Кижские фрагменты. Вера Брюсова. Из рукописи, переданной автором музею-заповеднику «Кижи» Vkontakte@kizhi

Вера Григорьевна Брюсова (Светличная). 1950 г.Вера Григорьевна Брюсова. 2001 г.Иконостас Преображенской церкви музея Кижи после реставрации. 1970-е годы«Небо» Преображенской церквиПреображенская церковь в наши дни. Остров Кижи

Вера Григорьевна Брюсова (Светличная) — искусствовед, реставратор по древнерусской живописи. Родилась в 1917 г. в селе Ивановском Юхновского уезда Смоленской губернии. Живет в Москве. Автор проекта реставрации икон Преображенской и Покровской церквей, 1945-1956 гг.

13 ноября 2006 г. В.Г. Брюсова передала музею «Кижи» рукопись главы «В Карелии» из своей будущей книги. Сегодня мы публикуем фрагменты из этой главы, рассказывающие о Кижах.

Нередко можно встретиться с таким мнением, что искусство Севера — зодчество и живопись — крестьянское искусство. Это верно лишь в той мере, что оно создавалось местными жителями, но в своих истоках оно восходит к художественной культуре Новгорода, а позднее — Москвы, которая после покорения Великого Новгорода сменяет новгородский протекторат. Талантливые и предприимчивые северные крестьяне внесли огромный вклад в творческую переработку наследия, обогатили его и создали удивительное, прекрасное деревянное зодчество Севера.

***

В конце Великой Отечественной войны оккупанты, изгоняемые с советской территории, принялись спешно вывозить художественные и исторические ценности. Целые ансамбли интерьеров заонежских церквей и часовен были демонтированы, упакованы в ящики и отправлены в Финляндию. По мирному договору иконы были возвращены. По распоряжению ГУОП и лично И.Э. Грабаря для разбора и аварийной реставрации этого собрания в июне 1945 года были командированы Н.Е. Мнева, заведующая Древнерусским отделом Государственной Третьяковской галереи, и автор этих строк — от Государственных Центральных художественно-реставрационных мастерских (ГЦХРМ).

Осмотр произведений произвел огромное впечатление, нашему взору впервые предстало замечательное явление в русской живописи XVII — XVIII вв. — заонежская икона.

Вырванные из своего естественного окружения, иконы и расписные доски разнообразной формы — круглой, трапециевидной, треугольной — имели необычный вид. После того как было разобрано несколько комплектов, стало понятно, что в деревянной церкви Севера живописи на деревянных досках предназначалась та же роль, что и фрескам в каменном храме. Это была определенная система внутреннего оформления. Сферообразно расходящиеся доски одним концом врублены в стену, а другим — в замковый круг, образуя так называемые «небеса». В центре «неба» — в круге полуфигура Вседержителя или Отечество (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух). Вокруг — Богоматерь и Предтеча, фигуры ангелов и святых. «Космическая» процессия завершается четырьмя летящими и трубящими ангелами по четырем частям света.

Восточную стену занимает иконостас, на западной стене, у входа — икона Страшного суда крупного размера.

Истоки подобного рода системы оформления восходят к древности. Летописи отмечают роспись церкви Бориса и Глеба, выстроенной при Ярославе Мудром из дерева. Не оставалась нерасписанной и дубовая София Новгородская. Сохранились росписи деревянных церквей XVI — XVIII вв. в Потелыче и в Дрогобыче.

После разборки икон выяснилось, что среди них не оказалось главного — «неба» из Кижей (из Преображенской церкви. Ред.). Не сразу удалось выяснить, что произошло непоправимое: кижские «небеса» распилили на дрова и сожгли в то недолгое время, когда репатриированные художественные ценности были сложены в сарае Дома Советской Армии.

***

В эту первую поездку в Петрозаводск Н.Е. Мнева, составив опись икон, уехала в Москву. Я осталась на месяц выполнить аварийное укрепление икон. Чтобы повысить интерес к «черным доскам», я сделала несколько пробных расчисток живописи. В окошечках реставрационных проб засияли краски удивительной интенсивности и красоты — бирюзовые, киноварные, золотистая охра. Некоторые иконы достаточно было лишь слегка промыть.

О новгородских традициях здесь напоминает многое: былины новгородского происхождения, посвящения церквей и часовен кругу святых, особо почитаемых в Новгороде — Илье Пророку, Параскеве Пятнице, Власию, Зосиме и Савватию, Варлааму Хутынскому, Фролу и Лавру. Живопись икон, хорошо сохранившаяся и не утратившая под слегка пожелтевшей олифой яркости цвета, отличается своеобразием стиля. Широкое и свободное письмо сочетается с достаточно высоким профессионализмом и пониманием декоративного назначения живописи. В ликах заметно предпочтение простонародных типов, в житийских сценах много внимания уделено мотивам труда. Верную характеристику иконописи новгородского Севера дает С.Н. Дурылин: «Это подчинение большому и подлинному новгородскому искусству, следованию его канону, придает церковному искусству Севера… совсем особую ценность и значимость, как бы далеко не отстояло оно в своих достижениях от лучших новгородских памятников». (С.Н. Дурылин. Древнерусская живопись и Олонецкий край. — Петрозаводск, 1917 г., с.5.)

***

Качество и объем проделанной мною за месяц работы произвело благоприятное впечатление на местное руководство, и в дальнейшем мне было доверено весьма ответственное дело — восстановление интерьера кижской Преображенской церкви.

Спустя несколько лет мне была поручена реставрация иконостаса Преображенской церкви — это около ста двадцати икон крупного размера, находящихся в тяжелейшем состоянии, ввиду того, что в сарае, где до нашего приезда стояли ящики с иконами, протекала кровля. Работа громадная, мне дали в помощники только что окончившего художественное училище юношу — Геннадия Жаренкова, и я приняла решение выполнить эту работу за один летний сезон. Это была действительно горячая пора. Чтобы олифление икон не затягивало процесс, я применила способ, которым пользовались иконописцы еще в XVII веке — олифа на солнце. Таким образом, вся процедура сократилась до одного часа, давала хорошую прочную пленку и заодно служила проверкой произведенному укреплению. О качестве реставрации можно судить по тому, что за последующие сорок лет иконы, установленные в неотапливаемом храме при резком колебании температур и повышенной влажности, не дали ни одного рецидива, выдержав труднейший экзамен на добросовестность работы.

В последующие годы мною было расчищено несколько икон из местного ряда Преображенской церкви, а также несколько икон из собрания музея, сейчас находящихся в его фондах.

***

Иконы Карелии не все одного уровня, но среди них можно встретить подлинные шедевры. Например, икона «Богоматерь — всем скорбящим радость» из Покровской церкви в Кижах, начала XVIII века. Монументальность образа Богоматери заставляет вспомнить древнейшие фресковые и мозаические изображения, но ее фигура более живая, не без изящества, слегка наклонив голову, она как будто прислушивается к молитвам обездоленных.

***

Работа в Кижах сроднила нас с местными жителями. Тогда гостиницы в музее не было, все приезжие останавливались в деревне Ямка. От причала, находившегося тогда возле погоста, нужно было пройти по острову, напоминающему гигантского ящера с каменистым хребтом посередине. Вид со взгорья напоминал картину Левитана «Над вечным покоем», сходство усиливалось кладбищенскими крестами на возвышенности. За кладбищем, вправо и ниже, и стоит деревня Ямка, вполне соответствующая своему названию. Каждый, кто бывал или жил в Ямке, до конца своих дней не забудет бабушку Иринью — Ирину Михайловну Аникину. Когда я была на Кижах в последний раз, увидела на деревенском кладбище ее могилу, и сердце сжалось, как от утраты родного человека. С фотографии смотрело знакомое и такое дорогое лицо. Всегда бодрая, общительная и приветливая бабушка Иринья пользовалась уважением и любовью всей округи. Это была сильная духом женщина. Рассказ о беседах с ней длинными вечерами уже ждет, чтобы отнести его в редакцию.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф