Спецвыпуск «Образование культурой» №1. В догонку за летом Vkontakte@kizhi

Фото участника ЛУ Татьяны Лобынцевой, г. ВоронежРабота Саши Багаева, с. Великая ГубаИгрушки студийцев «Музея Природы и Человека», г. Ханты-МансийскРаботы студийцев «Музея Природы и Человека», г. Ханты-МансийскФото студентки Карины Калгиной, г.МоскваРабота студентки Ольги Ториной, г. МоскваРабота студентки Ксении Сильцовой, г. Москва

Легенда о кузнице

Пришел однажды мужик к колдуну и попросил помочь ему создать инструменты, чотбы легче было возделывать землю. Ответил колдун мужику: «Выполнишь три моих поручения, и сам себе сможешь помочь».

Перво-наперво велел колдун мужику принести самый твердый предмет. Принес мужик камень, и сделал колдун из этого камня наковальню.

Затем велел колдун мужику построить печь. Позвал мужик на помощь односельчан, построили они печь.

Тогда колдун наказал принести предмет еще более прочный и прикрепить его к деревянной ручке. Из железа и дерева сделал колдун молот.

«Теперь ты сам сможешь сделать все инструменты, какие тебе понадобятся»,— сказал колдун. И стал тот мужик кузнецом.
Александра СМИРНОВА, п. Пяозерский Лоухского района Ольга ЗАБЛОЦКАЯ и Регина ЧЕРНЫШОВА, п. Ледмозеро Муезерского района

Легенда о ветряной мельнице

Давным-давно, когда рыбы и звери понимали язык людей, жил в одной деревне парень. И была в этой деревне мельница. Крестьяне из всех близлежащих деревень приезжали сюда молоть зерно. Не было у мельныцы хозяина, некому было за ней присмотреть. Вот и решил парень стать хозяином мельницы. Стал он молоть муку за символическую плату и держать мельницу в порядке. И всем это нравилось. Но со временем жадность одолела парня — стал он повышать плату. Увидел это Бог и наказал парня — сжег мельницу молнией. Пришлось крестьянам из этих мест возить зерно на другую мельницу, далеко от родных деревень.

Понял парень, что не случайно сгорела мельница, что это наказание за жадность. И построил он новую мельницу, лучше прежней, но не позволил больше жадности овладеть им.

Павел БОГДАНОВ и Галина ПОГОСЯН, г. Петрозаводск

Былина

Из того ли то из города Петрозаводска, Из той ли да из школы двадцать первой Выезжали девицы прекрасные Да дородный удалой добрый молодец.

Всё поспеть хотели к заутрене Да на славный дивный остров Кижи А к тому ли острову Кижскому Так пешком никто не прохаживат, На добром коне не проезживат. Лишь на крыльях «кометы» той быстрокрылой Добрались мы до острова чудного. Выходили к нам красавицы Кижские В сарафанах да подпоясанные, Отворяли-то дверь в дом Ананьина, Дом старинный да просторный. И сажали нас да за пир честной, Угощали пряниками клюквенными, Вкусно потчевали, приговаривая: «Чудеса вас ждут необычные, Красота этих мест невиданная, И узнаете вы о сказителях Тех, что жили здесь много лет назад».

Ой ты, Кижский край, место дивное, То былинный край, славный, песенный. Сколько сказано и песен сложено, но простор здесь есть и нам для творчества

Группа 21 школы-интерната

В моем представлении… Из студенческих анкет

В моем представлении остров Кижи — это
  • «памятник природы и древнерусской архитектуры»
  • «благостное место, уникальное, красивое, необычное, удивительное»
  • «остров гармонии и душевного равновесия. Его надо улавливать, оставляя в памяти»
  • «чудесное место с прекрасной доброй атмосферой»
  • «уникальный музей мирового значения, и просто удивительное место»
  • «уникальное место»
  • «свежий воздух, нетронутая природа, русский быт, запах старины»
  • «сказка, в которую хочется возвращаться снова и снова»
  • «заповедник… замечательный, где сохранились бытовые предметы интерьеры, дома, церкви и многое другое из жизни людей, давно минувших дней»
  • «архитектурная сказка, остров привлекающий своей природой»
  • «архитектурный, исторический, фольклорный и экологический памятник, место мирового значения
В моем представлении «погружение в среду» — это
  • «ощущение себя в балансе с природой острова»
  • «растворить себя в Мире и Мир растворить в себе. Мир прошлого и грядущего»
  • «зрелищность, положенная на информационный материал, видеоряд, совмещенный со звуком, запахом и личное участие»
  • «стать ее частью, находиться во взаимном гармоничном взаимодействии»
  • «проживание „в среде“ и духовное единение с ней»
  • «максимальное приближение условий быта и занятий к эпохе погружения»
  • «форма взаимодействия в коллективе посредством игры, используя костюмы того времени, обращаясь к истории данной местности»
  • «переключение с работы на другое действие, проба вжиться в эту атмосферу, которая окружала карелов в древности»

Урока Марии Метровны

«Раньше мёртвых боялись, а теперь живых бояться нужно» — эти слова Марии Петровны, жительницы острова Кижи, были для меня как гром среди ясного неба. Они повергли меня в шок. Сразу же перед глазами кадр за кадром промелькнули войны, катастрофы, взрывы, террор, страшные новости, поп-культура и прочие «достижения» XX века. Стало жутко. А ведь Мария Петровна это сказала так, между словом, и быстро перешла к другой теме и новой интересной истории. А ведь как точно было подмечено! Все язвы человечества, успешно заработанные всего за одно столетие, вместились в одну ёмкую, пророненную между словом, фразу.

Но речь моя пойдёт совсем не об этом. Ведь говорить хочется не о том, что раньше было хорошо, а теперь стало плохо. Поведать хочется о людях, живущих на острове Кижи и знающих, что значит «хорошо» не понаслышке. Они не просто знают, что значит «жить хорошо», но и живут так и по сей день. Кажется, что на этом сравнительно небольшом острове все древние мудрые традиции жизни законсервировались в своём первозданном виде и таковыми и дошли до наших дней.

Жизнь здесь идёт степенная, осмысленная, глубокая. На острове просто невозможно не начать заниматься каким-либо делом, творчеством. И любое твоё действие на острове Кижи приобретает определённый смысл, значение. Чем бы ты ни занимался, именно здесь ты начинаешь понимать, что делаешь нечто очень Важное, и что сделать это необходимо непременно хорошо, на совесть, чтоб стыдно не было ни пред людьми, ни перед Богом.
Марина Шеина, РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петрбург

«Баня парит, баня правит»

Замечательным видом отдыха на о. Кижи является посещение бани. Всему честному народу известен баенник или байник, как дух недобрый, а порою и злой. Живет он в крестьянской бане за каменкой или под полком, на котором парятся. Хотя он невидим, его движение в куче непареных веников можно услышать ночью. Чтобы задобрить баенника, надо обязательно оставлять ковш воды и кусок мыла — баенник любит, когда за ним ухаживают. Если дух банный разозлится, то обязательно кто-нибудь ошпарится кипятком или паром, или даже угорит от печных углей. Зная повадки духа бани, мы решили его задобрить (каким образом — наш секрет), а также вести себя в бане по правилам: не кричать, не баловаться. Поэтому нас баенник встретил хорошо, никого не ошпарил, никого не обидел. Наоборот, развеселил, обогрел и ободрил. Всем известна поговорка «баня парит, баня правит, баня все поправит». Ее подтверждают данные научных исследований. Баня приносит огромную пользу для всего организма. Мы хорошо укрепили свое здоровье, закалились: купались в Онежском озере, парились в парилке березовым веником. После баньки мы все блестели и глаза наши сияли, а сил сколько прибавилось! Конечно, после баньки по традиции полагалось бы кваску, но нас ожидал вкусный ужин. Нам очень понравилась баня, и мы призываем: «идите-ка вы все в баню».

Букарева Надежда, Спящая Анна, Петрозаводский педагогический колледж

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф