Крестьянский сказитель Vkontakte@kizhi

Крестьянский сказитель

к 190-летию со дня рождения В. П. Щеголёнка

Василий Петрович Щеголёнок был одним из самых известных сказителей Кижской волости. Исследователи фольклора относили его к исполнителям-импровизаторам за его достаточно вольное отношение к былинному стиху, но именно этот сказитель получил особую известность в среде петербургской интеллигенции. О нем существуют многочисленные воспоминания, заметки, среди людей, с которыми встречался сказитель, были В. В. Стасов, Е. В. Барсов, В. А. Гиляровский и другие. В. П. Щеголёнок несколько раз гостил в Ясной Поляне у Л. Н. Толстого, и писатель проявлял особое внимание к личности этого заонежского крестьянина. Его портрет писал И. Е. Репин.

Традицию былинного сказительства продолжили дочери Василия Петровича — Ксения Васильевна Разбивная и Ирина Васильевна Елисеева.

Всего от В. П. Щеголёнка разными собирателями был записан тридцать один текст былин на четырнадцать традиционных эпических сюжетов, десять из которых имеют два и более варианта. Его двоюродной сестрой была Прасковья Гавриловна Юхова, «монастырка» из Данилова, от которой записывал былины П. Н. Рыбников.

Деревня Боярщина, в которой родился Василий Петрович, первоначально называлась «Козаревщина». Издавна это было одно из самых крупных поселений Кижской волости. В 1860 году в ней насчитывалось 17 дворов.

Василий Петрович родился 15 (28) апреля 1817 года в большой крестьянской семье. Его отец вместе со своими братьями вел общее хозяйство, в котором на 12 человек засевали около 4 десятин пашни, а из скота держали четырех лошадей, 10 коров, 8 овец. Во время семейного раздела отец Василия Петровича получил небольшую долю и семья стала числиться среди бедняков. В конце 50-х годов все хозяйство лежало на одном мужчине — Василии Петровиче. Поэтому, следуя крестьянскому обычаю и стремясь упрочить хозяйство, Василий Петрович взял к себе в дом зятя — незаконнорожденного солдатского сына Германа Аввакумова из деревни Букольниковой Сенногубского прихода, который был повенчан со старшей дочерью Василия Петровича — Анной.

В. П. Щеголёнок был человеком очень религиозным. В 1871 году он оказался в Петербурге по дороге на богомолье в Киев, В. А. Гиляровский вспоминал о том, как во время разговоров с Л. Н. Толстым Щеголёнок «много говорил о внецерковных христианах», то есть о староверах. По воспоминаниям сына Толстого сказитель молился часа по два — «3 лестовки». Известны духовные стихи, записанные М. Гурьевым от сказителя по просьбе Е. В. Барсова и опубликованные в «Памятниках народного творчества Олонецкой губернии».

Вопрос о родовой фамилии Василия Петровича является очень сложным. Ответ на него не совпадает с бытующим мнением, что подлинная фамилия сказителя «Шевелев», а «Щеголенок» только деревенское прозвище. Впервые фамилия «Шевелев» упоминается в 1853 году в метрике о рождении у сказителя дочери Ирины, где он упомянут как «Василий Петров Шевелев», но в записи о смерти отца Василия Петровича фигурирует фамилия «Щеголёнков» под этой же фамилией в метрики записан один из двоюродных братьев сказителя и его дядя. Можно предположить, что в середине XIX века у этой семьи было как бы две родовые фамилии, происхождение которых в настоящий момент не ясно.

Встреча в 1860 году П. Н. Рыбникова с В. П. Щеголёнком не принесла больших перемен в жизнь последнего: собирателю варианты былинных текстов сказителя показались мало интересными. Только в 1871 году в результате своей работы в Кижских деревнях А. Ф. Гильфердинг по-настоящему оценил талант В. П. Щеголёнка. Осенью 1871 года сказитель выступал в зале Русского Географического Общества в Петербурге, а в 1873 году в Москве.

Весной 1879 года, на квартире у Е. В. Барсова Василий Петрович познакомился с Л. Н. Толстым и впоследствии гостил у него в Ясной Поляне. Встреча с заонежским крестьянином в определенной степени повлияла на творчество знаменитого писателя. Рассказы и легенды, слышанные им от В. П. Щеголёнка, дали импульс для создания рассказов «Чем люди живы» (1881 г.), «Два странника» и «Три старца» (1885 г.) и др. Напевы былин исполнителя на квартире у В. В. Стасова записывали М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, Ц. И. Кюи. Осенью 1879 года В. П. Щеголёнок вернулся на родину. Спустя почти десять лет Кижи посетили Ф. М. Истомин и Г. О. Дютш, которые записали у сказителя в 1886 году только одну былину и несколько преданий, поскольку старик, уже «сильно одряхлевший», иного не припомнил.

В ноябре этого же года Императорское русское географическое общество постановило «в знак признательности за сообщение членам общества богатого эпического материала ассигновать Щеголёнку в пособие по 12 рублей в год, начиная с 1 января и по конец его жизни». Умер Василий Петрович Щеголенок 20 ноября 1894 года 77 лет от роду и был погребен на церковном кладбище Спасо-Кижского погоста.

В 1967 году сотрудники музея-заповедника «Кижи» Б. А. Гущин и В. А. Гущина в деревне Боярщина записали рассказ Егора Григорьевича Тестенникова о сказителе: «Был он большого роста, здоровый старик: дровни в два полоза с шестью копылами мог из лесу на себе принести […] В деревне Щеголёнкова почитали. Он читать знал писаные на церковно-славянском […] Семья у Щеголёнкова маленькая все время была — в полдесятка человек. […] Очень маленький был его дом. Домишко с шестью окнами и все волоковые […] Щеголёнков водки никак не пил». Хотя маленькому мальчику, каким в конце XIX века был Е. Г. Тестенников, сказитель, скорее всего, только казался могучим старцем, этот рассказ сохранил нам последние воспоминания об одном из самых знаменитых сказителей Заонежья.

Светлана ВОРОБЬВА, начальник отдела истории и этнографии

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф