Гудочник, чудочник, гусляр... Скоморохи в Кижской волости VkontakteFacebook

СКОМОРОХ, ГУДОЧНИК, ЧУДОЧНИК, ГУСЛЯР

«Дер. в Погачиницах же словет на Гивечь наволоке… во дворе Фефилка Яковлев Клюев да в том же дворе живет бобыль Коржава скоморох». Эта запись в Писцовой книге Обонежской пятины Великого Новгорода 1563 года — первое свидетельство о скоморохах, которые жили в окрестностях Кижей. Фольклористы до сих пор спорят о значении традиций скоморошества для сохранения различных жанров устного народного творчества и в первую очередь эпической традиции.

В Древней Руси скоморохи были странствующими актерами, певцами, острословами, музыкантами, исполнителями сценок, дрессировщиками, акробатами. В словаре В. Даля дана следующая характеристика этих людей: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут». Скоморохи были известны на Руси издревле – они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи, а к XI веку относятся их изображения на стенах Софийского собора в Киеве (1037 г.). С образом скомороха связаны многие русские пословицы: «У всякого скомороха есть свои погудки», «Скоморохова жена всегда весела», «Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит», «Не учи плясать, я сам скоморох», «Скоморошья потеха, сатане в утеху», «Бог дал попа, черт скомороха», «Скоморох попу не товарищ», «И скоморох в ину пору плачет».

До сих пор не выяснено значение и происхождение самого слова «скоморох». Одни исследователи объясняли его глаголом «скомати», что означало производить шум, другие считали, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства. Скоморохи упоминаются в русских былинах Владимирского цикла, где их непременной принадлежностью являются гусли. Известна былина «Вавило и скоморохи», сюжет которой состоит в том, что скоморохи зовут с собой скоморошить пахаря Вавилу и сажают его на царство. Исследователи былин приписывают скоморохам значительную долю участия в сложении былин и относят к их творчеству многие, особенно потешные скоморошьи истории. Следует отметить, что наряду со скоморохами по профессии в былинах упоминаются и певцы-любители из среды знатных особ княжеских и боярских родов. Такими певцами были упоминаемые в былинах Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Соловей Будимирович, Садко.

Первоначально выступления скоморохов не требовали объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя, но позднее, как свидетельствует постановление Стоглавого собора 1551 года, они стали объединяться в «ватаги», которые достигали 60–70 и даже 100 человек. Они скитались по русской земле в поисках заработка. В XVI веке скоморохи, как и прочие ремесленники, селились селами, которые получали такие названия, как, например, «Скоморохово», а также в городских слободах. К XVI веку относятся документы, свидетельствующие и о том, что искусство служило скоморохам источником заработка: они выступали «выгоды ради», получали «мзду», «гудочную плату».

В Заонежских погостах Обонежской пятины в Писцовой книге 1496 года скоморохи отмечены в Шуньгском погосте и в Веницком погосте на Ояти (по одному человеку). В следующем описании 1563 года они встречаются в Пиркинском погосте на Свири, Важенском, Остречинском, Мегрегском, Оштинском и Веницком погостах, а также в Пудожском в деревне Колодозеро и в Кижском погосте в деревне Гивеснаволок. В Шуньгском погосте деревня, где в 1496 году жил скоморох, в 1563 году получила двойное название – «Кефтеницы Скоморохово». Еще в одной деревне этого погоста в это время жил Захарко Офонасьев Гусельник, а такое прозвище мог иметь только скоморох.

Составители переписной книги Кижского погоста за 1616 год, перечисляя жителей деревни Микулинская Гора (часть современного села Великая Губа), которая состояла из 10 дворов, записали, что в ней «живут крестьяне ходят в скоморохах». Что это? Ватага, подобная тем, что были упомянуты в постановлении Стоглавого собора? В таком случае, где могли найти заработок своим ремеслом эти люди? Пока ответов на эти вопросы нет, но составленные родословные схемы говорят о том, что предки скоморохов 1616 года жили в деревне еще к моменту ее первого описания в 1563 году. В это время в деревне было всего три двора. К следующему описанию, составленному в 1582 году, деревня значительно расширилась – упомянуты 3 жилых и 2 пустых двора. Жителями деревни являются сыновья крестьян, занесенных в документы 1563 года. Но в писцовых книгах XVI века нет отметок, что они принадлежали к скоморохам, только в 1616 году есть пометка об этом занятии крестьян. Один из потомков скоморохов XVI века продолжал жить в деревне Микулина гора и в начале XVIII столетия.

В том же 1616 году в д. Иевлевская (д. Плешки, сейчас часть села Сенная Губа) жил «Якушко Микифоров Веселой», прозвище, которое, по определению С.Б. Веселовского, свидетельствует о принадлежности к скоморохам. Его предки упомянуты при описании деревни в 1582 году, а потомки занесены в ревизию 1720 года. По своему социальному положению все упомянутые скоморохи были крестьянами-земледельцами, и только Коржава из д. Гивеснаволок был бобылем, то есть, возможно, жил ремеслом.

Как появились в далеких северных землях скоморохи, чья традиция в основном связана с городом, сыграло ли их присутствие важную роль в сохранении традиций былинного сказительства, которой так славна Кижская волость, в настоящий момент не ясно. Еще не все документы изучены, но важно знать, что эта традиция существовала в кижских деревнях и, несомненно, нашла свое отражение в народной культуре.

Светлана ВОРОБЬЕВА, нач. отдела истории и этнографии

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф