О чем расскажет «Шапочное знакомство» VkontakteFacebook

О чем расскажет «Шапочное знакомство»О чем расскажет «Шапочное знакомство»О чем расскажет «Шапочное знакомство»О чем расскажет «Шапочное знакомство»

16 мая в музее «Кижи» открылась выставка, на которой представлены головные уборы народов России из коллекций Российского Этнографического музея (г. Санкт-Петербург). Это второй партнерский выставочный проект двух музеев.

Посетителям представится уникальная возможность увидеть около 60 разнообразных головных уборов XIX – XX в., входивших в состав праздничных и повседневных костюмов русского населения северных, центральных и южных районов расселения, народов Северо-Запада и Прибалтики (латыши, эстонцы, ингерманландские финны, ижоры, карелы, саамы), юго-запада России (украинцы, поляки) народов Кавказа (армяне), народов Поволжья (мордва, татары, удмурты, чуваши), Средней Азии (казахи, киргизы, туркмены), Сибири (эвенки, якуты) и Дальнего Востока (алеуты, коряки, нивхи).

Головные уборы, показанные на выставке различаются по технике, материалу и способу ношения. Для их изготовления использовали льняные, хлопчатобумажные, шерстяные ткани, парчу, бархат, мех, кожу, перья птиц, кишки морских животных, конский волос, дерево, солому, картон. Праздничные и свадебные головные уборы богато украшались; их расшивали бисером, перламутром, стразами, шелковыми, шерстяными, золотными и серебряными нитями, бусинами, бисером, стеклярусом, пуговицами, фигурными металлическими накладками и привесками.

Каждый головной убор несет информацию о месте и времени проживания его владельца; его этнической, социальной, половозрастной принадлежности, а иногда и о профессии. Детство, юность, зрелость, то есть переход из одной возрастной категории в другую, включение человека в систему родственных связей, - все это также нашло отражение в экспонируемых головных уборах.

Детские головные уборы представлены тюбетейками из бархата, украшенными перьями филина, праздничными шапочками девочек, сшитыми из ткани и декорированными позументом, бусинами, блестками, бисером , головным убором изготовленным из шкуры снятой с морды оленя. Головной убор на ребенка помимо основной его функции, выполнял и обережные функции. Сакрализация головного убора заключалась в способе его изготовления, в системе декора, в использовании дополнительных элементов – оберегов, призванных усилить защитные свойства вещи. Функцию оберега выполняли также вышивки, кисточки, бусинки, пуговицы и пр. У народов Сибири эту функцию выполняли детские шапочки с рожками, сшитые из меха головы оленя. Для кочевых народов характерно использование в качестве оберега перьев птиц.

Девичьи головные уборы, показанные на выставке также имеют свою специфику. У большинства народов России девушки начинали носить специальные головные убора когда им исполнялось 9 – 14 лет. Принципиальным отличием девичьих головных уборов являлось то, что они оставляли непокрытыми волосы. Это во многом оказало влияние на форму и конструкцию этих головных уборов. Самым распространенным типом девичьего головного убора у славян, народов Прибалтики и Северо-Запада России, народов Поволжья и некоторых этносов Сибири были венки, налобные повязки. В декоре праздничных венков и повязок особое место занимали позумент, вышивка, перья, нашивки из стекляруса, бусин, бисера, искусственные цветы.

Для тюркских народов Поволжья, а также народов Кавказа (за исключением Дагестана). Крыма и Средней Азии ведущим типом головных уборов девушек являлись различные шапочки – мягкие, каркасные или на войлочной основе. В системе декора этих головных уборов особым образом выделялась зона макушки, где мог помещаться специальный куполок с трубочкой-втулкой для перьев, остроконечный выступ в центре головного убора, расшитый бисером. Помимо макушки, акцент в декоре делался на очелье, либо околыше головного убора. Они украшались тесьмой, монетами, металлическими бляшками, бисером, стеклярусом бусинами, перьями, пуговицами и лоскутками ткани. По мере взросления девушки ее головной убор зачастую изменялся: он мог быть выше или плотнее, а декор богаче. У многих народов девичий убор мог входить в состав свадебного комплекса.

Головной убор невесты у большинства этносов символизировал расцвет девичьей красоты, пик зрелости и готовности к барку и рождению детей. В качестве свадебного в народной среде часто использовали головные уборы, бытовавшие в это же время у высших слоев местного общества и являвшиеся знаком их социального статуса, материального благосостояния. Свадебный головной убор, как правило, был насыщен символикой плодородия и благополучия.

На выставке «Шапочное знакомство» девичьи головные уборы представлены венком из Рязанской губернии, севернорусской девичьей повязкой с украшениями из перламутра, чувашской шапочкой «токья» в виде шлема, украшением в косу из Восточной Галиции и уйгурской шапочкой из войлока, парчи и меха. Свадебные – латышским венком, эстонским чепцом и русским «золотым» подвенечным убором.

Значительную часть выставки составляют женские и мужские головные уборы. Из мужских особо следует отметить шапку султана; он сшита из малинового бархата и имеет богатый декор, соответствующий статусу ее владельца и «корону» шамана. Головные уборы женщин наиболее разнообразны по типам и видам. Некоторые состоят из нескольких частей. Это чепцы разных форм, шапочки, сороки и пр. Эти изделия отличаются возрастной спецификой. Головные уборы молодых женщин зачастую имели выступающую переднюю часть или рогообразные детали. «Рогатая» форма, так же как и яркий, преимущественно красный цвет, в головных уборах замужних женщин указывали на фертильный период и отражали способность женщин воспроизводить потомство.

Для изготовления праздничных женских головных уборов молодые женщины использовали парчевые и шелковые ткани, бархат, с Сибири – различные меха. Головные убора имели богатый декор. Универсальным головным убором у большинства народов России (за исключением народов Севера) был платок. Особой популярностью пользовались покупные изделия из хлопка, шелка, шерсти, парчи и платки вышитые серебряными и золотными нитями. На выставке посетитель сможет увидеть женские головные уборы русских, карел, ижоры, финнов, эстонцев, украинцев, армян, татар, среднеазиатских евреев, мордвы, удмуртов, калмыков, якутов.

Выставка «Шапочное знакомство» рассчитана на широкий круг посетителей и будет весьма полезна специалистам: дизайнерам, модельерам и художникам.

Над выставкой работали творческие коллективы сотрудников РЭМ (Н.И.Калашникова – автор идеи, А.Н.Антонова, Т.А.Зимина, И.А.Карапетова, Е.В.Колчина, Л.В. Королькова, Л.И. Мишуринская, Л.Ф.Попова, Н.Н.Прокопьева, С.В.Романова, Л.А.Сластникова, М.В.Фендорова) и музея-заповедника «Кижи» (О.Ю.Титова И.В.Панкова, С.Н. Новицкая, Л.М. Степанова, И.И. Набокова, З.А.Курбатова, Д.В. Бодёнов, О.И.Тайбакова).

Познакомиться с выставкой «Шапочное знакомство можно до 10 августа 2008 года

Людмила КОРОЛЬКОВА, ведущий н.с. отдела Северо-Запада и Прибалтики РЭМ

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф