Кузнечное ремесло Кижской волости Vkontakte@kizhi

Одним из самых древних видов ремесел было кузнечное. Кузнечное ремесло по праву можно считать той основой, на которой вырастала экономическая культура Руси и России. В немалой степени именно этой отрасли производства мы обязаны ростом экономико-политического потенциала России, что позволило ей в начале XVIII в. стать одной из промышленно развитых держав.

Совершенно естественно, что с ростом общественного разделения труда, именно кузнецы стали первыми ремесленниками-специалистами, что именно их, творцов металла, народ окружил множеством различных легенд и поверий: кузнец-колдун, «хитрец», находится под покровительством русского Гефеста — бога Сварога; он может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни.

Одним из древнейших центров кузнечного ремесла на Севере Руси, а позднее России, бесспорно, являлся Великий Новгород, в котором развились свои собственные традиции обработки металла. Поскольку Кижская волость первоначально являлась центром одного из Заонежских погостов Обонежской пятины Великого Новгорода, то можно говорить и о преемственности традиций Новгорода и в обработке металла. Для кузнечного ремесла Северной Руси характерно преобладание в производстве кузнечных изделий сварных технологических конструкций, основанных на сочетании стального лезвия и железной основы. Так называемая «пакетная» система лезвия (кос, серпов, ножей, топоров, скобелей, тесел и т. д.) позволяла сильно сэкономить исходные материалы, в данном случае сталь, поскольку материала требовалось меньше, чем на цельностальные изделия. Таким образом, при сохранении качества изделия, цена на его изготовление была ниже. Наиболее ярко эволюционные изменения в конструкции и технологии железных предметов проявились на ножах — универсальном орудии труда — , которые являются одной из самых массовых археологических находок.

К сожалению, в общей своей массе архивные документы XVI — XIX веков дают весьма скудную картину жизни деревенских ремесленников, ограничиваясь только перечислением кузниц и иногда упоминаниями о специализации мастеров.

Данные писцовых и переписных книг позволили выявить первые упоминания о деревенских ремесленниках, а также упоминания об особенностях их хозяйственного положения. Материалы же более поздних документов XVII века зачастую просто перечисляют ремесленников, занимающихся кузнечным ремеслом в данном районе, с упоминанием деревень, в которых они проживают. Информация о произведенной продукции отсутствует полностью.

Первое упоминание о ремесленниках и о кузнецах Кижского погоста встречается в Писцовой книге за 1563 г.: «Дер. на Великой губе Кобылинская да Жеребцовская: 2 двора среди них двор „Тараско Васильев кузнец да его дети Петрушка да Мартюшка“. Необходимо отметить, что этот же кузнец упоминается и как хозяин амбара в Повенце.

По далеко не полным данным писцовых книг можно говорить о большом количестве ремесленников среди крестьян Карелии. Помимо кузнецов, исторические документы XVI-XVII вв. упоминают и других ремесленников: плотников, гончаров, портных, сапожников и рукавичников, но больше всего кузнецов и кожевников.

Это могут подтвердить археологические раскопки 2009 г., проведенные археологами музея-заповедника, К. Э. Германом и И. В. Мельниковым, на о. Кижи на месте древнего поселения Большого двора на низу у часовни (Лукинщина), ныне д. Васильево. По предварительным данным там была обнаружена кузница XIV — XVI вв. Среди находок в раскопе был найден нож, предположительно относящийся к новгородскому типу. Но подтверждение данных предположений будет только после экспертиз.

Документов XVIII века, описывающих кузницы Кижской волости, найти пока не удалось.

Более подробно кузнечное ремесло раскрывают документы XIX — начала XX веков. Хозяйственные посемейные списки крестьян Кижской волости показывают, кто из крестьян имел кузницу и занимался ремеслом. По данным этих документов, в деревнях окрестностей о. Кижи и Сенной Губы было 13 кузниц. Средняя стоимость кузниц составляла от 15 до 30 рублей, а ежегодный доход от 5 до 15 рублей. Они принадлежали следующим крестьянам:

Кижское сельское общество:
Титов Тимофей Федоров, дер. Шуйно
Рисанов Андрей Гаврил, дер. Кургеницы
Медведев Мих. Евсеевич, дер. Гивес-Наволок
Вавилины Петр, Григорий и Иван Васильев, дер. Телятниково
Трофимов Федор Федорович, дер. Воробьи
Паслов Григорий Иванов, дер. Сычи
Беканин Яков Кузмич, дер. Феньково
Дектярев Васил. Григор, дер. Кургеницы
Мальков Федор Яковлевич, дер. Мальково
Сеногубское сельское общество:
Грешников Петр Иванов, дер. Обельщина
Киселев Андрей Фадеев, дер. Южное Леликово
Монастырь, дер. Клименицы
Котмин Дмитрий Федор, дер. Дальняя Любосельга.

В собрании музея есть изделия двух мастеров из Сенногубского сельского общества: В. Трепалина (д. Мигуры) и С. А. Грешникова (д. Обельщина (Клементьевская).

Первое упоминание о кузнице С. А. Грешникове относится к 1910 году, работал он со своим братом Петром. Уже в 1916 году кузница из д. Клементьевская числится за Петром Грешниковым.

Отметим, что в приведенных списках кузнецов за 1916 год фамилия Трепалин не упоминается. Можно предположить, что кузница у Трепалиных появилась позже, а это дает возможность датировать предметы из фондов музея-заповедника «Кижи» с клеймом этого мастера определенным временем.

На планах деревень, которые составляли в XIX веке, кузницы как хозяйственные постройки не отмечались, но можно предположить, что это пожароопасное строение чаще всего располагалось или за деревней или на участке хозяина (д. Телятниково, д. Воробьи, д. Клементьевская), что подтверждают археологические раскопки на территории данных деревень.

Еще много вопросов стоит перед исследователями, которые занимаются данной темой: сколько деревень обслуживали кузнецы, сколько человек работало в кузнице, на чем специализировались в производстве. Данные архива ограничиваются лишь общими сведениями о числе кузниц и их владельцах.

* * *

В экспозиции под октрытым небом в музее-заповеднике «Кижи» — две исторические кузницы: на южном конце острова Кижи стоит кузница из деревни Суйсарь (фото 4), а возле деревни Ямка — кузница из деревни Южный Двор (фото 5).

Стараниями сотрудников музея Ивана Воробьева, старшего научного сотрудника отдела истории и этнографии (фото 1, 2), и Виктора Назарьева, реставратора (фото 3), кузницы ожили, в них идёт работа: куются необходимые для реставрации памятников гвозди, дверные петли и другие скобяные изделия.

Большой интерес вызывает кузнечное дело у туристов, у гостей музейных праздников, а также у школьников, занимающихся в Летней музейно-этнографической школе на острове Кижи, и студентов Летнего университета. Пока пылают жаром горны и стучат молоты по наковальням — живо в Заонежье кузнечное ремесло.

Иван ВОРОБЬЁВ

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф