У самого Белого моря Vkontakte@kizhi

Карбас А.С. ЛёгкогоМастер А.С. Лёгкий, бригадир рыболовецкого колхоза, д. КолежмаСумозерская лодка мастера В.В. ТитоваТрадиционная Сумозерская лодка довоенной постройкитрадиционная сумозерская лодка довоенной постройкитрадиционная сумозерская лодка

17-28 августа 2006 года в Беломорском районе Карелии побывала экспедиция ПетрГУ, КарНЦ и музея-заповедника «Кижи».

После знакомства академика В.П. Орфинского с результатами работы музея «Кижи» по теме «Традиционное деревянное судостроение Олонецкой губернии» нами было получено предложение об участии в экспедиции по комплексному изучению традиций материальной культуры карельского берега Белого моря. По мнению Вячеслава Орфинского, в связи с быстрым уничтожением остатков культуры традиционного судостроения необходимо активизировать работы по изучению, сохранению и возрождению исторических традиций российского судостроения и судоходства, совместными усилиями продолжить работу и планировать экспедиционную и архивную работу. По приглашению Петрозаводского госуниверситета в экспедиции от музея «Кижи» приняли участие автор этих строк и Иван Воробьев, техник отдела истории и этнографии.

Цель работы данной экспедиции — сбор материала по теме «История и современное состояние традиционного судостроения и судоходства Карельского Поморья».

Целью настоящей поездки было первое знакомство с современным состоянием традиционного судостроения в поморских селах и деревнях материковой части Беломорского района, расположенных на Сумозере и реке Сума.

В ходе экспедиционной работы участники экспедиции знакомились с имеющейся в деревнях информацией о местном судостроении и лодочных мастерах; уточняли использование и ареал распространения лодок местной постройки и выявляли новые типы традиционных народных лодок, в т.ч. из других районов, а также фиксировали современный судостроительный потенциал в деревнях.

Важнейшей составляющей жизни Поморья является народное судостроение и судоходство. За время экспедиции были обследованы поморские села: Сумпосад и Колежма, сумозерские деревни: Воренжа, Ёндогуба и Сумостров и деревня Лапино на реке Сума. При сборе информации по истории традиционного и современного судостроения и судоходства было опрошено 16 информаторов из числа местных жителей, произведена фотофиксация 52 и обмеры 21 лодки и их сохранившихся останков, а также трех лодочных мастерских.

Интересен факт, что небольшое по размерам озеро Сумозеро имело свой особый тип лодки и судостроительный потенциал, позволяющий до 1970-х годов обеспечивать лодками рыбацкий колхоз, два лесопункта и жителей трех деревень. Это подтверждает выводы, сделанные на основе изучения традиционного судостроения озер Сямозеро, Куйто и района Кижских шхер, о том, что на каждом среднем озере Карелии сформировался свой тип лодки, и существовали свой судостроительный центр, обеспечивающий лодками местных жителей и предприятия, своя школа, которая сохранила преемственность традиций обучения и местный тип лодки до наших дней.

Достойная внимания находка ждала участников экспедиции в деревне Ёндогуба: найдена традиционная сумозерская лодка довоенной постройки в экспозиционном состоянии, которая заслуживает того, чтобы занять достойное место в фондах музея-заповедника «Кижи». Хозяева готовы передать ее музею безвозмездно, но необходимо организовать доставку ее автотранспортом до Великой Губы и далее на остров Кижи.

За последние 10-15 лет в некоторых центрах появились мастера, которые продолжают строить лодки на основе местных традиций. В поселке Хвойный мастер-самоучка В.В. Титов из деревни Сумостров, по рассказам стариков, изучая старые лодки, освоил технологию местного судостроения и сохранил тип сумозерской лодки, построив около 15 лодок для себя и по заказам местных жителей.

Особенно много строится новых лодок в поморском селе Колежма, где работавший до 1991 г. на заводе «Авангард» местный рыбак, А.С. Лёгкий подобным же образом освоил технологию строительства поморских лодок и за 15 лет построил более 130 лодок. Ему помогали два брата: С.С. Лёгкий и В.С. Лёгкий, а также подрастающие сыновья.

В настоящее время ни один из мастеров не занимается исключительно судостроением. Например, В.В. Титов – пенсионер, имеет личное хозяйство, рыбачит, собирает грибы и ягоды. А.С. Лёгкий – работает бригадиром рыболовецкой бригады бывшего колхоза «Заря Севера», вместе с родственниками начинает заниматься приемом и сопровождением туристов, рыбаков и научных специалистов-биологов и зоологов.

Хотя жизненный уклад меняется, сегодня еще есть люди, которые свято хранят ремесло своих предков.

Первое знакомство музея «Кижи» с Карельским Поморьем состоялось. Впереди еще много работы по поиску, сохранению и возрождению традиций народного судостроения.

На фото: 1. Карбас А.С. Лёгкого. 2. Мастер А.С. Лёгкий, бригадир рыболовецкого колхоза, д. Колежма. 3. Сумозерская лодка мастера В.В. Титова. 4, 5, 6 – традиционная сумозерская лодка довоенной постройки. 7. Старый поморский карбас, 50-60-е годы XX в. 8. Мастер В.В. Титов.

Юрий НАУМОВ, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф