К 20-летию создания ФЭТа Vkontakte@kizhi

Фольклорно-этнографический театрРегина КалашниковаФольклорно-этнографический театрФольклорно-этнографический театрФольклорно-этнографический театрФрагмент свадебного обрядаФольклорно-этнографический театр

От увлечения - к профессионализму

Фольклор – это отражение души народа. Душа поет и в радости, и в горе. Изучение и сохранение нематериального культурного наследия - одна из задач, которую коллектив музея успешно решает в течение многих лет. Сегодня мы начинаем цикл публикаций об уникальном творческом коллективе – Фольклорно-этнографическом театре музея-заповедника «Кижи», чья двадцатилетняя история заслуживает внимания и подробного рассказа об успехах и достижениях. Фольклорно-этнографический театр музея-заповедника «Кижи» начинался с фольклорной группы, созданной в 1989 году по инициативе Регины Борисовны Калашниковой, которая долгие годы была активным участником и научным руководителем группы.

«Возникновению группы предшествовал целый ряд музейных событий, - вспоминает Людмила Трифонова, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии. - В 1986 году к нам в гости на остров Кижи приехала фольклорная группа «Скандиниеки» из рижского музея «Бривдабас». Мы чудесно общались. Они пели нам свои национальные песни, учили нас латышским танцам. Мы же были немы и безгласны, ведь ни одной заонежской песни мы не знали. Из чувства стыда, которое мы тогда испытали, и родилось желание создать фольклорную группу».

Рано ушедшую из жизни Р.Б. Калашникову участники созданного ею коллектива вспоминают с теплотой за ее любовь, внимательное отношение к каждому участнику, за то, что она никогда и никому не отказывала в помощи. Благодаря своей душевности и убежденности в правильном выборе пути Регина Борисовна смогла сберечь фольклорную группу в то время, когда ее состав менялся, и коллектив из чисто самодеятельного стал отдельным подразделением в составе отдела фольклора. Регина Борисовна умела работать и с детьми, которых старалась воспитывать в народных традициях, и с бабушками – главными и, пожалуй, последними хранителями этих самых истинно народных традиций.

Блиц-опрос

Какое место в Вашей жизни занимает фольклорный коллектив музея-заповедника «Кижи»?
Жанна ГВОЗДЕВА, зав. сектором «Фольклорно-этнографический театр»
Участником фольклорной группы являюсь с самого начала признания ее в музее «Кижи», вот уже 20 лет. Если бы 20 лет назад мне сказали, что ФЭТ будет в структуре музея и одним из серьезных направлений деятельности, то это вызвало бы тогда только улыбку и мечты. И вправду, мечты сбываются, стоит только всем вместе захотеть. Сейчас Фольклорно-этнографический театр – это моя работа с 2004 года.
Светлана ВОРОБЬЁВА, начальник отдела истории и этнографии:
Фольклорная группа, или как теперь называют ФЭТ – это состояние души, и часто, несмотря на определенные проблемы с голосоведением и, что греха таить, со слухом, поются те старинные песни, что мы пели 20 лет назад. Это была просто группа единомышленников, объединенных общим стремлением познать как можно глубже народную культуру в ее многообразии. Мы пытались понять мировоззрение наших предков, которое отражается и в архитектуре, и в костюме, и в танце, и в обряде, и в песне. Искреннее желание познать и показать народную культуру позволило нам обрести огромное количество друзей, познакомится с такими же увлеченными людьми из российских фольклорных коллективов самого высокого уровня. Общение с ними очень многому научило нас.
Людмила ТРИФОНОВА, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии:
Это важный этап моей жизни в музее, который помог осознать материальную и духовную культуру как некое единое магическое целое. Группа, в которой все были связаны невидимыми нитями любви к фольклору и друг к другу, была удивительная. Дети, родители – все существовали в особом пространстве народной культуры. Любовь, искренность и безграничный энтузиазм были краеугольными камнями нашего творчества.
Галина МИХАЙЛОВСКАЯ, зав. методическим отделом блока организации экскурсионного обслуживания и международных связей:
Для меня ФЭТ музея «Кижи» начинался с фольклорной группы. В те годы, как и теперь, мы не только выступали, но и встречались с заонежанами - исполнителями народных песен. Убеждена, что народную песню нужно спеть самому, а еще лучше – вместе с другими людьми, которые любят ее, и тогда почувствуешь, как вокруг тебя возникает некое энергетическое поле, в котором исполнители взаимодействуют друг с другом особым образом, и кажется, что не только мы поем сейчас эту песню, что вместе с нами и наши ушедшие предки, которые пели ее когда-то. Вот за это чувство сопричастности своему роду и, может быть, за ощущение бесконечности Бытия, я особенно ценю то время, когда пела в фольклорной группе музея-заповедника «Кижи».
Елена НАУМОВА, начальник отдела реставрации фондовых коллекций:
С появлением фольклорной группы в нашем музее жизнь многих сотрудников значительно изменилась. Первые годы времени ни на что не хватало, так как по вечерам часто репетировали, слушали и учили песни и танцы. Помимо всего этого была основная работа и семьи. На острове и в деревне Жарниково дети невольно приобщались к нашему увлечению народными песнями, а это, как показала жизнь, оказалось немаловажным, т.к. у многих из них хотя бы «на слуху» остались некоторые из запомнившихся им песен. Таким образом, вероятно, и раньше сохранялись какие-то традиции, к сожалению, безвозвратно уходящие в прошлое. Так прошло более десяти лет, которые я бы отметила как самые интересные в жизни.
Юрий ПРОТАСОВ, главный специалист блока сохранения недвижимых памятников, культурного и природного наследия:
Одиннадцать лет работы в музее были связаны с фольклорной группой. Такой продолжительный срок из жизни не выкинешь. В фольклорную группу музея я пришел в декабре 1989 года, когда ее первый состав уже сформировался. Раньше я никогда не занимался ни пением, ни народными танцами, но атмосфера в музее атмосфера была очень дружественная, радушная. Всех молодых сотрудников приглашали в фольклорный коллектив, и я решил присоединиться. Наш исполнительский непрофессионализм компенсировался душевным задором, искренностью и большим желанием глубже проникнуть в народную культуру.
Сергей КУЛИКОВ, главный архитектор:
Какое место в моей жизни занимал ФЭТ? С первого по третье места, как говорят спортсмены. На жарниковском досуге, когда и старые и малые выходили по вечерам в кадриль, круговоротом и песнями разгоняя тучи комаров, ФЭТ (тогда еще не знали, что это такое) был на первом месте. Это «кругом-кругом завивало» и «общинные» и семейные отношения, объединяло и сплачивало, и развивало и слух и голос, и координацию движений…
В рабочее время фольклорные дела отходили на второе-третье место, уступая рабочим обязанностям, но все равно мы радостно откликались на любое предложение бросить все и сходить в кадриль без отрыва от производства.
Сейчас это все профессионально, а тогда, 20 лет назад, это было сама жизнь... Кижизнь — игра, а мы в ней лишь актеры...

Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф