Плотницкий центр: диалоги во времени VkontakteFacebook

Дмитрий ЛуговойПлотники В.Филимонов, Ф.Штурмин, А.Жуков, С.ФилинНиколай ПоповИ.Зайцев и Я.СтукаловАндрей Ковальчук

Октябрь… С последним гудком теплохода стихает многоголосый туристский гомон и на остров Кижи возвращается многовековая тишина, как в давние времена прерываемая только плеском волн, шумом ветра да ровным стуком топора. Но и с наступлением холодов на острове не прекращается кропотливая плотницкая работа. Любой памятник — древний храм, крестьянская изба, мельница, амбар — требует вдумчивого изучения и тщательной реставрации. Всего в музее-заповеднике «Кижи» более восьмидесяти архитектурных построек. Среди них — церкви, часовни избы, амбары, мельницы, риги. Восемнадцать мастеров Плотницкого центра музея в течение всего года, несмотря на жару и холод, дождь и снег, ветер и метель, верно несут свою реставрационную службу. Вот уже на протяжении восьми лет благодаря усилиям сотрудников Плотницкого центра уникальным строениям не только возвращается первоначальный облик, но и обеспечиваются их техническая сохранность и долговечность. Сейчас мастера трудятся над реставрацией церкви Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря (XIV век) — древнейшей на Русском Севере культовой постройки.

Сегодня на страницах нашей газеты соединились прошлое и настоящее Плотницкого центра. Об истории создании, этапах становления и современном развитии Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи» рассказывают автор и разработчик проекта Дмитрий Луговой, первый руководитель центра Николай Попов и нынешний начальник ПЦ Андрей Ковальчук.

Как все начиналось
Д. Луговой:
Музей — это совокупность малых и больших архитектурных форм, предметов материального и нематериального наследия, которая создает целостность и достоверность объекта. Здесь все имеет значение. Некачественное или неполное выполнение работ не только искажает внешний облик объекта, но и наносит ощутимый вред самому объекту, а также может привести к утрате исторической и культурной ценности памятника. И такие случаи были... Необходимость создания Плотницкого центра в музее была вызвана рядом причин тесно связанных между собой. Если вспомнить состояние дел в реставрационных организациях в конце прошлого века, воспоминания эти будут не очень радужными. Это и отток квалифицированных кадров, разрушение материально-технической базы, высокие расценки, невысокое качество проектных и реставрационных работ... Старые мастера уходили, новых — не появлялось. Престижность профессии падала. Новых специалистов нигде не готовили. Денег у учреждений культуры, как всегда, не хватало. Реставрация, в основном, велась крупными подрядными организациями, которые, в то время, не обращали внимания на мелкие объекты и мелкие детали на крупных объектах. Они им были просто невыгодны. Иногда эти организации не понимали разницу между реставрацией и капитальным ремонтом, часто менялись, что негативно сказывалось на качестве работ. Вывод напрашивался сам собой — необходимо создавать свою бригаду специалистов. При наличии в музее нескольких постоянных специалистов-реставраторов, можно было бы выполнять реставрационные работы на небольших объектах музея собственными силами. При производстве работ силами подрядных организаций, музейными специалистами можно было бы качественно усиливать состав бригад подрядной организации. Таким образом, обеспечивалось бы не только качество работ, но и постоянный контроль со стороны музея за состоянием дел на объекте. Проект стал воплощаться в жизнь с 1997 года, это была вторая и на этот раз успешная попытка создания бригады плотников. Идея создания Плотницкого центра музея «Кижи» принадлежит М. Лопаткину, который был директором музея «Кижи» в то время. Он же разработал проект и нашел первого руководителя центра Николая Попова. Я обеспечивал реализацию проекта. Огромную помощь в осуществлении этого проекта оказал Институт Открытое Общество (сегодня не ведет свою деятельность на территории России). Проект был представлен на конкурс института «Открытое общество» и победил. В результате музей-заповедник «Кижи» получил от фонда Сороса 100 тысяч долларов на создание Плотницкого центра. Благодаря его серьезной финансовой поддержке, Плотницкий центр был оснащен самым современным плотницким и столярным инструментом, а также мультимедийным оборудованием для обеспечения учебного процесса и фиксации производства реставрационных работ. Это позволило очень эффективно работать на старте проекта и достичь столь серьезных результатов сегодня.
Н. Попов:
В 1997 году я был приглашен на работу в музей-заповедник «Кижи» в качестве начальника только что созданного Плотницкого центра. Начинать пришлось буквально с нуля. Создавать материальную базу, разрабатывать штатное расписание и структуру центра, искать людей и обеспечивать их жильем. Несмотря на организационные трудности, мы сразу же стали работать. В первые годы существования ПЦ наши плотники провели целый ряд реставрационных, противоаварийных и ремонтно-восстановительных работ: реставрация звонницы часовни Петра и Павла (деревня Волкостров), часовни Архангела Михаила, мельницы из деревни Гафостров, нескольких амбаров, кровли сеней и трапезной Покровской церкви, а также много малых реставрационных работ по уходу за памятниками музея-заповедника «Кижи». Была отремонтирована и оснащена столярная мастерская в деревне Кукуево, построен склад для хранения пиломатериалов. Пустующее помещение кузницы в деревне Ямка (перевезенной из деревни Суйсарь) отреставрировали и оснастили всем необходимым: восстановили горн, были изготовлены и установлены кузнечные тиски, приобретено или изготовлено другое оборудование, инструменты и приспособления. Кузнецы, первоначально Валерий Хазов, впоследствии Виктор Назарьев, изготавливают все необходимые для реставрации металлические изделия и приспособления. Кованые гвозди, скобы, дверные ручки и жековины, оконные решетки и многое другое можно отреставрировать и изготовить прямо на острове. Опыт работы показал, что иметь музею собственный Плотницкой центр очень разумно. Это гибкая структура, работает там, где именно нужно, особенно на малых и необъемных объектах. Следовательно, отпадает необходимость в громоздкой и неповоротливой системе договоров. Музей, используя своих плотников, сам наиболее оптимально «лечит» свои восемьдесят с лишним памятников.
О задачах
Д. Луговой:
Реставрационные работы имеют значительное отличие от строительных работ и иные критерии оценки качества. Поэтому бригаду необходимо обучить реставрационным технологиям и правилам ведения реставрационных работ, позаботиться о преемственности в бригаде. Отсюда и те задачи, которые были поставлены при создании Плотницкого центра: создание материально-технической базы центра, создание учебной и научно-методической базы, формирование кадрового состава центра, освоение традиционных технологий деревянного зодчества. На сегодняшний день, на мой взгляд, эти задачи успешно решены. Плотницкий центр начинался с четырех человек, а сейчас он насчитывает восемнадцать человек! Имеется все необходимое оборудование, инструменты. Развивается учебная база, наполняется научно-методическая. Сотрудники Плотницкого центра имеют большой практический опыт реставрационных работ, активно участвуют в Российских и международных конкурсах и обменных программах. Десятки объектов музея «Кижи» отреставрированы силами Плотницкого центра с хорошим качеством. Развитие Центра решило и ряд социальных проблем территории, которые также учитывались при проектировании и создании центра. Были созданы дополнительные рабочие места, и большинство этих мест заняты сыновьями, внуками и правнуками тех мастеров, которые много лет назад создали эти уникальные памятники, занимались их сохранением и восстановлением. Сегодня можно говорить о профессиональных династиях в Центре. Сыновья работают рядом со своими отцами. И это не является единичным случаем.
А. Ковальчук:
Первоочередной задачей этого музейного подразделения является содержание и при необходимости реставрация памятников деревянного зодчества музея. Кроме этого, безусловно, должна готовиться смена молодых плотников, которым будут переданы все навыки кижского плотницкого мастерства. Центр призван обеспечить возрождение и развитие плотницкого мастерства как ключевой профессии, необходимой для сохранения историко-культурного наследия Кижей, Карелии и в целом Русского Севера. Здесь работают как опытные реставраторы с многолетним стажем, так и молодые плотники. Хотелось отметить работников, отдавших не один десяток лет делу сохранения памятников, таких как Ф. Штурмин, В. Филимонов, С. Филин. На острове Кижи мало найдется памятников, к которым не прикасалась их опытная рука. Сегодня вырастает целая плеяда молодых реставраторов, которые постоянно повышают свой профессиональный уровень, получают или собираются получать дополнительное образование. Стала хорошей традицией работа в период летних каникул детей и родственников сотрудников музея. Ребята 16-18-ти лет, выполняя простую работу, приобщаются к плотницкому труду и освобождают опытных сотрудников центра для более квалифицированной работы. В разные годы Плотницкий центр посещали и проходили в нем стажировку реставраторы из Швеции, Норвегии и других стран. Кижские плотники тоже показывали свое мастерство в Норвегии и на Международном плотницком фестивале в деревне Кинерма.
О сегодняшнем дне
Д. Луговой:
Плотницкому центру музея «Кижи» всего семь лет. Но уже сейчас можно сказать, что проект состоялся, вполне успешно реализован и продолжает развиваться. Об успешности данного проекта можно судить не только по количеству рабочих мест и отреставрированных памятников. Николай Леонидович Попов включен в состав проектной группы, разрабатывающей проект реставрации уникального Кижского памятника – Преображенской церкви. Силами Плотницкого центра были проведены экспериментальные работы по поднятию одного из ярусов храма с целью отработки уникальных реставрационных технологий, которые затем будут применяться при реставрации Преображенской церкви. На мой взгляд – это и есть самая высокая оценка результативности проекта, а также мастерства сотрудников Плотницкого центра.
А. Ковальчук:
В разные годы сотрудники центра проводили работы различной степени сложности на большом количестве памятников музея. Полностью отреставрированы методом полной переборки: водяная мельница из деревни Березовая Сельга, ветряная мельница из деревни Носовщина, бани в деревнях Ямка и Васильево, ряд амбаров. Переехала с химполигона в деревню Ямка и изменила свой облик часовня Петра и Павла из деревни Бережная. Заменена кровля ограды погоста и других построек. Отреставрирована мельница из деревни Вороний Остров, у всех отреставрированных мельниц восстановлен механизм. Произведена реставрация и ремонт декора, крылец, взвозов на многих памятниках музея. Большой объем работ выполнен при реставрации домов Сергеева и Вичурина. Наряду с несомненными успехами, достигнутыми за прошедшие годы, Плотницкий центр имеет ряд проблем. К сожалению, из-за большого объема реставрационных и сопутствующих работ не всегда уделяется достаточное внимание другим аспектам деятельности Плотницкого центра. Обучение молодых плотников-реставраторов происходит только на примере старших товарищей. Общение и обмен опытом с реставраторами из других музеев и организаций происходит, за исключением единичных случаев, на территории музея, что не всегда позволяет вынести объективную оценку своей работы членами коллектива. Слабо развиваются международные контакты. Иногда работу Плотницкого центра затрудняет то, что заявки от других отделов на плотницкие и столярные работы поступают внепланово. Для более слаженной работы хотелось бы избегать подобных ситуаций.
Завтра
А. Ковальчук:
В ближайшие планы работ входит реставрация часовен Успения Богородицы в деревне Васильево и Спаса Нерукотворного из деревни Вигово, продолжение реставрационных работ на Покровской церкви Кижского погоста. Отдел музея Плотницкий центр выполняет свою работу круглый год, развиваясь и совершенствуясь. Вряд ли кто-нибудь сегодня может представить работу музея без присутствия на острове нашего коллектива. Со своей стороны сотрудники центра делают все возможное для сохранения уникальных памятников русской архитектуры и процветания музея.
Н. Попов:
Дел на острове им хватит. Уникальные памятники старины, собранные воедино на Кижском Погосте со всей Карелии, требуют повседневного пригляда и тщательного профессионального ухода. А наши плотники это умеют.

Материал подготовила Ольга Галушкина

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф