Великий русский святой, выходец из заонежского села VkontakteFacebook

Великий русский святой, выходец из заонежского села

Преподобный Зосима, игумен соловецкий
Зосима родился в 1398 году в деревне Загубье Толвуйской волости. Родители его Гавриил и Варвара, крестьяне христианской веры. Последними заонежскими родственниками Зосимы были крестьяне по фамилии Левины. Родителями Зосима был воспитан в книжном учении и на добронравие наставлен, был тих, смирен и кроток, срамился юношеских обычаев. Родители принуждали сына вступить в брак, но он оскорбился и ушел из дому, отвергся от мира сего и чернеческое воспринял одеяние и житие. Зосима поселился в одном уединенном месте недалеко от дому и упражнялся в молитвах и посте и во иных, таковому житию приличествующих трудах, работати Господеви начиная.

Это уединенное место, где первоначально поселился преподобный отстоит от его родной деревни версты на три и называется Салас-Салма. Там исстари стояла часовня во имя Соловецких угодников Зосимы и Савватия.

До установления пароходного пути в Повенец, в каждую весну посещавшаяся многочисленными богомольцами, пробиравшимися в Соловецкий монастырь до Повенца на соймах.

Пострижение в монашество преподобный Зосима принял в Палеостровской обители около 1438 года. Там же, вероятно, он встретился с преподобным Германом, жившим прежде на Соловецком острове. От Германа Зосима подробно узнал о преподобном Савватии и Соловецком острове, что он удален от селений, удобен для жития иноческого, полон лесов и озер, изобильных рыбой, и просил Германа довести его до острова.

Около этого времени умерли родители Зосимы. Он предал их тела христианскому погребению и раздав имущество бедным, вместе с Германом отправился на Соловецкий остров. Преодолев морскую пучину, они достигли желаемого острова. Имея тихую и покойную от бурь пристань, они поставили недалеко от берега кущу. Потом они поставили несколько келий, а затем и небольшую церковь во имя Преображения Господня, для освещения которой митрополитом Новгородским Ионою был послан иеромонах Павел. Он и стал первым игуменом вновь созданной обители. Таким образом, Толвуйский приход дал одного из главных основателей прославившегося потом и знаменитой и теперь обители Соловецкой, строгого подвижника, бывшего третьим игуменом этой обители и прославившегося многими чудодействиями и делами.

Зосима проявил себя предприимчивым и твердым хозяином. Обширные новгородские владения простирались на Север до реки Двины и Белого моря. Бояре и вельможи сей республики имели знатные поместья в Архангельской губернии. Люди их часто бывали для рыбной ловли на острове Соловецком и наглым образом оскорбляли монахов тамошней новой обители. Зосима, начальник ее, при6хал в Новгород и требовал защиты. Ответ архиепископа Феофила достоин примечания: изъявляя великое уважение духовных властей к тогдашнему Новгородскому правительству: «Я готов помогать монастырю твоему, но не могу ничего сделать без воли бояр начальных». И преподобный Зосирма, узнав о могуществе Марфы, великой боярыни града, просил ее заступления. Она имела деревни в земле Корельской. Рабы ее вместе с другими часто обижав Соловецких монахов и боясь допустить Зосиму к строгой госпоже своей, оклеветали его перед нею, что Марфа велела выгнать старца из дому. Черта, которая не доказывает отменного ее христианского благочестия.

Но бояре новгородские обошлись с ним ласковее, выслушали его справедливые жалобы, обещали покровительство Соловецкой обители и вывели Марфу из заблуждения насчет характера Зосимы. Сия пылкая женщина, устыдясь своей несправедливости, решилась загладить ее блестящим образом дала великолепный обед: пригласила знаменитейших бояр новгородских и Зосиму. Встретила его с великими знаками уважения: посадила за первым столом, угощала с ласкою и, желая превзойти щедростью всех бояр, которые одарили святого мужа богатыми церковными сосудами и ризами, отдала Соловецкому монастырю большую деревню на реке Суме. Зосима получил от совета Новгородского грамоту на владение островом, с приложением восьми олонецких печатей: архиепископской, посадничей, тысященачальнической и пяти концов города.

Сия грамота была драгоценна для историка России, который мог найти в ней имена последних народных чиновников новгородских, ибо скоро по возвращении угодника в Соловецкую обитель, князь Иван Васильевич объявил войну сей республике и навеки уничтожил ее. Чудеса не принадлежат к истории, однако ж упомянем и здесь о пророчестве Св. Зосимы. Выгнанный в первый раз гордою Посадницею, он сказал ученикам своим: «Скоро, скоро сей дом опустеет, и двор его зарастет травою!» Что и в самом дел свершилось: род Борецких погиб с республикою. Согласно Карельского православного календаря, отмечается день 30 апреля преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478 г.)

На родине, в деревне Загубье восстанавливается часовня преподобного Св. Зосимы, уроженца Толвуйской волости.

При написании статьи использованы источники:

  1. Ма шезерский И.А. Родина Преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца. Олонецкие Епархиальные Ведомости (ОЕВ), № 2, 15 января 1899 г; № 3, 1 февраля 1899 г.; № 4, 15 февраля 1899 г. Национальный архив Карелии.
  2. Карамзин Н.М. Известие о Марфе-посаднице, взятое из «Жития св. Зосимы (1830 г.). Избранные произведения, Москва, 1966 г.

Александр МОШИН, действительный член Российского Географического общества

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф