Девичья хороводная традиция Поморья VkontakteFacebook

14 марта в зале Лекционно-выставочного комплекса музея-заповедника «Кижи» в рамках лектория «Фольклорное наследие Карелии» прошла лекция-концерт «Плывет с моря судно»: Особенности традиционной культуры Поморья. Женская певческая традиция Поморского берега Белого моря. Лирические и «утушные» песни» при участии Фольклорно-этнографического ансамбля музея-заповедника «Кижи». Тема лекции была раскрыта сквозь призму традиционных молодежных собраний, включающих в себя лирические песни и песни, связанные с движением, — «утушные».

Весенне-летний период годового цикла поморской молодежи начинался с Пасхи, когда устраивали качели. В Поморье три дня на пасхальной неделе и в воскресные дни до Вознесенья (40-й день после Пасхи) устраивались качели. Если погода позволяла, качели ставили на улице, если же нет, то на просторном сарае или на крытом гумне, в больших селах устраивали несколько качелей, в каждом конце свою. Девушки приходили на качели нарядные, приносили угощение, раскачиваясь, пели песни, которые по своей приуроченности получили название «зыбельные». После качания играли: ходили «утушкой», «паркамы», «шестеркой», затем расходились.

Одна из «зыбельных» песен, записанная в селе Сумский Посад, «Цветики ли вы цветики лазорёвы» прозвучала в исполнении Фольклорно-этнографического ансамбля музея-заповедника «Кижи».

Жанровый состав песен, приуроченных ко времени качелей, т.е. «качельных» или «зыбельных», довольно широк — это и протяжные лирические песни, и лирические позднего склада, романсы, также «утушные» песни, которые в данном селе не использовались для сопровождения игр и танцев. Такие песни могли быть выучены (запомнились с одного раза) на госьбах и включены в репертуар певческой традиции села как лирические. В Сумском Посаде такой песней, к примеру, является песня «Ночка тёмная», а в с. Гридино и с. Нюхча — это «утушная» песня. Также и песня «Мимо-то моего двора» в Сумпосаде приурочена ко времени качелей как лирическая, а в с. Шуерецком сопровождает «утушку».

С Николы Весеннего и до Ильи (Петра) гулянья происходили на открытом воздухе, девушки медленно и степенно ходили «утушкой», «шестеркой», «однанкамы», «паркамы», под соответствующие песни. Кроме того во время уличных гуляний исполняли и другие хороводы (игры), по своему хореографическому и смысловому наполнению близкие карельским kisat (kisa — игра (кар.)). Две такие игры в рамках лекции были исполнены под сумпосадские песни «Вы роздвиньтесь, росшотнитесь, добрые люди» и «Не беги, догоню, красна девица душа».

Характер молодежных собраний осенне-зимнего периода был иной, в сравнении с весенне-летними, они происходили в избах, в виде вечеринок и бесёд. Во второй части лекции-концерта был представлен фрагмент поморской бесёды с рукоделием, песни села Шуерецкое, сопровождавшие игры, фразы и диалоги на диалекте.

Бесёды носили условно рабочий характер, девушки приходили на них с чистым рукоделием (вязанием кружев, вышивкой), но с появлением парней, естественно, забрасывали его. Открывалась вецерина повсеместно «утушкой». «Утушка» представляет собой степенное, неторопливое хождение парами: три шага в одну сторону — поворот, три шага в другую сторону — снова поворот и так до окончания песни. Если пару составляли парень и девушка, то «утушка» заканчивалась поцелуем; если только девушки — взаимным поклоном. Следом за «утушкой» шла игра «паркамы», затем ходили «шином», «шестеркой».

Примечательно при этом, что поморская хороводная традиция развивалась преимущественно в условиях отсутствия мужчин (три четверти года они проводили вдали от дома!). Вероятно, именно поэтому над парными играми возобладали орнаментальные девичьи хороводы и хороводы-шествия.

К примеру, «шестерку» в Поморье ходили исключительно девушки, тогда как «шестёрку», бытовавшую некогда в Заонежье, ходили непременно три пары парней и девушек. Поморское хождение «паркамы» имеет прямую аналогию с карельской игрой Kavely kisa ja Juoksenta kisa (шаговая игра и беговая игра), которую карелы играли тоже парами — парень и девушка. Поморки же, когда были парни, ходили с ними, а когда не было — ходили сами, даже игровые хороводы с разыгрыванием действий по тексту поморки ходили только девушками, например, в селе Колежма в игре «Капустицу полоть» мужскую роль также ходит девушка.

Таким образом, исключительно девичья хороводная традиция является одной из ярких и отличительных черт Поморья.

Полина ЛЁГКАЯ

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф