Впервые за 40 лет Кижское наследие увидели в столице Vkontakte@kizhi

Дни музея–заповедника «Кижи» в Москве. Фрагмент выставкиВыставка икон Кижи в музее Храма Христа СпасителяДни музея «Кижи» в Москве. Выставка «Кижи. Путь длиною в три столетия»Открытие выставки икон в музее Храма Христа СпасителяОткрытие Дней музея Кижи в МосквеДемонстрация традиционных ремеселДни музея–заповедника «Кижи» в МосквеПресс-конференция музея в МосквеПротоиерей Николай Озолин с представителями Московской Патриархии

Многомесячный марафон по подготовке Дней музея — заповедника «Кижи» в Москве остался позади, и кижский «десант» представил жителям российской столицы наследие всемирно известного заповедного острова. На четырех площадках, в том числе в зале музея Храма Христа Спасителя, открылись выставки, представляющие музей с самых разных, часто неожиданных для москвичей, сторон.

Москва — город музеев. По официальным данным их сегодня 431. Даже если постараться перечислить самые знаменитые из них, это займет довольно много места. Тем не менее, в музее «Кижи» решили, что в этом богатом музейном мире нам есть, чем удивить много повидавшую публику.

И удивили, и порадовали, и показали себя.

А началось все с участия музея в Московском международном музейном форуме «Музеи городов — память поколений». В программу форума, посвященного 110-летию Музея истории Москвы, вошла выставка «Кижи. Путь длиною в три столетия». В его открытии приняла участие директор музея «Кижи» Е. В. Аверьянова. В научно-практической конференции «Городская цивилизация в музейных проектах XXI века» с докладом «Проблемы музеефикации квартала исторической застройки XIX — нач. XX вв. «выступил Ю. М. Попов. На Круглом столе „Современные тенденции экспозиционно-выставочной деятельности городских музеев“ Л. В. Шилова представила проект „Презентационно-выставочный центр музея-заповедника „Кижи“ в г. Петрозаводске. Инновационный опыт социокультурной интерпретации и маркетинга уникального кижского наследия“.

Затем музей «Кижи» на разных московских площадках принимал гостей.

Программа презентационных Дней музея-заповедника «Кижи» в Москве была поддержана Московской Патриархией, федеральным агентством по культуре и кинематографии Министерства культуры России, департаментами культуры и образования правительства Москвы, а также партнерами — Музейным объединением «Музей истории Москвы», Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры им. А. В. Щусева, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, Прогимназией № 1768.

Программа презентации наследия музея в Москве — серьезная и очень обширная. Для чего музею «Кижи» это было необходимо, объясняет автор концепции программы «Музей, открытый миру» Людмила Шилова. По ее словам, нам важно продвигать музей, как международный экскурсионно-туристический центр, в том числе и в столице России. Хочется, чтобы как можно больше москвичей знакомились с наследием острова Кижи, становились его гостями и в дальнейшем его добрыми друзьями. Понимая, что музей-заповедник «Кижи» является федеральным учреждением культуры, мы предъявляем обществу пример эффективной государственной политики в области сохранения историко-культурного наследия на примере одного из регионов России. Задача музея — показать памятники, музейные собрания на Российском и международном уровнях в соответствии с его высоким юридическим и культурным статусом особо ценного объекта наследия РФ и ЮНЕСКО.

Музей «Кижи» благодарит руководство московских музеев и учреждений, предоставивших прекрасную возможность показать наше наследие в столице. Слова благодарности генеральному директору Музейного объединения «Музей истории Москвы» Г. И. Ведерниковой, директору филиала музея Храма Христа Спасителя Л. Ю. Мухамедовой, директору музея архитектуры им. Щусева Д. А. Саркисяну, председателю ВООПИК Г. И. Маланичевой, директору Прогимназии 1768 Т. А. Воробьевой.

Под сводами кафедрального соборного храма

Выставка «Кижи. Путь длиною в три столетия» стала тем стержнем, вокруг которого происходили все презентационные события. Перед ее открытием в музее Храма Христа Спасителя прошла пресс-конференция, в которой со стороны музея «Кижи» приняли участие Е. В. Аверьянова, Л. В. Шилова, настоятель Спасо-Кижского Патриаршего Подворья протоиерей Н. Озолин, Н. Л. Попов, Г. И. Фролова. Более тридцати СМИ столицы откликнулись на приглашение музея. Среди них такие издания, как «Наше наследие», «Мир музея», «Культура», «Наука и религия», «Справочник руководителя учреждения культуры», «Народное творчество», «Реставратор», а также радио «Эхо Москвы», «Культура», РИА Новости, портал «Музеи России», телекомпании «Культура», «Столица», ТВ «Центр» и др. Вопросов у московских журналистов было много, особенно по реставрации Преображенской церкви, по образовательным программам музея, по отношениям музея и Патриаршего Подворья. Приятным моментом пресс-конференции было награждение московской журналистки Ольги Швынденковой, победившей в конкурсе музея — «Кижи — остров вдохновения».

Каталог икон «Кижи. Путь длиною в три столетия» по материалам выставки в музее Храма Христа Спасителя — http://kizhi.karelia.ru/collection/catalogs/300years/

На открытии выставки все было торжественно и светло, как подобает этому светлому месту. Великолепие возрожденной русской православной святыни обязывало соответствовать и выставленными экспонатами, и строгим, но праздничным дизайном, что удалось авторам выставки Людмиле Шиловой, Светлане Новицкой, Галине Фроловой, отцу Николаю Озолину и дизайнеру проекта Юрию Пермякову.

Выставка прекрасно сочетала фондовые предметы и современные формы представления музея. Три раздела выставки постепенно вводили посетителей в историю музея и внутреннего убранства представленных в зале трех кижских храмов. История музея в лицах тех, кто создавал музей, кто в нем сегодня работает и тех, кто приезжает на остров из всех уголков мира, прекрасно дополнена фильмом «Музей „Кижи“. Путешествие во времени».

Завершает выставку экспозиция об истории и сегодняшнем дне Спасо-Кижского Патриаршего Подворья.

Архиепископ Истринский Арсений, открывая выставку, передал организаторам торжеств благословение Святейшего Патриарха Алексия II и пожелание Помощи Божией в их благом деле сохранения духовного наследия Карелии. Со своей стороны владыка подчеркнул, что нужно хранить память поколений, воспитывать нашу молодежь на традициях православной культуры. Викарий Святейшего Патриарха отметил, что впервые иконы из кижских храмов привезены в Москву, и представлены они не за стеклом, а в своем первозданном виде, и посетители могут соприкоснуться с подлинниками.

О серьезности мероприятия для Республики Карелия и ее позитивного имиджа говорит приезд на открытие выставки музея в Москву главного федерального инспектора в РК Валентина Шмыкова, вновь избранного мэра Петрозаводска Виктора Маслякова, министра культуры РК Галины Брун и заместителя министра культуры Антонины Камировой.

Открывшаяся выставка стала приятным событием для членов Карельского землячества, которые, уже долго проживая в Москве, смогли увидеть прекрасную часть наследия их малой родины.

Представляя уникальные кижские иконы северного письма, музей «Кижи» познакомил жителей столицы с эволюцией храмового убранства и местной иконописной школой, с историей и развитием Спасо-Кижского Патриаршего Подворья, а также с предстоящей масштабной реставрацией храма Преображения Господня — главного православного храма острова Кижи и его иконостаса.

Взаимодействию музея и церкви на острове Кижи был посвящен Круглый стол, который вызвал интерес не только у специалистов, но и у представителей прессы. Сегодня у музейного сообщества существуют определенные сложности во взаимодействия с церковью. Поэтому опыт музея «Кижи» очень важен как позитивный пример такого взаимосотрудничества. Как отметила директор музея Е. В. Аверьянова, у нас нет разногласий и отношения с Подворьем развиваются во благо сохранения культурного наследия. Протоиерей Николай Озолин отметил, что годы работы совместно с музеем поменяли его сознание и теперь он по-другому смотрит на храмы-памятники и понимает, что только совместными усилиями с музеем в них можно вернуть православную жизнь. «Возрождение молитвы в старинных намоленных храмах — тот высокий момент, который мы сейчас переживаем,— сказал настоятель Подворья.— Важен сам факт, что можно войти в храм и любоваться красотой редких старинных икон — величайших произведений мирового искусства, а можно увидеть в них великие святыни и осенить себя крестным знамением».

Участники Круглого стола — сотрудники Института культурного наследия Г. Зайцева, Н. Фризин и В. Столяров, академик Российской академии архитектуры и строительных наук А. Анисимов, член правления Фонда преподобного Серафима Саровского Д. Сладков — отметили, что опыт совместной работы музея «Кижи» и Патриаршего Подворья на фоне развития ситуации с другими музеями может стать тем светлым моментом нашей жизни, на который должны равняться многие российские музеи.

День ремесел и фольклора привлек внимание посетителей храма — и российских, и иностранных: уж очень необычно и заманчиво для москвичей выглядели музейные «Ожившая экспозиция» и ФЭТ. Их коллективы, как всегда, стали украшением и без того праздничной выставки. Долго не отпускали москвичи наших мастеров, которые показывали свое умение в ткачестве, вышивке, золотном шитье, плетении из бисера, изготовлении деревянной игрушки. Эмоциональные рассказы о сохранении нематериального наследия в музее Светланы Воробьевой, Валентины Кузнецовой, Ирины Набоковой привлекали на площадку все новых посетителей.

После открытия своими впечатлениями о выставке поделился настоятель Спасо-Кижского Патриаршего Подворья протоиерей Николай Озолин.
Впечатления от всего увиденного весьма положительные. Выставка в музее Храма Христа Спасителя является венцом торжеств в честь 40-летия музея и большим успехом всего музейного коллектива. Очень высокую оценку выставке дали представители Московской Патриархии — понятно, какие драгоценные иконы выставил музей в Москве. Не всем дана возможность прикоснуться к святыням Русского Севера, и благодаря выставке это стало возможно жителям первопрестольного града и его гостям.
Для Подворья эта выставка стала уникальной возможностью приобщения к торжествам музея и первым опытом совместного труда.

Где увидеть нереальные Кижи

Все, что посетители видели на выставке в музее Храма Христа Спасителя, было живым, настоящим и реальным. Попав же на персональную фотовыставку Олега Семененко в зале Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, гости попадали совершенно в иную атмосферу.

Открывала выставку действительный член Академии архитектурного наследия и Петровской академии наук и искусства, заслуженный работник культуры РФ, член Общественной палаты при Президенте РФ Г. И. Маланичева. Она отметила значимость музея-заповедника «Кижи» в сохранении памятников Всемирного наследия и оценила выставку Олега Семененко как одно их прекрасных прочтений острова, его сокровищ — архитектурных и природных.

Название фотовыставки «Кижи над реальностью» соответствовало тому, что было представлено в зале. Непохожий ни на чей взгляд художника на остров оставлял возможность самим додумать то, что еще недосказано. Или смотреть на Кижи глазами автора. Это, что кому больше нравится. Хотелось потрогать некоторые работы, настолько нереально выглядел знакомый для многих остров. Казалось, вот-вот зазвенит дерево из сруба Покровской церкви, начнет двигаться туман, а нереальная луна еще миг — и уйдет в темноту.

У каждой из работ есть свой голос. И это многоголосье завораживает и не отпускает. Когда смотришь на работы Олега Семененко, понимаешь, что знакомые Кижи могут быть совершенно незнакомыми. Нужно очень захотеть, и увидишь их над реальностью, как это удалось талантливому фотохудожнику.

Присутствующие на открытии выставки члены Президиума Центрального Совета ВООПИК и московские фотографы высоко оценили авторские работы карельского мастера. Было высказано пожелание об издании каталога этой удивительной по красоте выставки, которое было поддержано директором музея «Кижи» Е. Аверьяновой.

Более 50 фоторабот переносили зрителей из зимы в лето, из лета в осень, из природного ландшафта в памятники острова. Панорамы Олега Семененко расширяют возможность восприятия острова, особенно тем, кто там не бывал. А тем, кто бывал, автор помогал вспомнить некоторые кижские уголки. Тайна северной кижской природы и архитектурных шедевров приоткрывалась зрителям благодаря утонченным и незабываемым работам Мастера.

Мастерская детства приехала в Москву

Совершенно другой по восприятию и настроению была выставка «Кижи — мастерская детства». Накопленный за 14 лет фонд детского творчества, который насчитывает более 2000 ребячьих работ. Лучшие из них были представлены в Прогимназии № 1768.

По-домашнему добрая и яркая интерактивная выставка стала своеобразным подарком музея коллективу детей и педагогов, которые уже давно являются партнерами музея-заповедника в области музейной педагогики. Прошедшим летом дети из гимназии гостили на острове, о чем говорят многочисленные фотографии и работы детей, развешанные по школе. Поэтому выставка из Кижей смотрелась там совершенно органично.

На открытии было много гостей — из Министерства образования РФ, из Управления образования Центрального административного округа Москвы, Министерства образования РК, из московских школ, педагогических газет и журналов. Главными участниками, конечно же, были дети, удобно расположившиеся на «острове» Кижи, который приехал к ним вместе с выставкой. Дети играли, путешествовали по острову, делали игрушки вместе со Светланой Петряковой.

Прекрасным дополнением и украшением первого дня стала демонстрация ремесел мастерами «Ожившей экспозиции». Они особенно привлекали детей своими костюмами.

Директор Прогимназии Т. А. Воробьева с готовностью приняла у себя и выставку, и два музейно-образовательных семинара. Опыт музея «Кижи» московскими специалистами, давно занимающимися музейной педагогикой — Е. Г. Ванцлавой, М. Ю. Юхневич, рассматривается как положительный пример межведомственной координации, развития новых образовательных программ и не имеющий аналогов в России опыт менеджмента в культурно-образовательной среде.

Открытое занятие по программе «Дом», проведенное Е. И. Филипповой, вызвало живой интерес не только у малышей, взрослые участники также были втянуты в театрализованное игровое действо. Московские дети, находясь в предметно-образовательной среде крестьянского дома, возможно впервые в жизни держали в руках пилу, рубель, ели из чугунка горячую картошку в мундире.

Открытые уроки «От рубеля до „Roventa“ Е. Филипповой и „Хлеб насущный“ С. Тепловой стали примером той работы, которую любой музей может проводить в общеобразовательных учебных заведениях — детских садах и школах. Очень высокую оценку получила Светлана Теплова, чей урок стал ярким подтверждением эффективности музейной педагогики, как образовательной технологии.

Проведенные музеем семинары «Музейная педагогика в учебно-воспитательном процессе школы» и «Менеджмент в музейно-образовательной сфере. Музей и образовательные учреждения. Система взаимодействия» показали, что карельский опыт в области музейной педагогики сегодня является уникальным. Благодаря деятельности музея «Кижи», Карелия стала одним из ведущих российских регионов, где эффективно развивается система взаимодействия музея и школ.

Прекрасные впечатления от происходящего в гимназии остались у Н. М. Винокуровой — главного специалиста Министерства образования Республики Карелия. По ее словам, стоило приехать в Москву и увидеть, как работает музейная технология по организации выездной выставки, чтобы родилась идея проведения Дней музея «Кижи» в школах районов нашей республики. Выставку, где каждый предмет, сделанный руками детей, живет и несет определенную эмоциональную и информационную нагрузку, должны увидеть как можно больше детей Карелии. Надо идею, прекрасно зарекомендовавшую себя вовне, двигать в нашу глубинку. И Министерство образования может эту перспективную идею поддержать материально. Музей «Кижи» в своей музейно-педагогической деятельности настолько продвинулся, что многим московским музеям уже за ним не угнаться. Семинары, организованные музеем-заповедником в Москве, безусловно, значимы для нее как мегаполиса, и для России.

В палатах государева аптекарского приказа

Заключительным аккордом недельного пребывания музея в Москве стало открытие выставки «Юрий Ушаков и Русский Север» в Музее архитектуры им. А. В. Щусева. Эта выставка стала вторым совместным проектом двух музеев.

Каталог картин Русский Север в творчестве Ю. С. Ушакова — http://kizhi.museum.karelia.ru/collection/catalogs/ushakov

Выставка, рассказывающая о деревянных памятниках, органично вписалась в зал Аптекарского приказа — памятника архитектуры XVII века.

Коллекция акварельных работ Ю. Ушакова, переданная музею «Кижи» Ю. В. Линником, была дополнена фотоработами архитектора, которые он делал в экспедициях по любимому северу, из фондов музея Щусева.

Директор музея Д. А. Саркисян рассказал, что музей им. Щусева приобрел у вдовы архитектора богатейший фотоархив, который был использован при оформлении выставки. Идея наслоения живописи Ушакова и мультимедиа — презентации фотоматериалов создает стильную инсталляцию, которая позволяет современному человеку проникнуться духом Русского Севера.

Посетителям представлены лучшие художественные работы известного русского архитектора, посвятившего свою жизнь изучению северного зодчества в Кижах, на Соловках, в Приладожье.

Несмотря на довольно ранний для Москвы час, на открытие выставки в музее собралось довольно много людей, интересующихся архитектурой Русского Севера.

Кроме выставки, музей принял участие в открытии лектория по сохранению памятников архитектуры, на котором начальник отдела истории и этнографии Светлана Воробьева провела для посетителей музея Щусева полную эмоций и информационно богатую лекцию по охране памятников деревянного зодчества в музее «Кижи».

P. S. Насыщенные дни пребывания коллектива в Москве состоялись без каких-либо сбоев благодаря слаженной работе всех подразделений: ПВЦ, отделов транспортного и АХЧ, фондов, отдела истории и этнографии, одела фольклора, службы безопасности, а также огромной работе Спасо-Кижского Патриаршего Подворья. Все представленные музеем «Кижи» выставки будут работать до конца ноября, оставляя добрую память об их организаторах. Работа коллектива музея посетителями была оценена по достоинству. Приятно было слышать от многих гостей, что кижане сделали прекрасный подарок москвичам. Так сказала и Валентина Александровна Акимова, с конца 70-х гг. реставрировавшая кижские иконы, понимая каким сокровищем владеет музей-заповедник «Кижи». И теперь пришла в Храм Христа Спасителя на свидание с ними, как со своими старыми знакомыми.

Елена ДОБРЫНИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф