Смотрите также:

«Свет Валаама» Все выставки

Светлый Валаам VkontakteFacebook

Светлый ВалаамИгумен Дамаскин, настоятель Валаамского монастыряАндреевский колокол Спасо-Преображенского монастыря Валаама

«Как и св. Афон, Валаам поныне — светит. Афон — на юге, Валаам — на севере… Он все такой же светлый» И. С. Шмелев. «Старый Валаам»

27 февраля 2007 года в Презентационно-выставочном центре государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» состоится открытие выставки «Свет Валаама». Это первая совместная выставка Валаамского научно-исследовательского, церковно-археологического и природного музея-заповедника и музея «Кижи». Впервые в Петрозаводске возобновленный Валаамский, теперь церковно-археологический музей, используя возможности своих музейных коллекций, и благодаря помощи и поддержке Кижского музея рассказывает об истории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и о его возрождении.

Почему выставка называется «Свет Валаама»?

Впервые этот образ возник в произведениях И. С. Шмелева. В 1936 году далеко от Родины, в эмиграции русский писатель И. С. Шмелев, пытаясь найти духовную опору, обращается к своим юношеским воспоминаниям, к 1895 году, ко времени поездки на Валаам. Для И. С. Шмелева Валаам — это духовные истоки, его понимание Родины, России, русской культуры. «Свет Валаама, его слава» — это люди, которые на протяжении тысячи лет преображали Валаамскую землю, духовные подвижники. «Какие лики! — пишет он,— Святые старцы из древности — отцы».

Многозначен и точен образ — «свет Валаама». Этот свет дошел до нас из глубин времен. Светом было валаамское слово.

«В начале было Слово, и Слово было Бог…». Так начинается Евангелие от Иоанна. Более пятисот лет назад на Валааме-острове среди суровых северных лесов валаам-ский монах каллиграфическим почерком переписывал слова этой древней книги. Достаточно посмотреть на книгу, огромный, по современным меркам, фолиант, взять ее в руки, чтобы понять: несомненно,— это был труд, в который вкладывалась душа человека. Терпение и вдохновение для многодневных трудов давала уверенность в огромной важности дела. Организатором книгописания стал архиепископ Новгородский Геннадий (Гонзов), выдающийся деятель русской церкви, политический деятель ХV в., писатель-публицист, а в начале своего жизненного пути — валаамский монах.

Сейчас известные нам валаамские рукописные книги хранятся в крупнейших книгохранилищах страны: Библиотеке Академии наук, Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке — специалисты называют их «шедеврами книгописного искусства».

Валаамское слово мы слышим и в памятнике русской публицистики ХVI в. «Беседе Валаамских чудотворцев». В «Беседе» повествование строится как диалог двух русских святых, «Валаамских начальников» Сергия и Германа. Обращение к Валааму и его святым при решении важных для государства того времени политических вопросов говорит о высоком духовном авторитете монастыря и его основателей.

Свет Валаама распространялся далеко за пределы острова.

Валаамскими миссионерами уже в самый ранний период истории монастыря были основаны многие монастыри на территории современной Карелии и за ее пределами. Среди них: Александро-Свирский, Палеостровский, Соловецкий монастыри и многие другие. В разные концы земли, далеко за границы русского государства, от Аляски до Иссык-Куля, несли свет Валаама его подвижники.

В декабре 1793 года православная миссия отправилась с Валаама в Америку и почти через год добралась до острова Кадьяк (Аляска). На этом месте началась миссионерская деятельность валаамских иноков среди жителей алеутских островов. Не сразу поняли и приняли христианство дикие языческие племена, и некоторые из миссионеров приняли мученическую смерть и прославлены в лике святых Американской Православной Церковью.

В ХIХ в. шесть валаамских монахов отправились в далекий Туркестан, где на Иссык-Куле, недалеко от китайской границы, восстановили Свято-Троицкий монастырь. В ХХ веке Валаамский монастырь оставался для Православной России миссионерским центром.

В ряду валаамских подвижников — настоятель игумен Дамаскин. Это тоже «свет Валаама». Личность, с определяющим созидательным началом. При Дамаскине на Валааме построены многие заводы, организовано сложное и успешное хозяйство, по всему острову проведены дороги и каналы. На голых скалах (на «луде») расцвели сады. Валаам Дамаскина — это гармония первозданной и рукотворной красоты. В этот период на острове постоянно работали приглашенные Дамаскиным художники и архитекторы. Идея преемственности важна была для игумена. Многие годы его жизнь была подчинена стремлению вернуть на Валаам, как писал он, «дорогие нашему сердцу древности». Игумен Дамаскин сделал все, что мог, и больше, чтобы разыскать Житие Сергия и Германа, основателей Валаамского монастыря. По его просьбам в академических книгохранилищах Санкт-Петербурга и Москвы, в центральных архивах работали архивисты, историки, специалисты — палеографы, среди них, ученый — лингвист академик А. Х. Востоков. Игумен Дамаскин умер в 1881 году на 86 году жизни, оставив после себя цветущий Валаам.

Это лишь немногие эпизоды истории Валаама. Как писал И. С. Шмелев, «в сумеречное наше время, в надвинувшуюся „ночь мира“, нужны маяки… Таков Валаам…Я вспомнил светлую страницу — в прошлом… И вот, живые нити протянулись от „ныне“ — к прошлому. И это прошлое мне светит. И я подумал, что полезно будет вспомнить и рассказать о нем: он все такой же светлый».

Совместная выставка музея «Кижи» и Валаамского церковно-археологического музея — это тоже попытка протянуть «живые нити» от прошлого к «ныне».

Жизнь на Валааме продолжается. В настоящее время идут интенсивные восстановительные работы. Отреставрированы многие скиты на островах Валаамского архипелага. Восстановлен и вновь освящен Спасо-Преображенский собор. По-прежнему звучит Андреевский колокол, отлитый по образцу старого, связывая прошлое и настоящее Валаама. Это стало возможным во многом благодаря подвижнической деятельности Епископа Троицкого Панкратия, игумена Спасо-Преображенского монастыря.

Благодаря поддержке православного культурно-просветительского центра «Свет Валаама», возглавляемого его директором иеромонахом Мефодием, светлее становится жизнь на острове для многих людей: пенсионеров, детей. И слушая концерты или записи детского Валаамского хора «Валанс», глядя на просветленные детские лица, рождается уверенность, что, несмотря на все трагические события прошлого, трудности и проблемы сегодняшнего дня, Валаам по-прежнему светлый, теперь Преображенный, и «тьма его не объят».

И так же, как прежде, едут сюда люди, и бесконечен этот людской поток, текущий на берега древнего, как сам мир, острова. Едут, чтобы среди умиротворения, покоя и тишины, которая нарушается только пением, молитвой и колокольным звоном, слышным на многие километры вокруг, отрешиться от суеты, ощутить в себе гармонию мира, отыскать и сохранить для себя частицу своего, только своего, но всегда светлого Валаама.

Надежда РЫБИНА, научный сотрудник Валаамского церковно-археологического музея

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф