Спецвыпуск «Образование культурой» №2. Новые идеи, подходы, проекты VkontakteFacebook

Л.В. Шилова

В апреле в Петрозаводске случился своеобразный бум музейно-педагогических конференций Всероссийского масштаба.

С 6 по 10 апреля проходила Межрегиональная научно-практическая конференция «Ребенок в музее. Новые условия. Новые перспективы», организаторами которой выступили Союз музеев России, Российский центр музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, Музей изобразительных искусств РК при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии и Фонда Первого Президента России Б.Н.Ельцина. В конференции приняли участие около 60 специалистов из 34 музеев России – участников Всероссийского проекта «Музей. Музыка. Дети», итоги реализации которого были подведены на конференции. Один из дней конференции был посвящен знакомству ее участников с опытом музея-заповедника «Кижи», Республиканским детским музенйым центром и его музейно-образовательными базами – в петрозаводской школе №43» и детском саду №108.

14-18 апреля Республиканский детский музейный центр музея «Кижи» провел традиционную VIII республиканскую и I Межрегиональную научно-практическую конференцию по музейной педагогике «Музейная выставка для детей: пространство диалога и эксперимента».

Участие в конференции приняли ведущие музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Каргополя, Калининграда, Казани, Самары, Новосибирска, Тулы, Калуги, Старой Русы, Львова. В ее работе приняли участие 45 гостей из регионов России и 116 - из Карелии. 26 российских специалистов музейной педагогики участвовали заочно. Всего в конференции очно и заочно участвовали 84 учреждения России и Карелии: из них 39 музеев и 9 учреждений образования России, 11 музеев и 25 образовательных учреждений Карелии.

В течение пяти дней прозвучало 68 докладов, презентовано 8 выставочных проектов и программ, просмотрено 13 мультимедийных программ. За эти дни гости познакомились с работой пяти музеев Петрозаводска и двух музейно-образовательных комплексов РДМЦ музея «Кижи».

Об основных итогах и значении подобных встреч специалистов музейной педагогики рассказывает зам. директора, руководитель конференции «Музейная выставка для детей: пространство диалога и эксперимента», научный руководитель РДМЦ Людмила ШИЛОВА.

Почему для конференции мы выбрали тему детской выставки?
Сегодня одной из главных задач любого современного музея является установление постоянных связей с обществом, со всеми его слоями и категориями, формирование у посетителя реального и потенциального интереса к музею, к истории и культуре, которую сохраняет музей в своих коллекциях, памятниках путем создания разнообразных музейных услуг и продуктов, как мы теперь говорим на современном экономическом языке рынка. Музейная выставка сегодня – одна из самых востребованных услуг и форм презентации музейных фондов, основная площадка встречи посетителя с наследием, место общения и взаимодействия музея и общества «от мала до велика». Выставка – это верхняя часть музейного «айсберга», итог огромной исследовательской, методической работы, творческих экспериментов музейных специалистов разного профиля. По выставкам, их посещаемости общество, СМИ, специалисты судят насколько современно, интересно, эффективно работает тот или иной музей.
Для сотрудников РДМЦ, как республиканского научно-методического центра музейной педагогики, занимающихся музейно-педагогическими проблемами интерпретации историко-культурного наследия, музейных коллекций, предметного мира культуры, выставочная работа – одно из важнейших направлений деятельности и поле методического эксперимента по работе детей, музейных педагогов с музейными коллекциями, семейными реликвиями. За 15 лет РДМЦ и его МОК организовали 352 выставки по 40 темам, которые посетили более 150 тысяч чел, из них 123 тыс.- дети. Интерактивный фонд детских творческих работ РДМЦ включает более 2,5 тыс. ед.хр., из которого ежегодно мы создам от 15 до 30 передвижных и 2-3 большие стационарные выставки. Было интересно обобщить и опыт работы различных отделов музея по созданию выставок в новых залах музея в г. Петрозоводске.
Актуальность конференции по музейной выставке вытекает и из той решающей роли, которую выставка играет в формировании в России нового музея - музея открытого для общения, для неформального познания, окрашенного радостью встречи с наследием, в образовании подрастающего поколения. Интерес, который проявили к конференции и опыту музея-заповедника «Кижи» и РДМЦ музеи России повысил ее статус до межрегиональной и сделал ее первой российской конференцией по заявленной теме.
Что же дают подобные встречи музейному сообществу России?
Во-первых, эта конференция позволила сделать срез состояния дел в теории, практике и методиках и технологиях создания музейных выставок, ориентированных на детей.
Во-вторых, у нас появилась возможность проанализировать свой опыт в этой области и сравнить его с тем, что есть в других музеях. Конференция – это продуктивная форма выявления передового опыта и новых идей.
Прошедшая встреча стала новой вехой в консолидации музейно-педагогического сообщества, формировании партнерской сети как в Карелии, а также на межрегиональном уровне. Для многих специалистов-музейщиков подобные конференции являются эффективной формой повышения квалификации.
Подобные конференции и живое общение, как отмечали практически все участники, дорогого стоят, тем более что на конференции присутствовали ведущие специалисты и представители музейно-образовательных школ Москвы, Санкт-Петербурга, известных музейных центров Центральной России.
Наша конференция позволила отработать новые формы ее проведения – это заочная форма участия, организация работы Экспоцентра, выставки «От А до Я», выпуск электронного сборника материалов и пр.
Хочется остановиться на основных итогах конференции.
Конференция «Музейная выставка для детей: пространство диалога и эксперимента» хотя задумывалась как республиканская, по факту оказалась межрегиональным и, межведомственным, масштабным проектом. Она получилась репрезентативной по своему составу, охватив музеи различного профиля, ведомственной принадлежности, научные и образовательные учреждения. В течение 5 дней в научно-практической работе объединились представители двух сфер – культуры и образовании, чтобы комплексно и с учетом интеграционных подходов рассмотреть музейно-экспозиционную и выставочную деятельность с различных точек зрения – теории, методики и практики детской музейной педагогики.
В ходе работы трех Круглых столов и проведенного блиц-опроса участников удалось подойти к пониманию того, что такое детская музейная выставка сегодня. Можно выделить несколько основных форм выставочной работы с детьми, представленных на конференции: – создание специализированных детских выставок (пока это яркие, но редкие проекты российских музеев, но магистральное направление зарубежных музеев); работа с детьми в пространстве выставки, рассчитанной на взрослого и смешанного посетителя ( именно музейно-образовательные программы в этом направлении были представлены на конференции как характерные для российской практики); выставочная работа детских музейных центров, традиционных школьных музеев и инновационных музейно-образовательных комплексов. Участники конференции познакомились со спецификой организации выставок для детей в музеех разного профиля и регионах России, с удачными разнообразными по тематике выставочными проектами, методикой работы на выставках с проблемными детьми.
Участники конференции дали ей высокую оценку, актуальности темы, представленному на ней опыту, ее организации и новациям, деятельности РДМЦ и его музейно-образовательных комплексов как эффективного примера межведомственной кооперации в музейном образовании и в выставочной работе в частности. Большой интерес вызвали презентации выставочных проектов музеев Карелии – «Кижи», ИЗО, краеведческого, Олонца, пос. Куркиекки.
Конференция выявила целый ряд проблем, теоретического, методического и практического характера в выставочной работе с детьми: неразработанность понятийного аппарата музейной педагогики, проблемы выставочного маркетинга и менеджмента, привлечения специалистов - дизайнеров, психологов, социологов, маркетологов на стадии проектирования и в ходе работы выставок и прочие, которые не нашли освещения на конференции.
Исходя из опросов, разговоров и пожеланий участников прошедшей конференции пока намечается тема социального партнерства как технологии создания новых проектов в музейном образовании. Действительно, это очень перспективная и актуальная тема для будущей встречи специалистов музейной педагогики.
Все перечисленное – это только первый, предварительный взгляд на итоги конференции. Впереди аналитические отчеты, публикации в музейных журналах, подготовка и издание сборника материалов конференции, все это позволит ввести итоги конференции в культурный и музейный оборот.

Участники конференции – об организации и полученном опыте

Дарья Анатольевна АГАПОВА, Центр развития музейного дела, исполнительный директор, г. Санкт-Петербург
Всякая конференция очень полезна для общения. Когда разговариваешь со своими коллегами из других городов, рождаются новые идеи, какие-то методические наработки. Именно в небольших городах часто рождаются интересные подходы к привычным проблемам. Хочется, чтобы наш опыт знали, это как хороших художников должно быть много, так и грамотных музейных педагогов должно быть достаточно. В нашем деле очень важна конкуренция, и она очень полезна. Твои идеи подхватывают, перерабатывают под свой уклад. Конференции подобные этой очень полезны не только для музейных педагогов, а вообще для всего музейного сообщества.
Надежда Викторовна СВИРИДОВА, Детский археолого-краеведческий музей «Мастерская предков», г. Новосибирск
Мне пришлось проехать почти полстраны и я очень рада, что наконец-то я осуществила свою мечту, приехав сюда. Я знакома с опытом музея «Кижи», с опытом Детского центра через публикации в сборниках, через Интернет. Здесь накоплена большая профессиональная база для работы с подрастающим поколением. А в нашем регионе, с уверенностью могу сказать, все в самой начальной стадии, пока только небольшие росточки. Главная цель моего участия в конференции - задать специалистам множество вопросов и постараться понять для себя путь решения накопившихся проблем.
Светлана Егоровна НЕЧАЕВА, Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей, научный сотрудник сектора музейной педагогики, г. Каргополь
Мы приехали на конференцию представить свой опыт работы и понять, в том ли мы идем направлении. Здесь важно познакомиться с опытом других музейщиков, посмотреть, как они работают с детской аудиторией. Для работы в направлении музейной педагогики очень важно общение с коллегами из других музеев. Очень хорошая идея по созданию выставки «От А до Я», многие участники открыли для себя новые и интересные подходы к организации детской выставки. Огромное спасибо организаторам конференции и отдельно Светлане Жульниковой.
Павел Юрьевич БЕЛКИН, Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре», генеральный директор, г. Москва
Любая конференция – это всегда обмен опытом. Здесь свою идею я могу опубликовать, то есть с кем-то поделиться тем, что я знаю. Любой другой опыт я могу адаптировать под свой и затем работать с ним. На этой встрече главная моя задача познакомить музейное сообщество с нашей работой. В сети Интернет мы представляем опыт школьных музеев России. Наш проект – площадка для общения географически удаленных мест, например, ребенок из Москвы может общаться с другим ребенком из Владивостока. Огромное спасибо за проделанную работу по организации встречи.
Тамара Владимировна ВАСИЛЬЕВА, Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, младший научный сотрудник г.Самара
Всегда очень интересно знакомиться с опытом разработчиков разных проектов, которые направлены на детскую аудиторию. Например, до мягкого поролонового кубика, который нам представил музей «Кижи», мы еще не дошли, а ведь это очень просто, и что самое главное, интересно, как идея настольной игры переродилась в напольную. Самое приятное на таких встречах представлять свой опыт и радостно, когда задают вопросы, это значит, что специалисты заинтересовались вашим опытом. В конференциях хорошо то, что информацией можно и нужно пользоваться абсолютно бесплатно. Я рада, что приехала на конференцию, так как решила, что о нашем опыте работы должны знать в России.
Ольга Георгиевна ТИХОНОВА, Орловский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО, г. Орел
Прежде всего, хочется отметить очень четкую организацию работы конференции. На протяжении всех пяти дней не было никаких сбоев в самой программе, ее техническом оснащении, организации быта и культурного досуга гостей и участников конференции. Предложенная тема конференции является несомненно актуальной и животрепещущей, о чем свидетельствуют горячие споры и дискуссии, которые возникали на заседаниях и круглых столах. В ходе работы удалось познакомиться с различными подходами к решению вопросов организации детского музейного пространства, как в условиях стационарных экспозиций музея и образовательных учреждений, так и в условиях передвижных выставок музейного типа. Несомненный интерес вызывает работа Историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», который щедро делился накопленным опытом не только в форме докладов, демонстрации интерактивных программ, но и печатной продукцией. Ценность данной конференции заключается в том, что специалисты приехали поделиться не только накопленным опытом, но и постараться понять свои успехи и неудачи. Думается, что многим удалось найти ответы на свои вопросы.

Подготовила Надежда НАЗАРОВА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф