Плотницкий центр: дела и люди Vkontakte@kizhi

Плотницкий центр: дела и людиПлотницкий центр: дела и людиПлотницкий центр: дела и людиПлотницкий центр: дела и людиРеставрационный комплекс музея на о. Кижи 2007 г.Плотницкий центр: дела и людиПлотницкий центр: дела и люди

1 июля 2007 года у Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи» круглая дата — 10 лет со дня образования. Для молодого коллектива первые 10 лет — это период становления, развития и самой активной работы.

В 1997 году новое подразделение музея возглавил Николай Леонидович Попов.

Первыми крупными объектами стали часовня Петра и Павла (Волкостров) и дом Елизарова. Первым сотрудником ПЦ были Алексей Нестеров и Федор Штурмин.

В 1998 год проект «Плотницкий центр» получил грант фонда Сороса, на эти деньги было приобретено необходимое оборудование и техника. В столярной мастерской установлены и отлажены станки.

За прошедшее десятилетие проводилась реставрационные и ремонтные работы в домах, мельницах, амбарах, банях, кузницах, часовнях, а также на основном музейном объекте — памятниках Кижского архитектурного ансамбля. Изготовлена выставка плотницких приемов для показа туристам. На территории экспозиции под открытым небом строились традиционные изгороди и вешала.

На острове вместе с кижскими плотниками работали студенты-реставраторы из Швеции и Норвегии.

Плотницкий центр принимал активное участие в подъеме верхнего яруса Преображенской церкви в 2004 году, в изготовлении лесов и подмостей, помогал в монтаже металлоконструкций для «лифтинга». В этом же году в ПЦ появился первый промальпинист — Илья Зайцев.

В конце 2006 года началось освоение реставрационного комплекса: производили расстановку и наладку оборудования, составляли необходимую документацию, заявки на оборудование и принадлежности, содействовали работе подрядных организаций, осуществляющих работы на комплексе.

В 2007 году, в преддверии юбилейной даты продолжилось освоение реставрационного комплекса, завершены работы по реставрации часовни из д. Вигово. Завершен монтаж противоаварийной конструкции во внутреннем объёме на Покровской церкви. Плотницкий центр принимал активное участие в фестивале «Интермузей — 2007». Можно долго перечислять достижения Плотницкого центра, которые делаются руками его сотрудников.

Николай ПОПОВ, заместитель директора по реставрации недвижимых памятников и памятников Кижского архитектурного ансамбля, создатель и первый начальник Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи».
«Нельзя сказать, что Плотницкий центр создавался на пустом месте, были и раньше на острове реставрационные мастерские, но в структуру музея они не входили. Плотницкий центр — это наше музейное детище, организационно он создавался с нуля. Кстати, наша первая бытовка до сих пор жива и сейчас стоит возле погоста. Мы стремились планомерно развивать и расширять центр, обеспечивать сотрудников отдельным жильем, создавать все необходимые условия для работы. Хотелось бы видеть в штате ПЦ человек 25, чтобы было кому заниматься процессом полномасштабной реставрации Преображенской церкви, подготовка к которой практически завершена. Желаю сотрудникам центра здоровья, счастья и успехов в труде!»
Вадим КЯЛИН, 20 лет, самый молодой сотрудник Плотницкого центра.
Окончив школу в Великой Губе, получил профессию «механик» в медвежьегорском училище № 11. На работу в музей «Кижи» пришел в 2005 году вслед за отцом и братом. «О Кижах я знал с детства, рос рядом с ними,— говорит Вадим. — Со школой мы ездили на кижские праздники, да и сам я приезжал на остров к брату. Теперь из нашей семьи трое работают в музее, мама живет в Великой Гебе, ездим к ней на выходные».
Несмотря на непродолжительный срок работы художником-реставратором Вадим уже многому научился. Принимал участие в реставрации часовни Спаса Нерукотворного, а сейчас работает на строительстве бани для Плотницкого центра. «Осваивать профессию мне помогают мастера Владимир Антонович Филимонов и Федор Викторович Штурмин. Я хочу стать высококвалифицированным реставратором и продолжать работать в музее „Кижи“.
Александр КУЗНЕЦОВ рос на острове Кижи с шести лет, здесь работают его родители.
После великогубской школы окончил училище № 4 в Петрозаводске, где получил профессию столяра. Два года работал в городе в частной строительной фирме, пока та не закрылась. И тогда Александр решил вернуться на остров Кижи, ведь плотники здесь очень нужны. «Природа здесь очень красивая и, конечно, памятники. Остров притягивает к себе».
Владимир ФИЛИМОНОВ занимается реставрацией памятников деревянного зодчества с 1979 года, работал на разных объектах в Карелии, России и Норвегии.
«С плотницким ремеслом я знаком с детства. Отец плотничал, строил дома в Пудожском районе, а я смотрел, что и как. Но профессию свою выбрал не сразу, сначала выучился на токаря, но работа на заводе не привлекала: на одном месте у станка стоять, точить железки — не интересно. Закончил автошколу, около года работал водителем в „Реставрации“, а потом перешел в плотники. Хороший материал — дерево, красивый, с ним интересно работать. и результат конечный сразу виден. Еще до работы в музее „Кижи“ мне приходилось много красивых памятников восстанавливать. Например, на Камчатке в 1991 году мы казацкий острог и церковь реставрировали: раскатали и собрали по новой. Самым первым моим объектом на острове Кижи была водяная мельница на южном конце острова. В прошлом году мы завершили реставрацию самого древнего на территории России деревянного памятника — церкви Воскрешения Лазаря. Главка моей работы стоит на Лазаре, я ее полностью делал — это очень интересно и приятно, когда дело твоих рук видят все».
Федор ШТУРМИН работает в Плотницком центре почти с самого его основания.
Родился и вырос Федор Николаевич, можно сказать, напротив Кижей — в деревне Кургеницы, что на Большом Клименецком острове. Армейскую службу прошел в Заполярье, потом учился в железнодорожном училище, но не понравилась эта профессия — тянуло домой, на Кижи. «С 1981 года, уже больше 25 лет я занимаюсь плотницким делом.
Моим учителем был Иван Федорович Вересов — плотник от Бога,— говорит Федор Николаевич.— Сегодня загадывать вперед трудно, но своей жизни без Кижей я не представляю, город не люблю. А здесь и кроме работы есть, чем заняться: катер, рыбалка круглый год. Вся наша семья работает в музее: жена Анна — в библиотеке, старший сын Николай — в Плотницком центре освоил профессию промальпиниста, младший Виктор до армии уже успел поработать в музее, осенью должен демобилизоваться, мы все его очень ждем. Моя теща Мария Петровна Степанова, которую в феврале весь музей поздравлял с 80-летним юбилеем, тоже продолжает работать. Остров от себя не отпускает, как у нас говорят — зовет».
Андрей КАЛИНОВ работает в музее три года, кроме плотницкой, имеет специальность промышленного альпиниста.
«Остров Кижи для меня — особенное, намоленное место. Здесь чувствуешь себя ближе к Небу, становишься чище и лучше. Люди, которые здесь работают, поразили меня открытостью души и способностью прийти на выручку в любой ситуации, бескорыстно, в надежде, что и тебе ответят тем же. Так оно, в сущности, и получается. Взаимопонимание и взаимовыручка — вот, на мой взгляд, главное, чему учит остров Кижи».
Юрий ЮРКОВ до Плотницкого центра работал в АХЧ, а теперь осваивает профессию промышленного альпиниста.
«Я родился в Заонежье, в Ламбасручье. Профессию плотника я получил в училище № 11 в Медвежьегорске. В музее много интересного. Мне нравится здесь жить и работать. Хочу пожелать всем сотрудникам стабильной работы, хорошей зарплаты, отличного настровения и успехов во всем!».
Сергей ФИЛИН, 55 лет, самый старший и самый опытный сотрудник Плотницкого центра.
«Свою трудовую книжку я завел в музее „Кижи“ в 1968 году,— говорит Сергей Николаевич,— потом учился в Лесотехническом техникуме по специальности „техник-технолог по деревообработке“. С 1981 года работал мастером-прорабом в реставрационных мастерских на острове, а потом в штате ПЦ. В музее-заповеднике нет такого объекта, где бы я не работал. Вот сейчас ставлю у вешал косую огороду — традиционную для Русского Севера изгородь. Здесь много своих тонкостей: на такую конструкцию экономней идет материал, наименьшие трудозатраты. И в подборе материала есть разница. Правильно поставленная еловая огорода простоит лет пять, а вересовая — 25 лет. Вицы режут из черемухи, она более гибкая и прочная по сравнению с ивой, которая высыхая, становится ломкой. Вот, например, у дома Елизарова изгородь десять лет простояла, и только в прошлом году мы ее чуть-чуть подремонтировали. Но это все мелочи, а этим летом мы начнем работать на Преображенской церкви».

Благодаря мастерству, умению и желанию передавать накопленный опыт молодым Плотницкий центр не стоит на месте. Сотрудники ПЦ в буквальном смысле слова держат в своих руках памятники деревянного зодчества и сохраняют эту красоту для будущих поколений.

Подготовила Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф