Спецвыпуск «Образование культурой» №8. Сколько красок в кижской палитре? VkontakteFacebook

Светлана ПЕТРЯКОВА, руководитель студии «Кижская палитра»Сколько красок в кижской палитре?Сколько красок в кижской палитре?Сколько красок в кижской палитре?Сколько красок в кижской палитре?Сколько красок в кижской палитре?

Музей-заповедник «Кижи» — сокровище зодчества и народной культуры Русского Севера, музей с мировым именем — является также культурным пространством, которое способствует раскрытию творческих возможностей наших детей. Ребенок, его развитие становятся высшей целью содержания музейной работы с детьми. Такой опыт в Детском музейном центре уже есть: кроме разнообразных программ и проектов он включает и детскую музейную студию «Кижская палитра».

Студия была основана в 2005 году по инициативе Людмилы Васильевны Шиловой. Около двадцати студийцев собрались тогда в небольшом, но уютном помещении одного из зданий музея-заповедника «Кижи» в районе «Старого города». Количество студийцев увеличивалось с каждым годом. И сегодня это более шестидесяти ребят от пяти до пятнадцати лет, занимающихся в шести разновозрастных группах.

Целью студии является развитие художественных способностей ребенка на основе историко-культурного и природного наследия заповедного острова Кижи и Заонежья. Обучение в студии спланировано таким образом, чтобы полученные знания об изобразительном языке развивали думающего человека, понимающего значение эстетики цветового видения в жизни каждого. В процессе обучения очень важно, чтобы дети умели использовать этот накопленный опыт, развивали воображение и уже в средней группе искали свой индивидуальный почерк. Для этого занятия подкреплены художественно-дидактическими упражнениями, специальными заданиями на постановку цветового видения, проходит освоение студийцами различных техник живописи и графики с использованием разнообразных художественных приемов. Очень большое внимание уделяется работе в группе. Для этого как минимум одна работа в учебном году в каждой группе — плод коллективного творчества. Самая долгожданная пора у студийцев это выезд на пленэрные практики на остров Кижи. Как раз здесь и проверяются знания, полученные ребятами в студии. Пленэрные занятия учат ребят наблюдать окружающую действительность острова и творчески ее осмысливать. Они учатся не просто смотреть, копировать, а видеть, переживать и выражать все познанное изобразительным языком. Ведь только в соединении непосредственного, личного, индивидуально-чувственного восприятия с крепкой профессиональной грамотой рождается художественный образ заповедного острова.

Первые годы работы студии стали самыми важными. За эти годы создан фонд лучших детских творческих работ, который составляет сегодня около 170 единиц. Многие студийцы стали учащимися детских художественных школ и их выпускниками. Было сформировано несколько самостоятельных выставок, а в начале этого учебного года в Городском выставочном зале была открыта выставка произведений детского творчества студийцев, посвященная 20 — летию Детского музейного центра. В самом центре города расцвел небольшой островок, наполненный яркими, веселыми красками, шумом и радостью. Живописные и графические композиции, произведения декоративно-прикладного искусства составили обширную экспозицию. В день открытия детской интерактивной выставки «Все краски „Кижской палитры“ по-настоящему царил праздник, который сопровождался музыкой, танцами, играми, мастер-классами, где главными героями были сами студийцы и гости выставки. Все это органично вплеталось в зрительный ряд экспозиции, дополняя детское художественное творчество гармонией звуков и многоцветьем детских нарядов.

В течение трех недель экспозиция дала уникальную возможность заглянуть в красочный мир детского творчества студийцев «Кижской палитры». На ней было представлено более сотни детских художественных работ, широк был возрастной диапазон юных авторов, здесь можно было встретить работы шестилетних детей и пятнадцатилетних подростков, ребят, пришедших в студию с первого дня ее создания, и студийцев, занимающихся сегодня, верных моих помощников и единомышленников в подготовке выставки.

Выставка «Все краски „Кижской палитры“ в своей экспозиции имела три раздела. В первом разделе — „Мир природы и архитектуры острова Кижи в творчестве детей“ — была представлена коллекция детских рисунков по итогам летнего пленэра на острове Кижи. Во многих рисунках отразился мир детских раздумий и фантазий о Кижском ансамбле. В работе Рюхиной Даши он написан нежно, лирично, очертания тонкие, недосказанные, а у Леонида Дарвина он монументален, крепок, четкими линиями переданы мощные формы стен, главок. Тема архитектуры заставляет ребят глубоко задуматься и над историей острова, в чем убеждает нас композиция Михаила Лапкасова „Кижское восстание“.

Интерактивные зоны помогали посетителям сразу войти в пространство экспозиции. Например, посидев и отдохнув на пирсе, послушав шум волн, можно было понаблюдать с помощью видеоинсталляции за совершенством творений природы и архитектуры острова, закинув удочку, узнать, какие рыбы существуют в водах Онежского озера. А дальше свои первые впечатления об увиденном выразить в интерактиве «Рисунки на песке».

В мастерской художника можно было поучаствовать в мастер-классе по линогравюре — технике, которую осваивают сегодня ребята старшей группы.

Неоценима роль музея-заповедника «Кижи» как хранителя материальной и духовной культуры народов Русского Севера. Народные праздники, обряды, ремесла, старинные костюмы находят свое продолжение в детском художественном творчестве, которое представлено во втором разделе выставки — «Дом, семья, традиции в народной культуре». Детские рисунки, декоративно-прикладные работы выполнены в различных техниках — акварель, гуашь, пастель, фломастер; они отражают такие темы, как «В крестьянской семье», «Кижский натюрморт», «По мотивам народной вышивки», «Северный дом». В них отражены детское видение, зрительное восприятие, знания о предметном мире музея, которые позволяют студийцу увидеть старинные вещи по-новому. Благодаря детской фантазии предметы, экспонаты находят иное место в интерьере, своего хозяина, вокруг них «зарождается жизнь», они приобретают для ребенка особую личную ценность. Передавая, украшая или соединяя их в рисунках, дети предлагают свое «прочтение» старинных предметов.

«Мы — фантазеры» — это третий раздел выставки, который раскрывает детское творчество, связанное с темами: «Мой город», «Калевала в творчестве детей», «Сказочная страна». Для студийцев они стали традиционными и любимыми. Каждая представленная коллективная творческая работа в данном разделе — «Подводный мир», «Сказочный город», «Город, в котором я живу» — это своеобразный творческий проект тех студийцев, которые хотят творить самостоятельно или в компании друзей.

На занятиях в студии уделяется большое внимание декоративной композиции, знакомству со старинными традициями народного декоративно-прикладного искусства. Народное творчество является источником огромного количества орнаментов, цвета и форм. А так как на занятиях студийцы увлечённо занимаются батиком, аппликацией, росписью по дереву, создают эскизы витражей, делают кукол, они стараются сочетать в своих поделках легендарную память предков и современные формы. Лучшие работы были представлены в данном разделе.

В рамках работы выставки прошли творческие встречи с художниками Максимом Чумаком по теме «Компьютерная графика, как искусство» и Любовью Малиновской — «Куклы — это серьезно». Также состоялась презентация авторской музейно-образовательной программы «Предметный мир сказки» Светланы Жульниковой.

Рассказывать об этой экспозиции можно много, потому что каждая детская работа примечательна. Она наглядно раскрывает достижения студийцев, их творческие возможности. Выставка прошла, много добрых, полезных слов осталось записано в книге отзывов, а нам по прошествии выставки можно сделать следующие выводы:

Светлана ПЕТРЯКОВА, руководитель студии «Кижская палитра»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф