Обучение в среде бытования - это здорово Vkontakte@kizhi

Обучение в среде бытования - это здоровоОбучение в среде бытования - это здоровоОбучение в среде бытования - это здоровоОбучение в среде бытования - это здорово

В рамках Летнего университета и программы курсов повышения квалификации по музейной педагогике с 24 по 28 июня 2007 года на о. Кижи состоялся выездной семинар «Музейная педагогика. История. Теория. Методика. Практика». Его участниками стали руководители школьных музеев, музейные педагоги сферы общего и дополнительного образования Республики Карелия – всего 16 человек.

Лето – пора экзаменов, и прошедший на о. Кижи семинар был также своего рода экзаменом для Республиканского детского музейного центра как методической базы музейной педагогики Республики Карелия. Все «5» поставили организаторам участники семинара, высоко оценив его составляющие: организацию, информационное и методическое содержание, творческий потенциал, атмосферу взаимодействия и его результативность.

Основная тема семинара – историко-культурное наследие Карелии и его интерпретация в музейно-образовательном процессе. Сегодня именно музейный педагог зачастую становится тем звеном, которое связывает воедино прошлое и настоящее, помогает вхождению ребенка в пространство культуры, генетической и этнической памяти. Когда традиционная культура для современного школьника стала terra incognito, и даже известные с колыбели русские народные сказки обнажают «трудности перевода» (а что такое сусек?), музейная педагогика становится особенно востребованной.

Чтобы вместе подумать, как решать эту нелегкую задачу «наведения мостов» между эпохами и культурами, предками и потомками, и собрались музейные педагоги на острове Кижи. Программа семинара была очень насыщенной и, конечно, в первую очередь включала знакомство с историко-культурным наследием острова: лекции, экскурсии, занятия в фондах, встречи с участниками Фольклорно-этнографического театра и мастерами «Ожившей экспозиции». Настоящим откровением для участников семинара, не раз бывавших на о.Кижи, стало посещение церкви Воскрешения Лазаря и ветряной мельницы, знакомство с их внутренним устройством.

Одной из важных составляющих семинара были музейно-образовательные занятия и мастер-классы, в рамках которых освещались музейно-педагогические подходы и методические приемы по интерпретации различных категорий памятников, будь то археологическая находка, этнографический предмет, памятник декоративно-прикладного искусства, икона или же такой сложный культурный феномен как крестьянский дом-комплекс.

В рамках деловой игры «Музейно-педагогические мастерские» шло обсуждение, как сделать историко-культурное наследие достоянием каждого ребенка. Итогом работы мастерских стали три проекта: «Пешком в историю» (система тематических маршрутов-«троп», основанная на использовании наследия конкретной территории как образовательного и туристского потенциала), «Музей – школа» (механизм включения школьного музея в воспитательную систему школы), «Музейное товарищество «Наследие +» (проект создания интерактивного фонда подлинных предметов, исторических аксессуаров и методических разработок для педагогов города).

Работа групп и бурное обсуждение проектов порой продолжалась до двух-трех ночи, так что на острове даже родилась частушка: «Мы с подругой погружались до изнеможения, только милый может снять такое напряжение».

В рамках семинара прошел Круглый стол по обмену опытом работы, который показал, что в области музейной педагогики плодотворно и интересно работают многие учреждения Карелии: «Крестьянская изба» РЦДиЮТ (Кононова Е.А.), Дворец творчества детей и юношества г.Петрозаводска (Давыдова Т.В., Файзырахманова Е.В.), художественно-графическое отделение Детской музыкальной школы г.Пудож (Боднар О.В.), музейно-образовательный комплекс «Родник» шкоды № 43 (Теплова С.А.), музеи школ № 3, 7, 9, 18 г. Петрозаводска.

В анкете по итогам семинара на вопрос «Что дал семинар лично Вам?» его участники ответили так: новые знания и опыт, вдохновение и конкретный материал для переосмысления и наполнения содержания работы, стимул для дальнейшей работы, уверенность в начатом деле, создание команды единомышленников – рабочей группы проекта. Педагоги отметили высокую результативность методики «погружения в культуру» и главные её моменты: «природа, близость объектов наследия, участие супер-специалистов, интересных людей, жителей острова, возможность посмотреть на жизнь музея изнутри, поработать в экспозиции, вжиться в среду». Другого места проведения университета нельзя и придумать, – пишут они в своих анкетах.

Дружное сообщество музейных педагогов, которое родилось на острове в дни семинара, продолжит работу не только в рамках курсов по музейной педагогике 2007-2008, но и в ходе неформальных «музейных посиделок», которые решено проводить на разных площадках – музейно-образовательных базах г. Петрозаводска.

Из анкет участников

Летний университет – это:
  • погружение и штурм мозгов
  • маленький кусочек жизни, очень интересно прожитый
  • лечение души
  • хорошая школа жизни
Методика «погружения в культуру» – это:
  • деятельное общение
  • непосредственная встреча с памятниками истории и культуры
  • круглосуточное нахождение в среде, работе, творчестве
  • участие супер-специалистов, возможность посмотреть на жизнь музея изнутри
Я хочу:
  • Всё понять и запомнить
  • О многом поразмыслить
  • Реализации созданного проекта
Я горжусь:
  • Предками, жившими на карельской земле
  • Коллегами
  • Уникальными сотрудниками музея
  • Что выжила
Я сожалею:
  • Что раньше не было курсов для музееведов
  • Что не вижу все сокровища острова

Светлана ЖУЛЬНИКОВА, ведущий методист отдела музейной педагогики

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф