Зачем этнографическому музею экопросвещение? Vkontakte@kizhi

Зачем этнографическому музею экопросвещениеЗачем этнографическому музею экопросвещениеЗачем этнографическому музею экопросвещение

Слова «охрана природы», «экология», «рациональное природопользование» используются в современном мире настолько часто, что кажется, мы потеряли смысл этих слов и не знаем, как поступать в сложившейся экологической ситуации. Ключевым вопросом в поддержании жизнепригодных качеств биосферы является деятельность современников. Специалисты подчёркивают, что решение экологических проблем зависит от готовности людей менять своё отношение и ценностные установки. Каждый человек может и должен владеть навыками экологически целесообразной деятельности в своей сфере труда. Это задача стоит перед всем обществом, в первую очередь, перед образовательными учреждениями. Какое же отношение ко всему этому может иметь историко-этнографический и архитектурный музей?ещение?

На мой взгляд, отношение непосредственное и вот почему.

Музей-заповедник «Кижи» необычен тем, что занимает территорию, интересную как все островные территории и как часть ценного по своему природному разнообразию Заонежского края, составляющего богатство Карелии. Природное наследие музея включает редчайший шхерный район с причудливыми и живописными островами, низкоминерализованные воды Онежского озера, особенные рельеф и почвы, богатые флору и фауну. Обо всех этих уникальных объектах отдел рассказывает школьникам и студентам через лекторий «Кижские шхеры. Тысячелетия истории и современность», через цикл выставок «Маленький остров планеты Земля», через программу Дней защиты от экологической опасности. Информационный марафон охватывает не только петрозаводских школьников, но и детей Медвежьегорского района (в школах сел Великая Губа, Шуньга, Толвуя).

Ответственность за сохранение природного комплекса, , которую несёт музей возможна тогда, когда хозяйственная деятельность согласуется с фундаментальными законами живой природы. Разумеется - эти законы надо знать. Вот почему экопросвещение необходимо и сотрудникам музея, особенно тем, кто занят хозяйственной и производственной деятельностью. Именно поэтому отделом природы ежегодно проводится лекции в плотницком центре, в службе АХЧ, посвящённые экологическим проблемам и путям их решения. В день Воды для сотрудников музея в Петрозаводске организованы занятия по теме «Что мы знаем о воде?». Развитию представлений о состоянии окружающей среды способствуют и систематически распространяемые анкеты, информационные листы, предупреждающие знаки, памятки, консультации.

Более широкая аудитория – посетители музея, среди которых особо выделяем молодёжь. Для школьников и студентов, участников летних программ на острове, природа его представляет многочисленные примеры процессов и явлений, описанных в учебниках. Памятники архитектуры и этнографии в сочетании с естественными пейзажами оказывают сильное эмоциональное воздействие, создают условия для коррекции отношения молодых людей к природной среде. Именно в моменты любования красотой природы, знакомства с примерами тесной зависимости быта людей от природных условий и прекрасных результатов человеческого труда, основанных на знании природных материалов, экологическая информация «ложится на благодатную почву».

Восхищение и радость от красоты порождают желание беречь её. Известно, что знания о природе способствуют формированию экологического сознания только при условии, если они сочетаются с определённым отношением к окружающему миру, которое развивается только в деятельности. Наш отдел организует и проводит природоохранные акции именно для того, чтобы население имело возможность участвовать в решении проблем, приобретало новый опыт и могло оценить результат совместной работы. Так в ходе акции «После нас чище, чем до нас» 24 апреля было расчищено русло реки Неглинки вблизи зданий музея по ул.Федосовой в г. Петрозаводске, а участники акции «Очистим планету от мусора» собрали и вывезли на свалку телегу отслуживших вещей, ликвидировали порубочные остатки в д. Жарниково и собрали 17 мешков мусора в местах отдыха туристов по восточному берегу от деревни Ямка до входа в основную экспозицию на острове Кижи. Занимаясь подобной работой, участники ищут пути решения существующих экологических проблем. При этом круг единомышленников расширяется и удаётся привлечь внимание общественности к экологической стороне жизни. Такого положительного опыта в жизни каждого человека должно быть достаточно. Именно он даёт основание для оптимизма и веры в то, что проблемы разрешимы.

Важными, действенными и ненавязчивыми формами распространения экологической информации могут быть как отдельные экскурсии, встречи, беседы, игры так и небольшие информационные штрихи – этикетки, информационные стенды, памятки. Поэтому на острове оборудована экологическая тропа, для заинтерсованных групп проводятся экскурсии. По ней можно пройти и самостоятельно в сопровождении аудиогида. Отделом выпущены памятки «Дом для птиц», «Картофельная нематода», «Компостная яма», «Осторожно, клещи!», «Тяжела ли Кижская земля?», «Правила экологической безопасности в музее-заповеднике «Кижи», «Сохраним озеро чистым», Для самостоятельного знакомства с природой острова посетителям предлагаются буклеты «Птицы острова Кижи», «Рыбы Кижских шхер», «Экологическая тропа о. Кижи», которые туристы могут приобрести в сувенирном киоске.

Есть ещё одна важная причина, по которой музей должен заниматься экологическим просвещением. Наш остров – «чистое и ухоженное», идеальное место для полноценного отдыха людей, уставших от жизни в городах с индустриальными пейзажами, с огромным количеством машин и техники, с изменённым составом воздуха и чуждыми слуху шумовыми эффектами. Для них пребывание на природе является своеобразной терапией. По мнению известного в экологическом образовании специалиста Джозефа Корнелла «Прикосновение к природе затрагивает в нас что-то личное, особенное. Её тайна приоткрывается для нас в своей ошеломляющей чистоте, напоминая о том, что жизнь выше мелкой людской суеты».

Прекрасным материалом для экологического просвещения являются многочисленные примеры, иллюстрирующие отношения предков с водой, землей, лесом. Все это мы находим в этнографическом и историческом материале. Наша задача - помочь современникам сохранить эти традиции, в которых заложены основы экологического сознания человечества.

Таким образом, существует общественный заказ на экологическое просвещение населения, и федеральное учреждение культуры, которым является музей-заповедник «Кижи», влияющее на общественное мнение в республике, имеет все возможности для того, чтобы вносить свой вклад в формирование экологического сознания людей.

Татьяна ПАВЛОВА, начальник отдела сохранения и мониторинга природного наследия

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф