Создан План управления ландшафтами музея Vkontakte@kizhi

Обсуждение Плана управления ландшафтомВыступает Е. КолбовскийОбучение работе с ГИС

Завершилась двухлетняя работа по Плану управления ландшафтами музея-заповедника «Кижи», которая выполнялась Ярославской региональной общественной экологической организацией «Ландшафт» под руководством Евгения Юлисовича Колбовского, доктора географических наук, профессора, ведущего научного сотрудника географического факультета МГУ. Представление результатов работ состоялось 1 февраля 2013 года на совещании руководителей музея-заповедника.

Ландшафтные работы в музее-заповеднике «Кижи» проводятся с 1989 года. Осознание необходимости каждого шага в этом направлении было и длительным, и непростым. Сегодня обычной практикой являются и ландшафтные рубки, и экспозиционные поля, и сенокошение, и другие виды ухода за территорией. Попытки осмыслить этот пласт работ, научно обосновать необходимость этой практики предпринимались неоднократно: Ю. Протасовым — заведующим сектором охраны природы, начальником отдела природы 1988–2006, Ю. Поповым — главным архитектором музея-заповедника 2003–2007, М. Поповой — ведущим инженером отдела природы 2000–2006, О. Скобелевым — ведущим инженером отдела природы 2000–2006, научным сотрудником отдела истории и этнографии с 2006 по настоящее время.

При этом, несмотря на выдающуюся историко-культурную и природную ценность ландшафт остаётся «почти не замеченным», редко оценивается как «природный капитал» и почти не учитывается в системе экосервисных услуг. Всё это объясняется тем, что «оказываемые» культурным ландшафтом услуги несут косвенный и опосредованный характер. Следует напомнить о весьма серьезных функциях культурного ландшафта, которые сразу же становятся очевидными, как только исчезает сам культурный ландшафт.

Е. Колбовский отметил, что «для многих российских территорий сегодня характерно так называемое „одичание“ (термин, впервые употребленный выдающимся географом В. П. Семеновым-Тян-Шанским), которое мы определяем как зарастание полей, утрату признаков окультуренности почв сельскохозяйственных угодий. В музеях-заповедниках России, в национальных парках, там, где культурный ландшафт является самодовлеющей ценностью, кризис культурного ландшафта болезненно ощутим, поскольку ведет к деформации исторических пейзажей поразительной красоты, утрате аутентичности, искажению „метафизики места“. Памятники деревянного зодчества или старинная усадьба не могут быть воспринимаемы посетителями на фоне зарастающих мелколесьем полей, кустаренных и закочкаренных берегов или других изменений условий.

По мнению экспертов, культурный ландшафт всегда осуществлял «экосервисные функции», сохраняя «genius loci» (дух местности, неповторимую атмосферу места) и, тем самым, привлекая туристов и «зарабатывая» средства музеям и национальным паркам. Но парадокс заключается в том, что культурный ландшафт в отличие от экосистемы — не «самовоспроизводится». Распад сельского хозяйства и уход крестьянина порождают необходимость разработки целой системы мероприятий по поддержанию и управлению. В этом смысле для сохранения ландшафта как наследия им придется управлять: просто законсервировать или «музеефицировать» ландшафт невозможно.

Следует отметить, что музей-заповедник «Кижи» один из первых озадачился созданием системы мероприятий по уходу за ландшафтами для достижения их целевого состояния. Двухлетнее сотрудничество с Е. Колбовским и его командой позволило значительно продвинуться в развитии представлений о ландшафтах острова Кижи и, главное, позволило разработать План управления ландшафтами. Этот документ опирается на современные взгляды российских и англо-американских учёных, на практический опыт музея-заповедника «Кижи» и создан с учётом наших условий.

Результаты работ докладывались Е. Колбовским на международном форуме — шестнадцатой ежегодной конференции АДИТ (Петрозаводск, 2012), на заседании рабочей комиссии Научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. А. Лихачева (Москва, 2012), а также на семинаре «Формирование общественной поддержки для сохранения культурных ландшафтов» Экоцентра «Заповедники» (Москва, 2012). Зам. директора музея «Кижи» Татьяна Незвицкая представляла эту работу на конференции в музее-заповеднике М. А. Шолохова.

Этап теоретического осмысления в целом завершен. Идея создания Плана управления ландшафтами обрела реальное воплощение. Он состоит из отчётных документов в двух томах, специально разработанной в программе Exel методики экспертной оценки воздействия на визуальные свойства ландшафтов и ГИС «Ландшафты острова Кижи» с комплектом рабочих наборов в программе Mapinfo.

При этом подготовка Плана, по словам Евгения Колбовского, подразумевала определение целевого состояния ландшафтов острова Кижи, которое основано на комплексном анализе ряда характеристик, а именно:

Согласно Плану «целевым для культурного ландшафта можно считать такое состояние, которое позволяет управляющему субъекту сочетать в рамках конкретной территории множество обычно слабо совместимых между собой функций».

Среди параметров состояния выделены связанные с функционированием ландшафта, поскольку очевидно, что ландшафт любой территории должен включать набор элементов искусственной — инженерной и сервисной инфраструктуры, обеспечивающий возможность пребывания туристов и персонала. Такими же по значимости являются и параметры, описывающие свойства ландшафта (экологичность, аутентичность, эстетичность).

Следует отметить, что аутентичность ландшафта понимается по-разному архитекторами и художниками, историками и географами. В связи с этим только многосторонние и неоднократные консультации с представителями разных областей знания позволят выявить «знаковые», «символические» признаки в ландшафте, которые могут быть ассоциированы с той или иной глубиной «исторического среза», поскольку абсолютная аутентичность в применении к культурному ландшафту, пожалуй, не достижима в принципе.

Экспертная группа считает, что «приведение ландшафта музея-заповедника „Кижи“ в состояние „исторической подлинности на момент создания памятников“ невозможно — большая часть территории острова (кроме заболоченных озерных низин) вплоть до начала XX века была подвергнута распашке. В этой ситуации единственный выход заключается в поиске сохранившихся „знаковых“ элементов культурного ландшафта». К ним эксперты относят прибрежные рядовые посадки вяза, систему каменных гряд — ровниц, «подчеркивающих характеристические гребне-килевые линии рельефа острова. Все это в сочетании с луговыми участками, меняющими цветовой аспект в течение всего вегетационного периода, придает острову неповторимое пейзажное своеобразие и формирует предметно-пространственную среду восприятия памятников архитектуры».

Характеристика современного состояния ландшафтов для целей управления, разработанная экспертами, основана на описании участков, классическом ландшафтном картографировании и системе эстетической оценке ландшафта. Созданная ГИС модель «Ландшафты острова Кижи» включает семь блоков, характеризующих элементы и компоненты ландшафта, историю освоения, визуальную структуру, правовое зонирование территории. Структура информационного обеспечения соответствует требованиям и международным стандартам, предъявляемым к инфраструктуре пространственных данных. Достигнута и главная цель управления ландшафтами музея-заповедника «Кижи» — создан классификатор мероприятий и рабочих операций по уходу за территорией, включающий расчет трудозатрат на каждый участок и стоимость реализации всех работ. В архитектуре данных предусмотрены различные функции и соответствующие им уровни. Ведение ГИС, подразумевающее хранение, администрирование, корректировку, использование рабочих наборов и слоёв, будет осуществляться рабочей группой, которая прошла обучение практическим навыкам работы с программами MapInfo, Quantum, ArcView. Все остальные сотрудники будут иметь возможность ознакомления с информацией ГИС и использования через представителей рабочей группы.

Татьяна ПАВЛОВА, начальник отдела сохранения и мониторинга природного наследия

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф