Ольга Воронина: «Судьба привела меня в Кижи» Vkontakte@kizhi

Ольга Воронина: «Судьба привела меня в Кижи»Ольга Воронина: «Судьба привела меня в Кижи»

Сегодня трудно представить музей-заповедник «Кижи» без мастериц-рукодельниц, которые в народных костюмах представляют посетителям музея нематериальное наследие Заонежья. У истоков музейной программы «Ожившая экспозиция» стояла Ольга Ильинична ВОРОНИНА, работающая в музее с начала 90-х годов. Она стала первым демонстратором крестьянских ремесел в экспозициях музея – интерьерах крестьянских домов. Была участницей ФЭТ, принимала участие в подготовке экспозиции «Русский лен». С марта 2000 г. Ольга Ильинична руководит отделом хранения экспозиций музея, организуя работу смотрителей и ответственных дежурных в экспозиции под открытым небом на острове Кижи. Показателем всеобщего уважения и доверия к ней является то, что в течение многих лет Ольгу Ильиничну избирают членом профсоюзного комитета музея. О том, что она к своим общественным обязанностям подходит неформально, говорит Почетная грамота МК РФ и Профсоюза работников культуры. Недавно Ольга Ильинична отметила свой юбилей. О том, какие события и люди привели ее в музей «Кижи», сегодня мы беседуем с ней на страницах нашей газеты.

Ольга Ильинична, что привело учителя химии и биологии на работу в музей «Кижи»?
Расскажу сначала, как я стала учителем химии. В выборе профессии определяющую роль сыграла моя мама Анастасия Васильевна Кустова. Я в школе училась хорошо, ровно, никаких особых пристрастий к предметам не было. Мама работала в школе учителем русского языка и литературы, она считала, что и из меня получится хороший учитель, и посоветовала поступать в пединститут. Я была дочка послушная, поступила на естественно-географический факультет КГПИ, стала учителем химии.
С 1975 по 1986 года работала в вечерней школе. Работать со взрослыми людьми было интересно, я научилась очень просто объяснять сложные вещи. Был в нашей школе класс глухонемых и слабослышащих, для того, чтобы их учить, я освоила азбуку глухонемых. Возможно, я и по сей день там бы и работала, но, к сожалению, школа была закрыта.
В 1986 году я во время отпуска на острове Кижи газетами в «Союзпечати» торговала – это была моя первая достаточно длительная встреча с островом Кижи и музеем.
С 1986 по 1991 года я работала в разных школах, в техникуме, но система образования меня как-то «выталкивала»: то школа закроется, то сокращение... Это, наверное, была судьба.
Я постоянно чувствую, что меня по жизни кто-то ведет. Кто-то в лице моих родителей, друзей подсказывает, как поступить, куда пойти, что делать.
Когда-то в пионерском лагере, класса после седьмого, познакомились мы с Региной Калашниковой, потом мы с ней встретились в РОНО, когда получали направление на работу, вместе работали в вечерней школе, а потом она предложила мне пойти на работу в музей «Кижи», за что я ей благодарна. Регина была моей лучшей подругой, очень жаль, что она ушла из жизни так рано. Эту потерю я со временем ощущаю все острее.
Вы начинали работать как демонстратор ремесла ткачихи в «Ожившей экспозиции». Кто привил Вам интерес к рукоделию?
Интерес к рукоделию появился лет в четырнадцать. Мама тогда пошла на курсы вязания, а мы с сестрой по ее образцам учились дома. Я вязала очень много, ведь в то время купить что-то было трудно.
С апреля 1991 года я работаю в музее «Кижи», чему предшествовали курсы ткачества, обучение ремеслу. Так что завершившийся недавно сезон для меня семнадцатый. Я была первым и долгое время единственным демонстратором в музейной экспозиции на острове Кижи.
Ткала половики, полотенца, туристам это очень нравилось, а дети спрашивали: «Вы здесь живете?» Они всерьез думали, что дом Ошевнева – мой!
Первый сарафан, который мне выдали, был какой-то несуразный, потом сшила себе сама. Сшила множество фартуков, станушек, в них до сих пор рядятся наши девушки из «Ожившей экспозиции». Сшила флаг Российской Федерации, подаренный впоследствии фольклорному фестивалю прибалтийских стран «Балтика – 96», где музей-заповедник «Кижи» представлял Россию.
Сезон работала на острове, а зимой работала в городе, снимала мастерскую, сама себе заказала ткацкий стан, подходящий по росту.
Ваши работы украшают интерьеры домов-памятников. Какие из работ Ваших работ Вам особенно дороги?
За годы работы их было столько, что и не сосчитать. Для домов Ошевнева, Щепина, Яковлева шила рибушные одеяла, ткала, и сегодня сделанные мной вещи используются в экспозиции. Это половики, рукотерки и другие вещи. Особенно мне нравится рибушное одеяло, которое я шила для дома Елизарова, помню, откуда взялся каждый лоскуток. Есть мои работы и в Покровской церкви и в Церкви Святого Духа в Петрозаводске. А еще мне нравятся половики, которые соткала для сестры.
Работа начальника отдела хранения экспозиции очень отличается от того, чем вы занимались в музее раньше. Какой интерес Вы находите в работе со смотрителями?
До 2000 года я работала мастером-демонстратором. Вероятно, накопилась усталость и появилась мысль оставить это занятие, сменить направление деятельности. Я думала, чем бы еще могла заниматься в музее. Получалось, что работа смотрителей мне наиболее близка, я все о ней знаю. А спустя некоторое время, как будто угадав мое желание, мне предложили возглавить отдел хранения экспозиции.
Мне нравится эта работа, и смотрителей наших я всех очень люблю. На острове Кижи в музее 18 рабочих мест смотрителей. 12 человек приехали работать в этом году впервые, многие из них собираются сюда и на следующий год. Этим летом отработали 24 человека: люди меняются, потому что не все готовы работать целый сезон. Например, студенты, в распоряжении которых только каникулы, они работают в основном в июле и августе. Многие из них свою трудовую книжку завели в музее «Кижи», и первая запись в ней – «смотритель». Другое дело – пенсионеры. Около десятка человек - это наш основной костяк, проверенный годами. Весь сезон они на острове. Прибывают с первыми вертолетами готовить экспозицию к открытию туристского сезона, и до последних теплоходов несут свою вахту.
Надо отметить, что у нас в музее появились смотрители из Великой Губы: Лидия Карельская и Оксана Рачугина работают второй сезон, в этом году к ним присоединились Валентина Ваганова, Екатерина Карпина, Евгения Коросова и Анна Орлова.
Работе смотрителя нигде не учат, ни в одном учебном заведении. Чтобы стать хорошим смотрителем, надо просто любить эту работу, уметь ладить с людьми, быть очень ответственным, внимательным и терпеливым. Самое главное – быть приветливым, ведь туристы – наши гости. Люди приехали на остров Кижи отдохнуть, увидеть его красоту, и не надо им портить настроение.
Саму работу смотрителя не назовешь трудной, но график работы очень тяжелый. Он зависит от графика захода туристских теплоходов, «Комет», «Метеоров», вертолетов, который может меняться в зависимости от погоды, работы шлюзов и других причин. Поэтому каждый день нужно быть готовым к тому, что рабочий день смотрителя закончится не в 18.00, а в 20.00, а то и в 22.00. Сверхурочная работа, конечно, оплачивается. У нас есть ударники, которые после закрытия сезона зарплату получают еще до Нового года.
Молодые работают ничуть не хуже своих старших коллег. Возраст не влияет на качество работы, влияет ответственность.
Не возникает ли у Вас желание снова вернуться к ткацкому станку?
Рукоделие – процесс творческий, им надо заниматься, когда этого очень хочется. Я за восемь лет, вероятно, исчерпала себя. Рукоделием совсем не занимаюсь, даже вязать перестала. И свой ткацкий стан продала в Великую Губу, на нем там сейчас работают местные мастерицы, он еще долго будет служить людям.
Ваша работа на острове занимает все теплое время года. Как Вы проводите отпуск?
Если, работая в школе, я имела возможность отдыхать каждое лето, то в музее все наоборот. Отпуск у меня в ноябре и перед началом нового сезона в апреле. Люблю различные поездки, когда представляется возможность. Прошлой осенью, например, побывала в Италии, мы объехали на автобусе всю страну. Очень понравилась Венеция, катание на гондоле. Я лодки очень люблю, когда мы жили в Жарниково, каждый день на веслах добирались на работу и с работы на лодке, которую вскладчину купили с Региной.
Чем для Вас стал остров Кижи?
Остров Кижи для меня – это все. Это мой Дом. Я на остове провожу по пол года и за сезон с Кижей почти не выезжаю. Здесь на все смотришь по-другому. И быт островной – вода, дрова - совсем не в тягость. Я живу в деревне Ямка, здесь у нас соседство получилось очень дружным. Дружеское общение и взаимопомощь – очень важные вещи, ценность которых лучше понимаешь, находясь вдали от городской суеты.
Жизнь в музее меняется в лучшую сторону, это особенно заметно при руководстве Эльвиры Валенитиновны Аверьяновой. Постепенно решаются проблемы с жильем, бытовые условия становятся лучше, сотрудники обеспечиваются необходимыми вещами, например, посудой, бытовой техникой.
Музей для меня – это, конечно же, интересные люди, мои друзья. Здесь работают Анна Хикматова и Елена Филиппова, с которыми я дружу еще со школьных лет.
Больше всего я хочу работать в музее «Кижи» как можно дольше.

Беседовала Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф