Такого в Финляндии не увидишь VkontakteFacebook

«Перегудки» на открытом урокеШкола №43 в Плотницком центре на острове Кижи. Ковальчук Андрей Львович

Летние образовательные проекты на острове Кижи В музее-заповеднике «Кижи» проходит 14 образовательный сезон

С 1993 года в музее-заповеднике «Кижи» работает Республиканская детская музейно-этнографическая школа на острове Кижи (ЛМЭШ). С 1994 года она является базовой структурой Республиканского детского музейного центра (РДМЦ) и работает ежегодно с 1 июня по 31 августа на острове Кижи. С 1997 г. соучредителем школы, вместе с музеем «Кижи» выступает Министерство образования РК.

Летняя музейно-этнографическая школа — это целевой межведомственный социокультурный проект, направленный на творческое развитие личности ребенка на основе уникального историко-культурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи». Автор идеи и концепции заслуженный работник культуры РФ Л. В. Шилова.

Основной метод освоения наследия острова Кижи — «погружение» в культуру. Дети и педагоги живут в исторической деревне Ямка, в крестьянском доме, построенном в конце XX века и являющемся памятником музея. Главная задача музейного педагога и ребенка создать особую эмоционально-насыщенную атмосферу духовного общения, «погружения» в историко-культурную среду острова, личного общения с памятниками и островом.

Для участников Школы музейными сотрудниками культурно-образовательного и других отделов разработаны специальные занятия и программы «погружения»: «Материальная и духовная культура русских Заонежья и Пудожья, карел, вепсов», «Деревянное наследие Карелии», «Православие на Севере России. История и современность Кижского прихода», «Промыслы и ремесла Севера», «Природные особенности Кижских шхер», «Экологические тропы о. Кижи», «Экология и культура», «Археологические памятники Заонежья.

За 13 лет на учебных практиках «погружения в историю и культуру» по 15 темам школа приняла 166 групп, 2013 учащихся 1–11 классов, более 500 педагогов. В Летнюю школу попадают группы, чьи проекты становятся победителями в ежегодном конкурсе музея.

В 2006 году школа начала свою работу 30 мая и на середину июля приняла 7 групп (96 детей). На острове побывали группа из Финляндии — по проекту «Русский Север», студия «Кижская палитра» — по проекту «Пленэр в Кижах», дети поселка Мелиоративный — по проекту «Природа и экология о. Кижи, группа базовой музейной школы № 43 — по проекту „Преображение“, детский ансамбль „Перегудки“ — по проекту „Фольклор Заонежья“, учащиеся московской прогимназии № 1768 — по проекту „Кижи — городок древних мастеров“, учащиеся художественно-графического отделения ДМШ г. Пудожа — по проекту „Северное письмо“, школьники п. Великая Губа — участники музейного актива — по проекту „Родные истоки“.

В июле и августе на остров ожидается приезд детей из Сумпосадской школы Беломорского района с проектом «Школа — хранительница традиций села», а также из детского творческого объединения Литвы «Муза» (проект «Русский Север „terra inkognita“. Взгляд из Литвы») и Воронежской городской общественной детской организации «Центр игровых технологий» с проектом «Музей, культура, личность».

По окончанию всех летних смен в музее пройдет традиционная осенняя встреча «Кижское лето — 2006», на которой будут подведены творческие итоги образовательного сезона.

В 2006 году Летняя школа примет четырнадцать групп, участники которых будут воплощать свои проекты на острове Кижи. Большинство участников из Республики Карелия, однако в этом году музейная школа открывает свои двери и для москвичей, воронежцев, литовцев и представителей дальнего зарубежья. Целью проектной деятельности школьников является приобщение участников практики к историко-культурному и этнографическому наследию Карелии, используя метод «погружения» в историко-культурную среду музея-заповедника «Кижи». Ребята приедут изучать особенности русской деревянной архитектуры, быт и занятия заонежан, фольклорные традиции края и многое другое. В ходе практики они встретятся с ведущими сотрудниками музея, посетят тематические и обзорные экскурсии, займутся творческой работой по проекту, имеют возможность отдыха.

30 мая Летняя школа начала свою работу. Первую смену открыли учащиеся-реставраторы колледжа ремесел и дизайна из города Куопио (Финляндия).

Знакомство с музеем «Кижи» началось для финской группы с Презентационно-выставочного центра в Петрозаводске. Гости познакомились с работой Инфоцентра, посетили фотовыставку Михаила Скрипкина «Кижи. Времена года», прошли по экскурсионному маршруту «Кижский остров в центре столицы» и побывали на выставке «Воспоминания о мастере. Современное прикладное искусство в фондах музея-заповедника „Кижи“ в Лекционно-выставочном комплексе музея „Кижи“.

Как рассказал Матти Валконен, руководитель группы и преподаватель «INGMAN COLLEGE OF CRAFTS AND DESIGN», главная цель поездки финских студентов по Карелии — знакомство с деревянным зодчеством и посещение всемирно известного музея под открытым небом на острове Кижи. «Финляндия задумалась над тем, что традиции деревянного зодчества могут исчезнуть безвозвратно где-то в середине 90-х годов прошлого века, когда стало очевидно, что старые мастера уходят, а замены им нет,— сказал Матти Валконен.— Да и древних памятников деревянного зодчества в Финляндии практически не сохранилось: большинство деревянных построек имеют не более чем шестидесятилетнюю историю. Несмотря на то, что многие годы наша страна была ориентирована на промышленное строительство, сохранился интерес к традиционному деревянному зодчеству. Государство уделяет этому вопросу определенное внимание, финансируя колледж, но этого недостаточно, поэтому мы привлекаем и спонсорские средства. Мы обучаем строителей и реставраторов работать по старым технологиям с применением самых простых строительных инструментов, главный из которых, естественно, плотницкий топор. В связи с этим нам очень интересно познакомиться с работой кижских реставраторов, поучиться у них. Интересно посмотреть, как сохраняются в музее старинные постройки. В Финляндии тоже есть музей деревянного зодчества „BOMBA“, но все представленные в нем постройки созданы в 70-е годы XX века по образцам карельских домов. Думаю, что посещение музея-заповедника „Кижи“ будет очень полезно для нас и пригодится в дальнейшей работе».

В тот же день группа отплыла на остров Кижи, где ее встречали сотрудники Летней школы. Два дня на острове — это, конечно, очень мало, но и за этот короткий срок финские гости благодаря сотрудникам музея успели многое увидеть. С работой Плотницкого центра их познакомил его начальник Андрей Ковальчук, о реставрационных работах в Преображенской церкви рассказал заместитель директора музея Николай Попов, обзорную экскурсию по острову провела ведущий методист отдела КОД Наталья Больших. Переполненные впечатлениями будущие реставраторы вернулись в Петрозаводск вечером 31 мая. Общим мнением о поездке поделилась с нашей газетой переводчик группы Пиа Валконен: «Нам очень понравилась поездка! На острове Кижи живут и работают замечательные люди, нас отлично принимали, готовили для нас очень простую и вкусную еду. Нам удалось увидеть очень много интересного, такого в Финляндии не увидишь! Сотрудники музея подробно рассказывали о работе по реставрации и сохранению памятников. Особенно ценно, что нам показывали то, чего не видят обычные туристы. Надеемся, что это не последняя наша встреча с музеем „Кижи“.

Подготовила Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф