Счастье Елены Наумовой Vkontakte@kizhi

Елена НаумоваДочери Ксения и ВладленаЗа работойЕлена Наумова

Остров Кижи – удивительный мир, живущий по своим законам и традициям. Слово «музей» у многих ассоциируется с чем-то неживым, ископаемым и дряхлым, но только не в данном случае. Кижи – живой остров. Таким его делают не толпы туристов, а люди, нашедшие здесь свое предназначение и связавшие жизнь с этим уголком Русского Севера.

В глазах Елены Михайловны Наумовой горит огонек любви к своему делу, а руки помнят миллионы стежков, которые оживляли костюмы XVII-XIX веков. Елена Михайловна – начальник отдела реставрации фондовых коллекций, при этом хранитель коллекции тканей. Профессия у нее редкая. В нашей республике есть такие мастера, но только Елена Михайловна – художник-реставратор текстиля первой категории. За время работы в Кижах она вернула к жизни множество изделий из ткани. И они стали такими, что никто не поймет, что вещь была реставрирована! Это и рубашки, и сарафаны (заонежские, поморские, карельские), и юбки, и всевозможные головные уборы.

«Кроила на глаз...»

Все в этой жизни не случайно. На жизненном пути много поворотов, но все равно, в какую точку ни приди – причина движения в нужном направлении будет таиться в самом начале пути. Из какой же точки начался путь Елены Михайловны? Предлагаю вернуться на …цать лет назад.

Героиня нашей истории родилась в Петрозаводске, окончила школу, а потом филологический факультет Петрозаводского государственного университета.

Как рассказала Елена Михайловна, ее предки по линии мамы были из Заонежья, из села Космозеро. «Мои бабушки-прабабушки, конечно, все вышивали... К сожалению, я их не застала в живых. А у родственников в селе Космозеро я побывала. Из экспедиции привезли полотенце моей прабабушки и прялку. Я видела ее дом». Вот и перекличка сердца Заонежья – острова Кижи – с предками художника-реставратора, восстановившего не одно полотенце, хотя прабабушки мастерству не учили.

Реставратор по текстилю должен не только уметь вышивать, но и шить. Если прабабушки Елены Михайловны вышивкой занимались, то мама больше шила. Ее никто не учил, она освоила все самостоятельно. Нашу героиню в детстве шитье не увлекало. «Но если что-то задумала – быстро разбиралась, – призналась художник-реставратор. – Кроила на глаз. Когда я была молоденькой, шила себе модные вещи, которых было не купить. Сначала простые, потом довольно сложные с помощью мамы».

Стариной Елена Михайловна увлеклась давно. Случилось это более тридцати лет назад, когда она еще студенткой университета начала работать в музее экскурсоводом. В 1979 году она пришла работать в музей на постоянную работу. Таких увлеченных среди сотрудников музея оказалось не мало. Вместе им удалось организовать фольклорную группу, которая впоследствии превратилась в Фольклорно-этнографический театр. Сарафаны, «казачки», юбки и рубахи для выступлений шили по вечерам. Будущий реставратор тогда и кроила, и шила. А потом передавала опыт новым участникам коллектива.

Возвращение к жизни

Сшить костюм на манер старинного – значит дать жизнь форме прошлого в настоящем. Реставрировать старые вещи – значит возвращать их к жизни. Как призналась Елена Михайловна, она не была уверена, что это у нее получится. Чтобы быть реставратором нужно иметь большое терпение и усидчивость. Однако все удалось. Наша героиня училась на базе Всероссийского Художественного Научно Реставрационного Центра (ВХНРЦ) имени Грабаря. Она часто выезжала на стажировки. Первую из них проходила в Архангельске под руководством наставников, она училась восстанавливать утраченное – вышивку на полотенце. Реставрационные задачи усложнялись. Началось все с повойника (прим. Женский головной убор). Дальше был оклад на икону с шитьем и бисером.

Есть определенная методика реставрационных работ. «Перед тем как я начинаю реставрацию, – рассказала Елена Михайловна, – пишу план и задание, определяю методику, по которой буду это делать. Потом собирается реставрационный совет».

Процесс реставрации очень сложен, у каждой вещи – свои особенности. Все этапы своей работы реставратор должен отразить в реставрационном паспорте и приложить фотографии предмета, сделанные до реставрации, в процессе работы и после нее.

Во время работы важным является этап восполнения утрат. Один из интереснейших приемов – тонирование. Чтобы подобрать цвет старой ткани, необходимо использовать в первую очередь природные красители, а если нет такой возможности, то синтетические. Елена Михайловна продемонстрировала альбом, который она сама составила. В нем на каждом листе приведены примеры крашения отварами растений. Какой цвет даст хвощ, корень морены, крушина? Какой оттенок получится, если добавить соли металлов? Большинство ответов есть в этом альбоме. Наша героиня подчас идет по наитию, и сама подбирает добавки «на глаз» - это обычная практика художников-реставраторов тканей. Если предмет сложный, на работу над ним может уйдет и полгода, и больше.

Выезжая на стажировки, обмениваясь опытом с российскими и зарубежными коллегами, Елена Михайловна Наумова поэтапно повышала уровень своего мастерства и получала квалификацию. Надо отметить, процесс аттестации на каждую следующую категорию довольно сложен. Сначала была третья. Потом вторая. Сейчас художник-реставратор Е.М. Наумова имеет первую категорию.

От человека к человеку

Авторитетом в профессии для Елены Михайловны являются Галина Алексеевна Григорьева и Елена Васильевна Семечкина. Галина Алексеевна живет в Архангельске. Она издала две книжки. Елена Васильевна – заведующая отделом тканей в ВХНРЦ. «Я считаю, что мне повезло в общении с этими людьми. Повторюсь – реставрация дело сложное. Нужно иметь большой багаж знаний. Если люди приходят в эту профессию, то остаются. Это очень увлеченные люди».

Елена Михайловна Наумова уже сама может стать примером для подражания. Ее знаний хватит для того, чтобы передать подрастающему поколению реставраторов накопленный опыт.

На острове Кижи люди работают семьями. Сложилась уже не одна династия, связанная с музеем-заповедником. Семья Наумовых не стала исключением. Муж Елены Михайловны – Юрий Михайлович Наумов – старший научный сотрудник отдела истории и этнографии, занимается изучением традиционного судостроения и судоходства и является одним из организаторов ежегодной Кижской регаты.

Дочери нашей героини тоже имеют отношение к Острову. Однако, они не занимаются реставрацией. «Я очень мечтала, чтобы кто-то из моих девочек занимался шитьем, вышивкой, реставрацией, – поделилась Елена Михайловна. – Но не получилось, потому что они уже занимаются другим. Младшая дочь Ксения сейчас учится в Петербурге. Она изучает теорию музыки. Через год будет учиться в консерватории. Старшая – Владлена – работает в музее «Кижи» в отделе фольклора».

Реставрация – это труд, требующий усидчивости и терпения. Отдавая себя делу, Елена Михайловна никогда не обделяла своим вниманием семью. «Я всегда успеваю и с ними проводить время и что-то еще делать. Близкие люди привыкли к тому, что я всегда по вечерам работаю. Я и реставрацией занимаюсь, и шитьем».

Отдельное место в жизни семьи Наумовых занимает Фольклорно-этнографический театр. Раньше в свободное время Елена Михайловна шила для группы душегреи. Дочери нашей героини занимается в ФЭТе с малых лет. Старшая – лет с двенадцати, а младшая – с четырех.

Такое сплетение родственных связей и работы позволяет по вечерам дома обсуждать вопросы не только житейские, но и кижские...

Как и у всех нас, у Елены Михайловны Наумовой есть мечта: подготовить выставку костюмов из фондов музея «Кижи». По замыслу, на выставке можно было бы представить костюмы всех районов Карелии отдельно: поморские, заонежские, пудожские, костюмы сегозерских карел. «Я была бы счастлива, если это все удастся, – призналась Елена Михайловна. – Но пока для этого нет необходимых условий. В будущем музей отремонтирует и приспособит под реставрационные мастерские и фондохранилище еще одно из исторических зданий, расположенное в Петрозаводске на площади Кирова. Вот тогда можно будет всерьез задуматься о выставке нашей фондовой коллекции».

О профессии

В освоении профессии художника-реставратора произведений из ткани главным и необходимым условием считается практический опыт, который передается от мастера к ученику. Теоретическая подготовка, конечно, тоже важна, но без практики она бессильна.

Много в нашей профессии тонкостей, которые познаются годами и требуют широкого спектра знаний не только из области текстильного дела и рукоделия, но физики, и химии. Без художественного вкуса, чувства цвета и фактуры не обойтись.

Российскими и зарубежными реставраторами накоплен большой опыт, которым они делятся с коллегами. Надо отметить, что сегодня стажировки у мастеров и в нашей стране, и за рубежом стоят очень дорого.

Аттестация художника-реставратора – непростой процесс. Здесь учитывается все: уровень и профиль образования, стаж работы по профессии.

О музее и острове Кижи

Более трех десятилетий связывают меня с музеем-заповедником «Кижи». Я готова была здесь работать кем угодно, но судьба распорядилась так, что я стала реставратором и хранителем коллекции тканей, о чем никогда не жалела. Заниматься любимым делом в самом дорогом для меня месте на Земле – это, наверное, и называется счастьем. За прошедшие десятилетия тропинки на острове Кижи превратились в проторенные дороги, но музей под открытым небом, в котором работают преданные ему люди, остается неизменно теплым и светлым независимо от капризов погоды.

О семье

Я не думала о том, что мои дочери свяжут свою жизнь с музеем. Все получилось как-то само собой, что, в общем-то, понятно и вполне естественно. Как и большинство «кижских» детей, выросших на острове, другого жизненного пути они для себя просто не представляли. С этой землей наша семья связана накрепко.

Дарья СУРМИЙ, студентка КГПУ, журналист студенческой газеты КГПУ «Факультет»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф