Плотницкие заветы. Верность традициям Vkontakte@kizhi

Бригада кижских плотников, 60-е годыСклад для хранения реставрационного лесаРаспиловка досок на пилорамеПлотник-реставратор Ф.В. Штурмин

Многовековой опыт заонежских мастеров не забыт. Передавая свое умение из рук в руки, знаменитые кижские плотники сберегли его для потомков.

Плотницкий центр музея-заповедника «Кижи», сохраняя исторические плотницких технологии, внедряет и современные методы реставрации памятников, находящихся на территории музея и его окрестностей.

В поисках компромисса

Лес для реставрационных нужд заготавливается в зимнее время, когда в дереве прекращается сокоток и влажность древесины минимальна. Лес по возможности выбирается на сухих возвышенных местах, ствол должен быть спелым (заболонный слой минимальный 2-4 см ), возраст 100 лет и более. Кроме того, предъявляется целый ряд требований к физическим параметрам, таким как сбежистость, свилеватость, количество и расположение сучков на стволе. В реставрацию идет лес нижнего отруба, так как в нем меньше сучков. К сожалению, из-за изменения климата современный лес более рыхлый, чем 200-300 лет назад, так как рост ствола происходит быстрее. При заготовке леса для предстоящей реставрации Преображенской церкви требования к качеству леса были еще более жесткими.

После вывоза леса с деляны бревна окариваются, но не полностью, а оставляя лубяной слой, кроме того, на концах бревен оставляются кольца кары для уменьшения растрескивания. После окаривания и складирования материал вылеживается до достижения естественно-воздушной влажности, то есть достижения влажности элементов реставрируемых объектов.

При проведении ремонтно-реставрационных работ заменяемые элементы подбираются по геометрическим параметрам, идентичным пришедшим в негодность, с таким расчетом, чтобы после окончательной усушки элемент занял свое место в срубе памятника.

В современное время используются доски фабричного производства или, когда необходимы пиломатериалы нестандартных размеров, распил происходит непосредственно на острове с помощью ленточной пилорамы. Кроме того, в целях сохранения плотницких технологий планируется восстановление станка для продольной распиловки бревен на доски.

Реставраторы в своей работе пользуются как традиционными плотницкими инструментами, такими как топор, скобеля, черта, тёсла, различные рубанки, стамески и другие, так и современным ручным, электрическим и бензоинструментом. Обычно набор ручного инструмента работник имеет свой и пользуется им только сам, особенно это относится к топорам. Плотник для своего топора и топорище делает сам, и следит, чтоб топор был всегда острым и правильно заточенным. У уважающего себя мастера обычно несколько топоров. Сейчас, хотя и применяется современный инструмент, но все реставрируемые элементы окончательно обрабатываются традиционным ручным плотницким инструментом.

Многое, что требуется при работе на памятнике, производится и заготавливается сотрудниками отдела и местными жителями. Это кованые гвозди и другие метизы, нестандартные пиломатериалы, древесная смола, березовая береста, еловые корни, приспособления и инструмент.

Масштабные реставрационные работы проводятся после разработки проекта реставрации и получения всех необходимых согласований и разрешений. Но и в ходе работ архитектор-проектировщик, сотрудники служб сохранения и реставрации контролируют ход проведения работ. Часто уже в ходе работ возникает необходимость изменения проектного решения, связанная с выявлением новых данных в процессе реставрации.

Полностью отказаться от современных технологий невозможно, потому что это отразится как на сохранении элементов, так и на интенсивности работ. В то же время по реставрационным правилам восстанавливаемые и сохраняемые элементы памятника должны быть достоверными как по форме, так и по содержанию, то есть нести следы исторической технологии обработки.

Современные реставраторы, как сотрудники музеев, так и представители других организаций, в своей работе на памятниках постоянно находятся в поисках компромисса, сочетающего применение плотницких традиций и использование современных технологий, инструментов и материалов.

Андрей КОВАЛЬЧУК, начальник Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф