«Ожившая экспозиция» музея «Кижи»: дело мастера боится VkontakteFacebook

И. СюгияйненА. БаландинаЕ. БорисовИ. Титова

Сегодня многие народные ремесла и трудовые навыки уходят из повседневной жизни деревни, некоторые из них, к сожалению, можно считать уже безвозвратно утраченными. В связи с этим огромное значение приобретает изучение, сохранение и восстановление старинных крестьянских ремесел, забытых технологий и трудовых процессов в рамках музейной экспозиции. Об итогах работы в сезоне 2013 года рассказывает Марина ГУСЕВА, зав. сектором изучения, сохранения и демонстрации традиционных ремёсел.

Программа «Ожившая экспозиция» музея-заповедника «Кижи» существует уже в течение 19 лет. Мастера «Ожившей экспозиции» в традиционных костюмах демонстрируют различные ремёсла в домах и усадьбах, создавая тем самым этнографическую картинку быта крестьян Олонецкой губернии XIX — нач. XX веков. Работа мастеров на острове Кижи начинается вместе с открытием сезона, с прибытием первых теплоходов. В этом году первая партия мастеров, это штатные сотрудники, приехала уже 30 апреля и 8 мая. И для туристов первого теплохода, который пришёл 13 мая, мы уже представляли три главных ремесла в доме Ошевнева — прядение, ткачество и вышивка, и на колокольне часовни Архангела Михаила звонарь встречал туристов колокольными звонами.

В течение летнего туристического сезона 2013 года помимо 9 штатных сотрудников в работе программы «Ожившая экспозиция» приняли участие 16 внештатных сотрудников и 7 детей сотрудников музея. Все они в общей сложности показывали 18 крестьянских ремёсел и трудовых процессов. В «Ожившей экспозиции» очень важна преемственность поколений, передача ремесла от старших к младшим — это в полной мере соответствует народной традиции. Можно считать, что в музее «Кижи» и эта традиция соблюдается.

Я могу с уверенностью сказать, что каждый человек, работающий в составе небольшого отряда «Ожившей экспозиции», по-настоящему любит своё дело и с большим удовольствием готов поделиться своими знаниями и умениями, прославляя красоту и мудрость крестьянского труда.

Дом Ошевнева

Красота и величие этого дома предполагают, что там за дверьми ждёт что-то необычное и трогательное. И вот, заходя в зимнюю избу дома, туристы ахают, потому что перед их очами предстаёт девушка в сарафане, с лентами в косе, сидящая на прялочке и умело крутящая веретёнце. С июля 2012 года и в сезоне 2013-го прядение на прялке демонстрирует Анастасия Петухова. В течение этого сезона за прялкой поработали также Юлия Селина, Анастасия Баландина, Вера Фролова и автор этих строк.

Поднимаясь на второй этаж дома Ошевнева, попадаешь в верхнюю избу — уже в течение многих лет это выставочное помещение. В 2013 году здесь открылась выставка «Выпей чайку — позабудешь тоску». На этой выставке мы представляем не просто ремесло, его можно назвать искусством, которым владели многие крестьянки,— это изготовление традиционных украшений из бисера, пользовавшихся на Русском Севере большой популярностью наряду с жемчужными. Наши мастерицы Илона Сюгияйнен и Мария Черноусова, Ксения Наумова и Владлена Кантор постигли это искусство, и сейчас девушки вяжут красивые и сложные бусы-жгуты и с удовольствием рассказывают о технологических особенностях их изготовления, удовлетворяя многовековое желание женщин украшать себя.

В этом году в штате музея появилась еще одна молодая мастерица — Майя Гусева, которая с 6 лет, как и многие дети сотрудников, знакомилась с разными ремёслами и демонстрировала то шитьё на швейке, то ткачество поясов, то ткачество на ткацком стане.

Когда сезон заканчивается, и все мастера разъезжаются по домам, на острове остаётся немного людей, в том числе и экскурсоводы, они ждут редкие в октябре теплоходы. Уже 2 года подряд экскурсовод Марина Климова остаётся одна за всю «Ожившую экспозицию» и представляет изготовление бисерных украшений в самом оживлённом месте дома Ошевнева — горнице, которая располагается также на втором этаже дома, в неё туристы попадают, пройдя летнюю избу. В летней избе мы представляем древнее ремесло — ткачество на ткацком стане. Одной из самых умелых ткачих сейчас является Анастасия Баландина. Она начала работать в секторе ремёсел в апреле 2013 года. С большой ответственностью и невероятной любовью ко всему, что она делает, Настя демонстрирует необычайной красоты очень качественные дорожки. Уже второй год подряд технику ткачества демонстрирует Юлия Селина, ещё одна сотрудница сектора ремёсел. У Юлии получаются невероятные по красоте и плотности «рибушные» половики — это такие махровые дорожки.

Из летней избы туристы проходят в маленькую комнату — горницу, обставленную на городской манер, здесь девушки готовили своё приданое и дары на свадьбу. Вышивка была самым важным и самым сложным ремеслом для молодых девушек. Мастерицы «Ожившей экспозиции» демонстрируют в основном «двусторонний» шов. Как правило, они выполняют копии полотенец из коллекции музея «Кижи». Одной из самых уважаемых мастериц, которая приезжает каждый год из Санкт-Петербурга, является Лидия Аркадьевна Вершинина. Уже больше 20 лет назад она так влюбилась в остров Кижи, что искала любую возможность приезжать сюда. За месяц с небольшим Лидия успевает вышить 2 изделия.

На призыв помочь в демонстрации вышивки уже второй год как откликнулась экскурсовод Светлана Матвеева. Когда Светлана демонстрировала вышивку, она рассказывала о ней на английском, немецком, шведском и, конечно, на русском языках. И пошла у нас традиция, что многие мастерицы начали осваивать текст на английском, а некоторые и на немецком и французском языках. Такой мастерицей стала Марина Павлова. Её лаконичный рассказ много раз хвалили экскурсоводы, потому что время пребывания в горнице ограничено, и важно кратко рассказать самые важные сведения о вышивке.

Юлия Селина и Анастасия Баландина, как всегда, на боевом посту. На то они и штатные сотрудники, что работать садятся там, где необходимо. Анастасия за этот летний сезон успела вышить подолы двух заонежских рубах для сотрудниц «Ожившей экспозиции». А Юлия вышивала копию полотенца с невероятно сложным узором — двуглавая птица с высотой закрайка 40 см.

И мне приходилось работать на демонстрации вышивки то в доме Ошевнева, то в доме Елизарова. В этом году я начала вышивку — копию пудожского полотенца на старинной льняной ткани, которую я купила по случаю, находясь в командировке в Костроме. Там часто в антикварных магазинах появляются старинные полотна, которые продают бабушки, доставая их из сундуков. Эту лазейку нам помогла найти Вера Сергеевна Цыпляева, много лет отработавшая в музее «Кижи», каждый год она приезжает сюда работать экскурсоводом. В этом году мы со Светланой Васильевной Воробьевой приобрели уже разных старинных полотен на сумму 9000 рублей.

Из полотна женщины шили различную одежду с помощью специального приспособления — «швейки». Она состоит из деревянной основы — донца, на которую садились, и вертикального столбика с мягкой подушечкой на конце. Один конец ткани прикалывают булавкой к подушечке, второй конец оттягивают левой рукой, а правой рукой прокладывают шов по натянутой поверхности ткани, что позволяет выполнить шов очень быстро и ловко. Швейные машины появились в деревне только во второй половине XIX века.

Мы тоже стараемся шить костюмы, сохраняя старинную технологию изготовления и используя швейку. Мастерицы Юлия, Анастасия, Майя совершенствуют своё мастерство в шитье изделий для мастеров «Ожившей экспозиции» и традиционных костюмов для Детского музейного центра музея. В течение 5 месяцев в свободное от работы вечернее время мы шили, и шили, и шили эти костюмы…. И я думаю, что сотрудники ДМЦ и все гости программы ЛУ и ДМЦ остались довольны, что могли принимать участие в различных мероприятиях в традиционных костюмах и почувствовать всю прелесть статной осанки, которая за счёт довольно тяжёлой юбки сарафана выпрямляется.

Рядом с домом Ошевнева туристов встречают мастера, изготавливающие лемех, которым покрывали главки часовен и церквей. Процесс изготовления лемеха чрезвычайно интересен: ловкие движения топора в руках мастеров Алексея Нестерова и Евгения Борисова, запах свежесрезанной осины, похожий на запах арбуза,— всё завораживает туристов. В этом летнем сезоне Евгений демонстрировал ещё и изготовление прялок.

Дом Елизарова

Следуя далее по маршруту, туристы подходят к дому Елизарова. В зимней избе в этом году мы продолжили демонстрировать начатое годом ранее ещё одно крестьянское занятие — это вязание сетей. Мастер Евгений Борисов изготовил прялку-сетевязку, по образцу прялки, находящейся в доме Елизарова, и связал за сезон 9 метров сети с ячеёй 3 см. Он обучил этому ремеслу Веру Фролову, которая наряду с прядением, о котором уже рассказывалось выше, демонстрировала вязание сетей в зимней избе дома Елизарова. В горнице дома Елизарова с прошлого года мы начали и демонстрацию вышивки.

Рядом с домом Елизарова уже много лет мы демонстрируем изготовление традиционной деревянной игрушки. Мастер «Ожившей экспозиции» Дмитрий Николаевич Москин занимается изучением и изготовлением традиционной северной деревянной игрушки. Его личная коллекция, которую он использует для выставок, лекций и др., состоящая более чем из 300 фигур, включает сделанные самим мастером копии предметов, хранящихся в Российском этнографическом музее в С.— Петербурге, Русском музее, музее игрушки в Сергиевом Посаде и др. Дмитрий Николаевич — член карельского отделения Союза дизайнеров России, у него есть и собственные разработки игрушек, созданные на основе народных. Демонстрировать изготовление традиционной игрушки в экспозиции музея Дмитрию Николаевичу помогает его сын — Николай. Дмитрий Николаевич обучил резать игрушки не только своих сыновей, но и многих детей сотрудников музея.

Ещё одно ремесленное крестьянское занятие — берестоплетение — демонстрируется здесь же. В этом исконном занятии крестьяне Олонецкой губернии достигли значительного мастерства. Уже второй сезон изготовление изделий из бересты демонстрирует мастер Ирина Николаевна Титова. В подготовке материала Ирине помогает её муж Владимир: в июне они вместе уезжают в леса Пудожского района, откуда они сами родом, и заготавливают сколотни и пласты. И только дома им предстоит тяжёлая работа по нарезке лент для плетения. Ирина — великолепный рассказчик, сотни слушающих её туристов уходят от неё завороженные её мастерством. Ирина делает не только сувениры, но она сделала для экспозиции музея уже не одну вещь — это и кужонки разных форм, и солонки.

Там же, у ограды усадьбы дома Елизарова, демонстрируется ткачество поясов. Уже очень много сезонов (даже со счёту сбилась — наверное, около 17 лет) ткачество поясов демонстрирует Светлана Борисовна Зимина. Она приезжает к нам почти каждое лето из г. Отрадное Ленинградской области — сама она родом из г. Олонца. Она демонстрирует самые сложные по технике исполнения пояса на бёрдечке. И ткёт она очень красивые по цветовому сочетанию и по узору пояски. Мало того, что она сама показывает, она ещё и обучает наших детей — это и её собственные дети Наташа и Маша Дерябины, это и София Гашкова, и Соня Хуттер, и Эвелина Сюгияйнен.

Дом Сергеева

В 2010 году эта идея получила развитие и в экспозиции дома Сергеева на южном конце острова Кижи был апробирован новый вид демонстрации — «шитьё» заонежских лодок-кижанок с использованием традиционной технологии. Первым мастером стал известный лодочник Сергей Васильевич Давыдов. В течение сезона он на глазах у туристов сделал «кижанку», на которой Москин Борис и Караваев Артём победили в Кижской регате. А в нынешнем году он сделал лодку для музея, используя обмеры лодки знаменитого мастера-лодочника Вересова из фондов музея. И на этой лодке успешно выступил в этом году экипаж Илоны Сюгияйнен.

Дом Яковлева

В секторе пряжинских карелов в доме Яковлева в зимней избе с прошлого года мы стали демонстрировать ещё одно интересное занятие крестьян — роспись по дереву. В самом начале сезона в течение 2 недель технику ткачества демонстрировала Наталья Анатольевна Ратникова, до тех пор пока не открыли дом Яковлева, где Наталья стала показывать технику росписи по дереву. Она расписывает дощечки в форме лопасок прялок, открытки, камушки. Наталья обладает очень тонким чутьём цвета, её работы как будто светятся изнутри.

Колокольные звоны

В особый комплекс «Ожившей экспозиции» выделены традиционные колокольные звоны. Ежеждневным местом демонстрации служит звонница часовни Архангела Михаила, а в праздничные дни и во время службы звонарь даёт звоны на колокольне Кижского погоста. Колокольный звон составляет особую звуковую атмосферу острова Кижи.

Уже много лет главным звонарём музея «Кижи» является Игорь Хуттер. Другой звонарь, Алексей Нестеров, чаще всего звонит в дневное время, когда основной туристический поток идёт с «Метеоров», приезжающих из города Петрозаводска. В основном это русские туристы, которые знают о чарующем и волшебном воздействии колокольного звона на душу, и они с великой радостью, издалека слыша звон, готовы подойти к часовне Архангела Михаила, даже если не так много времени осталось до отправки «Метеора».

Земледелие

Большое место в деятельности музея-заповедника «Кижи» занимает восстановление традиционного земледелия. Целью этой программы является освоение одного из основных занятий в крестьянской жизни прошлых веков и, следовательно, создание на о. Кижи исторически достоверной экспозиции заонежской деревни, частью которой были засеянные поля и огороды возле дома. Помимо традиционных зерновых культур (рожь, овёс, ячмень) каждый год на небольшом кусочке земли высаживается лен, в прополке и дёргании льна участвуют мастерицы «Ожившей экспозиции». Одной из основных составляющих программы является демонстрация сенокоса, жатвы, молотьбы, в которых принимают участие сотрудники разных отделов музея-заповедника «Кижи» и все желающие. Об этой программе можно написать отдельную статью, и более квалифицированно о ней напишет её руководитель Олег Скобелев. Роль мастеров в сельскохозяйственных работах не столь значительна, мы лишь только помогаем в некоторых видах работ, и самую большую помощь в огородничестве и жатве оказывают дети сотрудников музея — Катя и Лиза Михайловы, София Гашкова, Наташа и Маша Дерябины.

Открытие новой экспозиции

В конце августа 2013 года в деревне Ямка на острове Кижи открылась долгожданная экспозиция в доме Берёзкиной. Здесь появляется возможность не только ознакомить посетителя с интерьером крестьянского жилища и некоторыми крестьянскими занятиями, но и дать возможность самому посетителю участвовать в процессе изготовления различных изделий. Знакомство с традиционными занятиями для туристов в интерьерах музея — это уже опробированная программа, а вот привлечение посетителей для более подробного освоения какого-либо мастерства через мастер-классы — это явление новое.

В этом доме мы представляем традиционный интерьер зимней избы и горницы. В зимней избе стоит ткацкий стан с заправленным тонким льняным полотном в технике узорного ткачества. Во время посещения группы мастерица будет демонстрировать ткачество полотна. В зимнее время крестьянки всегда пряли, поэтому именно здесь все желающие научиться прядению будут прясть шерстяные нити на прялках, используя старинную технику.

В горнице представлена выставка «Заонежская вышивка». В этом довольно просторном помещении стоит большой стол, за которым может уместиться группа в 10–12 человек на мастер-классе по вышивке. По программе «Встреча с мастером» у посетителя будет возможность не только познакомиться с процессами обработки льна, но и научиться прясть и ткать.

В сенной горнице представлена выставка «Ткачество Олонецкой губернии конца XIX — начала XX веков». Весь предметный ряд выставки составлен из предметов коллекции дерева и текстиля сектора ремёсел музея. Здесь посетители могут попробовать свои силы в изготовлении дорожек из тряпичного лоскута. Кроме того, в сенной горнице будет проводиться мастер-класс по плетению и ткачеству поясов.

На сарае представлена выставка «Обработка льна», и там со следующего года планируется проводить мастер-классы по таким операциям как мятьё, трепание, мотание на мотовило с веретена, растягивание мотушки на воробах, мотание на вьюхи с вороб, снование на сновальных воробах. Посетители выставки смогут не только познакомиться с предметами и орудиями ткачества, но и испытать свои знания и силы в таком сложном деле, как подготовка льняной кудели и подготовка основы для ткачества.

* * *

Работа мастеров сектора ремёсел на острове Кижи по демонстрации разных ремёсел не ограничивается только этой деятельностью. Каждый мастер ведёт большую работу по изучению коллекции одежды, головных уборов, текстильных изделий и технологической особенности изготовления изделия (изучение особенностей кроя и технологической сборки изделий) с целью изготовления изделий в течение зимнего рабочего времени в г. Петрозаводске по плану сектора. Уже 38 предметов, сделанных руками мастеров сектора ремёсел и «Ожившей экспозиции», сданы в фонды музея, и большинство из них впоследствии являются экспонатами интерьеров крестьянских домов. И более 50 предметов являются так называемым оборудованием для экспонирования домов — это различные полотенца, огибки на люльку, постельные принадлежности, одежда, половики.

Мастера сектора ремёсел ведут и просветительскую работу. Мы проводим лекции и мастер-классы по различным темам о традиционных ремёслах и о программе «Ожившая экспозиция» по проектам «Летняя музейно-этнографическая школа», «Летний университет» и на лектории «Традиционные ремёсла Олонецкой губернии».

И, конечно, наш сектор принимает участие в музейных праздниках и мероприятиях — это и «Кижи — мастерская детства», и часовенные праздники, и Кижская регата, и праздник Кижской волости в День Преображения Господня на острове Кижи, а в городе мы участвуем в таких мероприятиях музея, как новогодняя программа «Северные святки», «Иллюзии Старого города», «День знаний», «День студента», «Декада инвалидов» и др.

Интересна и увлекательна наша работа. И я надеюсь, что молодые мастера сектора ремёсел станут известными на всю страну и будут с гордостью рассказывать о величии наших талантливых предков и выполнять такие сложные технологические работы по изготовлению изделий, что слава музея-заповедника «Кижи» будет распространяться на весь белый свет!

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф