Замысел Нестора VkontakteFacebook

Кижи. Деревянные церкви острова Кижи. Кижский архитектурный ансамбль после реставрации. Фото М. Федорова. 1977 г.Церковь Преображения Господня. Преображенская церковь. 1926 г.Чертеж-схема Преображенской церкви Кижского ансамбля. Проект реставрации Преображенской церкви, выполненный техником Петровым. 1866 г.

Замысел легендарного Нестора – создать храм на острове Кижи по слову Божию таким, какого «не было, нет и не будет», нашел свое дальнейшее воплощение в создании на его основе единственного в мире многоглавого деревянного архитектурного ансамбля.

Летний Преображенский храм стал символом для нескольких поколений местных зодчих, стремившихся найти достойное ему окружение в составе двух соседних строений: зимней церкви Покрова Богородицы и колокольни.

Их поиски увенчались успехом, но не сразу. На протяжении долгих 180 лет (с 1694 по 1874 годы) воплощался их замысел, резко изменяя образы этих зданий. Храм словно примерял их к себе, отвергая предлагаемые варианты. И только когда девятиглавое навершие увенчало Покровскую церковь, а колокольня стала подстать по высоте нижним основаниям двух срубов церквей — возник ансамбль, достойный творения мастера Нестора.

Но время и мода не пощадили первородного образа его творения. Возможно, очень бы поразился и, конечно, огорчился легендарный мастер Нестор, увидев свою красавицу деревянную церковь с обитыми железом куполами и обшитыми досками бревенчатыми срубами. Церковь обрела модный городской наряд в 1818-1824 годах, простояв в своем первозданном состоянии лишь 100 лет. Померк естественный отсвет осиновых лемехов, но жестко засияло железное покрытие куполов, и скрылась за тесовой обшивкой пластика срубов.

Вскоре по Указу «О правилах на будущее время для строений церквей», подписанному в 1826 году императором Николаем I, постройка и починка храмов могла производиться только по проектам, составленным «согласно правилам архитектуры под надзором губернской администрации и консистории».

Этот Указ стал началом конца народного деревянного зодчества: в корне уничтожался самобытный творческий дух народной архитектуры.

Особенно активное «обновление» древних церквей стало производиться с середины XIX века. «Благолепным поновлениям» в это время должен был подвергнуться и храм Преображения Господня, судя по проекту его «реставрации», разработанному в 1866 году техником Петровым, еще более отдаленному от первоначального образа. К счастью, этому проекту не суждено было сбыться.

Только в середине XX века, во время реставрации 1949-1959 годов, произведенной под руководством А.В. Ополовникова, церковь Преображения Господня обрела свой первоначальный вид, а вместе с нею и весь Кижский архитектурный ансамбль, получивший мировую известность и включенный в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Вот бы возрадовался мастер Нестор, узрев такое диво, начало которому он положил своей церковью, ставшей стимулом для создания знаменитого Кижского архитектурного ансамбля.

Виола ГУЩИНА, ст. научный сотрудник отдела истории и этнографии

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф