подготовительную работу в группе с воспитателем, непосредственно образовательную деятельность в крестьянской избе, проводимую педагогом-организатором музейной деятельности, и закрепление материала воспитателем группы. Структура программы охватывает семь тем: «Игрушки», «Старинная одежда», «Полотенце», «Самовар», «Утюг», «Ложка», «В гостях у хозяйки». Для подготовки и закрепления материала воспитатель имеет возможность использовать игровой дидактический материал, включающий предметный ряд и игровые упражнения из творческой тетради.

Как создавалась творческая тетрадь? В течение года мы работали над составлением альбомов с фотографиями предметов быта, рекомендациями для родителей по закреплению материала, занимались оформлением информационного стенда с экспресс-информацией о музейных занятиях. Помимо этого мы подбирали творческие задания и упражнения по темам программы.

Творческую тетрадь мы назвали «Лукошко». Наше «лукошко» состоит из колец, неразрывно соединенных между собой и представляющих единое целое. Здесь каждая тема представлена на двух страницах, на одной из которых можно получить информацию о предмете, на другой — выполнить задания. Прежде чем ребенок приступит к выполнению заданий, раскрашиванию, необходимо рассмотреть фотографии, выполнить игровые упражнения, которые помогут обратить внимание ребенка на детали предмета. Игровые упражнения не повторяются, что позволяет поддерживать интерес к познанию старины. Игровые упражнения направлены на обогащение словаря, развитие связной речи, мелкой моторики рук, а также творческих способностей, когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления. Игровые упражнения помогают не только закрепить знания, усвоенные в ходе непосредственно образовательной деятельности, проведенной музейным педагогом, но и расширить их. Так, например, мы знакомимся с родословной утюга, его многочисленной семьей, имеем возможность закрепить правила безопасности с бытовыми предметами.

В течение года дети активно работают в творческих тетрадях, у них формируется стойкий познавательный интерес к истории своего народа. Дети задают вопросы о старинных предметах, с удовольствием выполняют задания, самостоятельно выбирают игры, связанные по тематике с программой. В конце учебного года проведен мониторинг, который показал положительную динамику в усвоении знаний в данной области: все дети называли старинные предметы, рассказали об особенностях их использования.

Мы считаем, что игровые упражнения, расположенные (выполняемые) в творческих тетрадях, способствуют лучшему усвоению материала и могут быть использованы в работе дошкольных образовательных учреждений независимо от реализуемых программ по данному направлению, так как представляют интерес для воспитанников.

В последнее время для реализации задач по музейно-образовательной деятельности мы используем проектный метод, дающий возможность ребенку наиболее полно раскрыть свои способности.

Первый выставочный проект «Самовар» был реализован в 2007 году, идея его реализации возникла в связи с необходимостью как закрепления у детей знаний по программе «Введение в предметный мир», так и их расширения. Одно дело, когда ребенок просто срисовывает самовар, и совсем другое, когда он рисует, зная историю самовара, его назначение, материал, из которого он сделан. Всю эту информацию дети смогли получить, участвуя в реализации проекта, последним этапом которого и была выставка рисунков воспитанников по теме «Самовар-батюшка». В реализации проекта приняли участие все детские сады микрорайона Древлянка.

Реализация проекта «Ложка» началась в январе 2010 года с семинара-практикума «Ложка в приметах и суевериях наших предков». Участники семинара — педагоги дошкольных учреждений — познакомились с этимологией слова, историей происхождения ложки, способом ее изготовления, с методическими приемами и методами работы с дошкольниками по этой теме. Итогом проекта стала интерактивная выставка «Хохломские, псковские, тульские, загорские…», в которой приняли участие не только воспитанники и родители нашего учреждения, но дети и родители из других детских садов Древлянки.

В 2011 году был реализован проект «Утюг». В начале года уже традиционно был объявлен конкурс «Утюг вчера, сегодня, завтра». В отличие от других проектов наряду с творческими работами детей и родителей появились методические пособия, созданные педагогами детского сада по данной теме: дидактические игры «Найди отличия», «Найди пару», интерактивная книга «Путешествие в страну утюгов». Заключительным этапом проекта была организация выставки «Утюги-помощники». Для выставки были изготовлены утюги из разных материалов: ткани, ниток, соленого теста, пластилина, бумаги, картона, бросового материала. Экспонаты выставки были представлены в разных техниках: вышивка, выжигание по дереву, аппликация, рисование, конструирование.

Реализация выставочной проектной деятельности показала большую заинтересованность всех участников образовательного процесса и раскрыла их творческий потенциал. Участников выставочных проектов становилось все больше и больше, работы удивляли своей оригинальностью и глубоким изучением темы проекта.

Наше дошкольное образовательное учреждение и на сегодняшний день продолжает реализацию проектов по таким темам, как «Полотенце», «Головной убор», «Игрушки» в рамках работы музейно-образовательного пространства «Крестьянская изба».

В этом учебном году в нашем детском саду будет реализован проект «Путешествие в прошлое головных уборов». Это вызвано тем, что, реализуя задачи музейно-образовательной программы «Дом», мы знакомим детей со старинной одеждой, но не говорим о головных уборах, которые носили наши предки. Поэтому было решено разработать и внедрить проект «Путешествие в прошлое головных уборов», позволяющий сформировать необходимые знания у воспитанников дошкольного образовательного учреждения по данной проблеме. В реализации данного проекта примут участие и организаторы музейно-образовательной деятельности школ города, и сотрудники Детского музейного центра, и творческая общественность города Петрозаводска.

Выставочные проекты в музейно-образовательном пространстве дошкольного учреждения занимают одно из ведущих мест, так как позволяют всем участникам образовательного процесса — детям, родителям, педагогам — принять в них участие.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф