Уж замуж невтерпеж, или Как поднять лемби VkontakteFacebook

Уж замуж невтерпеж, или Как поднять лембиУж замуж невтерпеж, или Как поднять лемби

Современные молодые люди не торопятся создавать семью. Возможно, они об этом и мечтают, но предпочитают быть независимыми, связывая себя узами брака лишь годам к тридцати. В традиционном патриархальном обществе о двадцатилетней незамужней девушке сказали бы «засиделась в девках», а спустя десять лет называли бы уже старой девой. Таким девушкам могли достаться лишь незавидные женихи — вдовцы или калеки. Поэтому все стремились вовремя выйти замуж или жениться, стараясь выбрать себе «ровнюшку». Возможность выбора предоставлялась лишь тем, кто имел «большую славу», или «славутность», как говорили в Заонежье, или «высокое лемби» — по-карельски.

Карелы верили, что каждый человек, будь это парень или девушка, обладает лемби (фин. Lempi) — эротической, сексуальной привлекательностью. По мнению филологов, в финской мифологии слово «Lemрi» происходит от названия древнего финского божества любви — «lempo», покровителя молодых людей различных полов в их взаимоотношениях. Со временем понятие лемби утратило значение божественного существа, и стало обозначать репутацию и спрос девушки как невесты. Но даже при таком значении слово «лемби» сохраняет в себе непонятную таинственную силу, обладая которой, будучи даже бедной, глуповатой, не очень красивой, девушка могла понравиться любому парню и, в конечном счете, быстрее добиться главной цели — выйти замуж.

Шкала личной привлекательности юных карелок определялась по количеству молодых людей, претендовавших на ее руку. Наибольшее число претендентов противоположного пола придавало девушкам не только высокую лемби, но и давало выбор из множества поклонников того единственного, кто ей был по душе. Поэтому каждая карельская девушка строго следила и заботилась о своём лемби, часто прибегая к различным магическим действиям, чтобы поддержать или поднять его.

Особым временем для поднятия своей эротической привлекательности был период между Ивановым и Петровым днями (по кар. viandoit — летние святки). За неделю до Иванова дня девушки шли в лес и собирали там чудодейственный веник из 27 ветвей, сорванных с 27 различных берез. Затем парились им в бане. После использования веник не выбрасывали, а вместе с берестяной коробочкой, в которую складывали кусочек мыла, полотенце, коровье масло, старую серебряную монету и ленту с косы, прятали в ржаном поле до Иванова дня. Пропитанные росою этих святых дней, эти предметы девушки потом таили дома в своих сундуках, где лежали наряды для торжественного выхода в общество. В праздничные моменты своей жизни барышни открывали сундуки и для поднятия лемби использовали эти «волшебные» средства.

В ночь на Петров или Иванов дни девушки шли в ржаные поля. Там раздевались и катались по росистой ржи или траве, предпочитая поля тех крестьян, у которых в семье много сыновей — молодых людей. В эти же ночи девушки собирали в чашки или миски росу, приносили ее домой и переливали в небольшую бутылочку — пузырек. И на протяжении всего года девушки использовали сокровенные капли, как «дорогие духи». Собираясь идти куда-либо на праздник или на гулянье, юные создания выливали несколько капель этой росы в воду, которой затем умывались или мылись. Самое главное здесь — расходовать целебную воду экономно, чтобы ее хватило до следующего viandoit, особенно если ты не успела запастись другими средствами для поднятия своей таинственной любовной силы.

Кроме viandoit, поднимали лемби еще и в Крещение. Когда духовенство с крестами, хоругвиями и иконами шло к иордани, девушки, заботящиеся о своем лемби, следовали за процессией, пытаясь ступать в след священника. Придя на прорубь, карелки снимали с себя одежду, разувались и оставались стоять в одном ситцевом платье и чулках. В таком виде, дрожа от холода и стуча от стужи зубами, они стояли до окончания молебна. Затем трижды окунались в холодную воду и бежали на колокольню, где звонили в колокола с надеждой, что их репутация будет разноситься так же далеко, как и звон колоколов.

Для поддержания высокого лемби существовали и ежедневные способы: одеваться надо было непременно в большом углу, окончить раньше всех свое дело, даже выйти из-за стола первой, независимо от того, наелась или нет; не выбрасывать оставшиеся на гребне волосы, не скручивать их в комок, а складывать их в отдельный коробочек. Кроме того, прибегали к помощи колдунов или знахарей.

После совершенных обрядов задабривания таинственной любовной силы лемби уверенность в своей привлекательности у карельских девушек возрастала, что благоприятно сказывалось на их отношениях с противоположным полом.

Благодаря ли этой «народной магии» или просто «по судьбе», но большая часть девушек к двадцати годам уже выходила замуж. Девичья борьба за счастье заканчивалась и начиналась её женская доля — часто очень нелёгкая. И на этот счет, в свою очередь, было немало обрядов и ворожбы, но это уже другая история — как говорится в известной русской пословице: «Выйти замуж — не напасть, как бы замужем не пропасть».

Дарья ПАХОМОВА, специалист по фольклору

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф