Семья Коршуновых: нас поженил остров Кижи VkontakteFacebook

Семья Коршуновых: нас поженил остров КижиСемья Коршуновых: нас поженил остров КижиСемья Коршуновых: нас поженил остров КижиСемья Коршуновых: нас поженил остров Кижи

2008 год в России объявлен Годом семьи. Для музея-заповедника «Кижи» эта тема очень актуальна, так как за годы существования музея в его стенах создалась не одна «ячейка кижского сообщества». В течение года музейная газета «Кижи» будет рассказывать о семьях сотрудников музея, которых познакомил остров Кижи. Наш сегодняшний рассказ о семье Нины и Владимира Коршуновых.

Владимир

Владимир Валентинович Коршунов, ведущий инженер Плотницкого центра, в музее с 1987 года. Его трудовая биография начиналась далеко от этих мест.

Родился Владимир в Кемеровской области, а потом родители, работающие в лесном комплексе, переехали в Карелию. Поселилась семья в Новом Поселке. Школу и ПТУ по специальности «слесарь-сборщик» Владимир закончил в Кондопоге, а потом два года служил в армии в Германии.

«Увлекла меня морская романтика, - говорит Владимир Валентинович, - поступил в Одесское высшее инженерное морское училище (ОВИМУ) на ускоренный курс обучения: два года мы учились очно, а потом – заочно, работая в Черноморском пароходстве на пассажирском флоте».

Как поется в известной песне: «Ах, белый теплоход, бегущая вода… Уносишь ты меня, скажи, куда?» Первым «белым теплоходом» в жизни Владимира Коршунова стал круизный лайнер «Молдавия». Была в СССР целая серия судов морского класса, названных в честь союзных республик. Став пассажирским помощником, Владимир Валентинович полгода ходил по Черному морю, а потом перевелся в Северо-Восточное Управление морского флота, порт Тикси на море Лаптевых, на грузовые суда, курсирующие по Северному морскому пути.

«Причина перевода была проста: на Севере в те годы платили в десять раз больше, были и другие льготы, например, стаж. Я был молодой, свободный, хотелось побольше заработать и другие края посмотреть. Природа Севера очень красива, среди льдов приходилось видеть и белых медведей, и моржей, и тюленей, и китов.

Два года я ходил от Мурманска до Владивостока, а потом перестройка, вызвавшая большие перемены во всей стране, докатилась и до флота. Так называемый «Шаталинский метод» привел к большому сокращению экипажей. А кого сокращают в первую очередь? Молодых, конечно. И я вернулся в Карелию, обратился в «Службу занятости», откуда меня направили в БОП. И тут неудача: была весна, все экипажи сформированы, вакансий нет. Единственное, что мне могли предложить – пойти матросом на «МРБ» на остров Кижи».

Вот уже двадцать первый год Владимир Валентинович Коршунов работает в музее-заповеднике «Кижи». Был матросом, механиком, капитаном, а с 2003 года – в Плотницком центре.

Инженерная специальность, полученная в морском училище, пригодилась и на земле: новый Реставрационный комплекс на острове Кижи оснащен разнообразной специальной техникой, предназначенной для обеспечения деятельности Плотницкого центра. Все эти сложные машины и механизмы находятся в ведении ведущего инженера Владимира Коршунова.

«Мне нравится здесь работать, если бы не нравилось, я не жил бы здесь круглый год. А еще Кижи мне дороги тем, что здесь я встретил Нину, здесь вырос наш сын», - завершил свой рассказ Владимир Валентинович.

Нина

Нина Бородина родилась в поселке Верхний Бесовец Прионежского района. Семья, в которой росли трое детей, через три года переехала в Петрозаводск. Отец – водитель дальних рейсов, а мама по образованию учитель начальных классов. Мама хотела, чтобы дочь стала филологом. После окончания школы в 1981 году Нина пыталась поступить в Пединститут, потом за компанию с подругой поступила в Педучилище № 2 на отделение «воспитатель дошкольного учреждения», окончив которое работала воспитателем в ДУ № 72 в Ленинском районе Петрозаводска.

«Несмотря на то, что я родилась и выросла в Карелии, впервые на остров Кижи я попала в 1986 году на экскурсионной «Комете» в компании друзей-одноклассников, - говорит Нина Владимировна. - Трех часов пребывания на острове нам, конечно, не хватило, и мы договорились через год опять собраться вместе и приехать на Кижи на целый день, но судьба распорядилась иначе».

В те годы на острове Кижи был детский сад, состоящий на балансе Ленинского РОНО г. Петрозаводска. Из детских учреждений этого района и направлялись каждое лето воспитатели в Кижи, как правило, на месяц. Летом 1987 года этот жребий выпал Нине Бородиной.

«Кижи мне понравились, и когда мне предложили поработать в местном детском саду, я сразу согласилась, - вспоминает Нина Владимировна. – Детский сад был в деревне Ямка в доме Ананьева, где теперь располагается Летняя музейно-этнографическая школа. Работала я заведующей, в саду было около двадцати пяти детей сотрудников музея и местных жителей. С детьми, кроме меня, еще работали воспитатель, нянечка и повар. Музей предоставлял транспорт для завоза продуктов в детский сад».

За двадцать лет работы на острове Кижи Нина Владимировна сменила несколько специальностей и должностей. Была заведующей детским садом, воспитателем в нем же, а потом перешла на работу в музей, где сначала стала смотрителем, а затем кассиром, комендантом в структуре «Кижи-сервис», старшим администратором в АХЧ, сотрудником экскурсионного отдела, а с 2004 года – начальник отдела организации экскурсий.

«Для меня Кижи – это дом, - говорит Нина Владимировна. - На острове я познакомилась с Володей, здесь начала создаваться наша семья».

Семья

Жизненные пути бывшего морского волка Владимира и скромной петрозаводчанки Нины пересеклись на маленьком острове в Онежском озере летом 1987 года. Чуть позднее, уже в Петрозаводске, они поженились. После межнавигационного отпуска Владимир вернулся на Кижи, а Нина оставалась в городе до открытия летнего сезона. И вот уже более двадцати лет их семейная жизнь делится на «островную» и «городскую».

«Я на всю жизнь запомнила май 1988 года, когда я рвалась на остров, а навигация никак не открывалась, - рассказывает Нина Владимировна. – Билеты заранее не продавали, и целая толпа желающих уехать дежурила в порту. И только в самом конце мая, числа 28 на остров пошла первая «Комета», которая уперлась в ледяной затор у Гарницкого маяка и дорогу ей прокладывал ледокол».

С жильем у молодой семьи сначала были проблемы, потом им предоставили помещение деревне Ямка, в светелке над детским садом, где Владимир сам сделал ремонт, а затем молодая семья переехала в соседний дом, где в то время было общежитие стройучастка, а впоследствии он был полностью заселен музейными сотрудниками.

В этом доме семья Коршуновых и живет уже двадцать лет.

«Мы всегда сами делали ремонт, обустраивали наше жилье. Сюда в начале летнего сезона 1989 года я привезла нашего сына Диму, который родился в Петрозаводске в декабре 1988 года. С пяти месяцев он рос на острове, и считает Кижи своей родиной. Несмотря на то, что до замужества я всегда жила в благоустроенной городской квартире, меня никогда не пугал и не пугает деревенский быт: необходимость приносить воду, топить печь дровами. Я знала, куда я еду, была морально готова к некоторым неудобствам. Не помню, чтобы было как-то особенно трудно растить ребенка на острове. Мы его купали в ванночке у печки, или мыли в бане. Много гуляли, в общем – росли. Зимовали в городе, у мужа был продолжительный отпуск, а ранней весной он возвращался на остров.

На одну зарплату, да еще с маленьким ребенком, сложно было прожить, и я перешла на работу в музей смотрителем в Пудожский сектор на несколько часов в день. В то время некоторые теплоходы стояли по 5 – 6 часов и на Пудожский сектор водили экскурсии, там я работала и маленького Диму часто с собой брала.

В 1991 году я уволилась с работы в городском детском саду, а с 1992 года наша семья стала жить на острове круглый год.

Детей на острове в то время было много: зимой более десяти, а летом их число возрастало до двадцати пяти. Они подрастали, нужен был и детский сад, и школа. Директор музея Михаил Васильевич Лопаткин проникся чаяниями молодых родителей, выделил помещение, и 1 сентября 1993 года был образован «Учебно-воспитательный комплекс (УВК) острова Кижи», в который вошли дошкольная группа на 6 человек, где я стала воспитателем, и школа, в которой учились 16 детей с 1 по 4 класс. В кижском детском саду и школе воспитывался и учился и наш сын вместе с детьми других сотрудников музея. Уже выросло целое поколение «кижских» детей. Школа на острове Кижи административно относилась к Управлению образования г. Петрозаводска и имела «городской» № 49. Детский сад просуществовал до 1995 года, а для кижской школы последним учебным годом стал 1998 – 1999.

В 1999 году сын закончил четвертый класс, надо было продолжать учебу в городе, и большую часть времени его воспитанием занимались бабушка и дедушка. В пятый класс Дима пошел в мою «родную» школу № 38, а затем перешел в 40-й лицей. Каждое лето сын проводил на острове. Увлекался футболом, учась в школе, ходил в футбольную секцию, несколько лет подряд принимал участие в турнире на Кубок Кижской волости, играл за команду деревни Воробьи. Учеба позади, сейчас сын работает, а весной собирается пойти служить в армию».

Для Нины и Владимира Коршуновых и их сына Дмитрия жизнь семьи неразрывно связана с жизнью острова Кижи и музея-заповедника, и кто знает, может быть и Коршунов-младший встретит здесь когда-нибудь свою судьбу.

Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф