Деревня Кургеницы и ее обитатели VkontakteFacebook

Деревня Кургеницы сегодняДом Дегтяревых. Довоенное фотоА. Карнилова и С. Воробьева

Расположенная на северном берегу Большого Клименецкого острова напротив острова Кижи, деревня Кургеницы в исторических документах впервые упоминается в 1563 году: «…Дер. в Курвине ж наволоке на Сявнеги». В это время в ней был только один двор, в котором жил Филипко Федоров Курлов. Через 20 лет поселение состояло уже из 6 дворов, и в 4 из них жили сыновья основателя деревни – Вешняк, Федко, Филимонко и Михалка Филипповы. В XVII веке уже 5 семей деревни составляли этот род, находясь между собой в пятой степени родства. В последующие десятилетия деревня очень быстро разрасталась и превратилась в одно из самых крупных поселений округи: в 1616 году в ее составе было 10 дворов, а в 1678 году - 20.

Предания, которые бытуют до сих пор среди жителей Кургениц, так представляют основание поселения: «…Первый здесь Кургилов построился, потому и назвали – Кургеницы. Он в лесах строился: беглый был, от солдатской службы раньше бегали. Потом старообрядцы пришли, здесь распоселились – эти тоже боялись у полого берега жить, вдоль речки селились, опасались. Втемнях в озеро выплывут, сети бросят. Втемнях опохожают…Вот жизнь-то была! Распоселились, лес вырубили – речка высыхать стала. Надо к озеру селиться: за водой далеко ходить…Деревня к воде вышла. Сейчас вдоль берега живет». Это предание, записанное от И.А. Прохорова, находит подтверждение в истории поселения. Самая старая часть деревни действительно расположена достаточно далеко от берега озера, а многие жители Кургениц принадлежали к даниловскому толку старообрядчества.

По списку дворохозяев в 1911 году в деревне Кургеницы проживало 28 семей. В настоящий момент удалось установить, что, по крайней мере, три из них – Корниловы, Дегтяревы и Филины ведут свой род от потомков Филипки Курлова. Предком Корниловых и Дегтяревых был Вешняк Филиппов, а Филиных – Михалка Филиппов. Возможно, последние в своей фамилии сохранили имя родоначальника. Дело в том что, одна из уменьшительных форм от имени Филипп – Филя, а значит и фамилию можно расшифровать как «Филины дети».

В XIX веке Корниловы, Дегтяревы и Филины были одними из самых крепких хозяев в деревне.

Симеон Корнилов был одним из сказителей, которых записывали П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг в 60-70 годы XIX века и принадлежал к зажиточной староверческой семье. Вот как описывал сказителя П.Н. Рыбников: «…Это слепой старик лет пятидесяти, живет в своей избе с родными и кормится доходами с участка, который отдает внаем: участок у него очень хороший и приносит ему порядочный доход. Пересказы петых им былин очень интересны». Симеон Корнилов жил в это время со своими племянниками – сыновьями умершего в 1859 году брата Ивана.

По просьбе П.Н. Рыбникова племянник сказителя Иван Иванович Корнилов записал 4 текста, в том числе былины «Оратай», «На Соколе – корабле», «Илья и Сокольничек».

7 июля 1871 года в деревне Дудкин наволок на острове Кижи А.Ф. Гильфердинг записал от сказителя 5 текстов былин, в том числе «Илья Муромец и Сокольничек», «Дюк», «Настасья Никулична».

Надежда Григорьевна Горбунова (в девичестве Корнилова) передала в 1994 году в музей «Кижи» семейный архив Корниловых.

По воспоминаниям Надежды Григорьевны в доме всегда было много книг, они занимали комнату, которая по площади составляла «полдома». В ее памяти сохранились «длинные полки с книгами в кожаных переплетах».

Грамотность членов семьи повлияла на их общественное положение в деревне. Долгое время, в конце XIX века Иван Иванович Корнилов был волостным писарем, об этом свидетельствуют материалы семейного архива и многочисленные документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия. Второй из племянников сказителя – Андрей Иванович Корнилов с 15 лет жил и работал в Петербурге, подобно многим мальчикам из заонежских деревень. Из столицы Андрей Иванович присылал в деревню деньги на оплату налогов и ежегодно приезжал на время сельскохозяйственных работ, о чем сохранились многочисленные пометки в его записной книжке. В Петербурге на Разъезжей улице в доме № 25 жил в 1879 – 1890 гг. и Иван Иванович Корнилов.

Семейная традиция исполнения былин перешла от Симеона Корнилова к его племяннице Федосье Ивановне Корниловой, по мужу Ольхиной. От Федосьи Ольхиной экспедиция 1926 года «По следам П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга» под руководством Ю.М. Соколова было записано два отрывка былин. Вспоминая своего дядю, которого в 1871 году записывал А.Ф. Гильфердинг, она рассказывала, что дядюшка ее был «речистый», памятливый, грамотный, знал много. Когда сын Александра II, Николай Александрович, «был проездом в Кижах и списывал былины, то на Кижский наволок были тогда свезены Трофим Григорьевич Рябинин, Василий Петрович Шевелев (Щеголенок) и дядюшка наш Семен Корнилович Корнилов».

Архивные документы хранят много сведений о жителях деревень Кижской волости и их хозяйствах. Так в Национальном архиве республики Карелия сохранилось описание ветряной мельницы, принадлежавшей в 1916 году Василию Григорьевичу Дегтяреву. По всей видимости, она была похожа на мельницу с о. Волкостров, что стоит в основной экспозиции музея «Кижи». У нее было восемь крыльев, а внутри помимо жерновов установлено 12 толкачей для изготовления крупы. Построена мельница была в 1896 году и стояла перед деревней на небольшом островке. Работала она 70 дней в году, из них 25 дней круглые сутки. На себя перерабатывали в год 100 мер ржи и 60 мер овса. Толчеи работали 20 дней в году и за это время перерабатывали 60 мер овса на крупу. В хозяйстве у Дегтяревых в середине XIX века было 2 лошади, пять коров, 2 овцы. В Карельском государственном краеведческом музее хранится еще один интереснейший документ, относящийся к этой семье – поминальная книжка – «помянник», которая датируется концом XVII-XVIII вв., отдельные записи в ней были сделаны в 1698 году. Помянники – небольшие рукописные книжечки, в которые включались имена усопших для церковного поминовения. На первом листе помянников обычно указываются название деревни, имя и фамилия владельца, далее следует перечень имен, изредка отмечаются даты смерти того или иного лица. Судя по порядку перечисления имен и обширности списка, в помянник Дегтяревых были занесены не только предки по прямой линии, но и другие родственники.

Одним из самых красивых и богатых домов в деревне Кургеницы был дом Филиных. На фотографии начала XX века рядом с домом стоит вся огромная семья, а возможно и весь род, поскольку по деревенским спискам значатся три семейства Филиных. В доме была лавка и ее вывеска хорошо видна на снимке. И по сей день этот дом, правда в значительной степени утративший свое великолепие, стоит в центре деревни. Часть декоративного убранства еще в 70-е годы XX поступила в фонды музея «Кижи».

Недалеко от дома Филиных стоял великолепный дом-кошель Ремесовых с волютными раскрашенными наличниками. Хозяева этого дома принадлежали к даниловскому поморскому толку старообрядчества, а в доме была оборудована молельня, где по праздникам собирались для молитвенного служения приверженцы «древлего благочестия» из окрестных деревень. Вот как описывается это событие в документе XIX века: «При посещении друг к другу совершается общее с собравшимися вечернее и утреннее молитвоприношение и Богослужение, затем в угощение пришедшим дается от хозяина дома в вечеру ужин, а поутру после Богомоления обед, после того угощения приходящие родственники и знакомые расходятся по своим домам».

За все века своей долгой истории деревня Кургеницы всегда была одной из самых многолюдных и богатых поселений Кижской волости. В 1905 году накануне череды последующих войн и революций на ее улице стояло 26 домов, в которых жили 216 человек, имевших в хозяйствах в общей сложности 52 лошади, 98 коров и 85 овец. Среди жителей упоминаются и ремесленники: кузнец П.М. Баранов, столяры – Н.А. Привалихин и И.К. Филин, а также сапожник И.Ф. Титов. Степан Афанасьевич Горин владел небольшим кожевенным заводом, так, по крайней мере в архивных документах, обозначена его мастерская по выделке кож. Это предприятие, судя по описанию, обслуживало деревни кижской округи.

Уже в советское время деревня еще больше выросла в связи с началом разработок извести на Южном Оленьем острове. К сожалению, сегодня это практически пустующая зимой деревня. Только две семьи живут в ней круглый год – Филины и Мотовы. Сергей Николаевич Филин – один из опытнейших в настоящий момент плотников-реставраторов, является прямым потомком Филипки Федорова Курлова единственного жителя деревни в 1563 году.

Светлана ВОРОБЬЕВА, нач. отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф