Кижское лето-2005 — никто не хотел уезжать VkontakteFacebook

Участники встречи в ИнфоцентреЛ.В. шилова, Л.Ю. Ширяева (г. Москва), А.СтиринаМастер-класс

6 октября в Презентционно-выставочном центре музея-заповедника «Кижи» (пл. Кирова, 10 а) состоялась творческая встреча по итогам работы Летней музейно-этнографической школы и Летнего университета на острове Кижи.

И организаторы, и участники творческой встречи подготовились основательно, четыре выставки работ участников «Кижского лета-2005» были представлены на суд зрителей: живопись участников студии «Кижская палитра» и студентов КГПУ, графические работы студентов Петрозаводского филиала Международного славянского института, а также вышивка, выполненная учащимися лицея № 40.

Открыла встречу, на которую собрались представители всех одиннадцати групп, побывавших в нынешнем году на острове Кижи, автор проекта Людмила Шилова, научный руководитель РДМЦ. Творческий отчет прошел очень динамично, участниками были представлены мультимедиа презентации и рассказ о том, чем занимались их группы на Кижах этим летом, как испытали на себе «погружение в культуру» по самым разным темам. Так, например, тринадцать учащихся петрозаводского лицея № 40 вместе с педагогами Валентиной Максимовной Чупровой и Натальей Александровной Сачуновой разрабатывали тему «По следам заонежской вышивки» и принимали участие в празднике «Кижи — мастерская детства» 12 июня. Ученица 7 «в» класса Вика Фофанова разработала собственную коллекцию молодежной одежды по мотивам заонежской вышивки: «Мне очень понравилось на острове! Я раньше и не знала, что здесь люди живут, думала, что просто музей. Мы узнали так много интересного, встречались не только с сотрудниками музея, но и с местными жителями, сделали много интересных работ по вышивке».

С программой «Музей-заповедник „Кижи“ — история и современность» в летней школе занимались двенадцать учеников МОУ «Державинский лицей» — собирали материалы для создания мультимедиа презентации «Чудо-остров на Онего» на английском языке. А помогала им Нина Павловна Пошехонова. Работа была настолько насыщенной, что ребята говорили: «Мы здесь проживали день за три! Особенно понравились экскурсии, которые проводили сотрудники музея Борис Александрович Гущин и Александр Юрьевич Любимцев. На острове мы не только учились, но и отдыхали: играли в футбол, купались и загорали. И все, что было намечено, сделали!».

На смену петрозаводчанам прибыли москвичи из «Экономической школы-лицея» апробировать разработанный ими новый туристический маршрут, связанный с освоением Русского Севера. Восторг московских школьников и их педагогов, впервые в жизни увидевших настоящую русскую баню «по-черному», описанию не поддается. Уезжали они с острова воодушевленные и просветленные, уверенные в том, что полюбили Кижи навсегда. Вот что написала о своих летних впечатлениях ученица 11 «а» класса НОУ ЭШЛ в школьном альманахе «Суть дела»: «Наиболее запомнившееся мне место — это Кижи. Если Валаам наряднее и красочнее, то Кижи душевнее и добрее. Там к нам отнеслись открыто, с вниманием и уважением. Долго буду вспоминать нашу экскурсию в пожарную часть, где мы примеряли костюмы пожарных и фотографировались у машин. Поэтому, я думаю, что на Кижи приеду когда-нибудь еще. И знаю, что там будут действительно рады увидеть каждого из нас».

Студент педагогического колледжа Евгений Прохоров, проходивший практику в Летней школе с учащимися Великогубской средней школы, раскрыл ребятам тайны японской поэзии, и все с увлечением писали хокку — «картины, нарисованные словами». Вдохновение детям дарила неповторимая красота Кижей, что и отразилось в их творчестве:

Ольга:
О, остров! Ты знаменит. Кижи — краса великая.
Алена:
Рассвет. Румянцем полно небо. Тишина.
Надя:
Мотылек вспорхнул. Травинка шевельнулась. Земля вздохнула.
Полина:
Здесь хочется улететь. Жаль, это невозможно.
Кристина:
Были мы в церкви. Есть в иконах загадка, Которой не понять.

Ученица 7-го класса Великогубской средней школы Арина Уракова о своих впечатлениях написала в сочинении: «Мне очень понравился лагерь. Особенно памятники старинной архитектуры. Звон колоколов как будто проходил сквозь меня, и я вышла буквально обновленная. У нас был очень хороший студент-практикант Женя, играл с нами в „Перестрелку“ и научил писать хокку. Запомнились дома Сергеева и Сергина в деревне Васильево. Очень красивый вид открывается с Нарьиной горы. Борис Александрович Гущин очень интересно рассказывал о партизанах. Удивил стиль постройки дома Бутина в Пудожском секторе и его внутренне убранство».

Кроме пищи духовной, была в летнем лагере и замечательная еда, которую готовил практикант из училища № 12 Виктор Прошенков. В своих отзывах о Летней школе все ребята благодарили организаторов лагеря за работу: «Спасибо директору лагеря Жанне Васильевне, Евгении Анатольевне и Евгению Геннадьевичу. Большое спасибо повару!»

У студентов петрозаводских вузов, принявших участие в «Кижском лете-2005», воспоминания о днях, проведенных на острове, более серьезные, но в то же время и самые радостные. Своими впечатлениями с нашей газетой поделилась студентка 3-го курса истфака ПетрГУ Александра Бушманова: «Руководила нашей практикой по музееведению Татьяна Владимировна Никулина. На острове мы провели семинар „Музей в культуре и обществе XXI века“. Дни были заполнены до отказа: мы прослушали лекции, побывали на экскурсиях. Нам удалось увидеть остров Кижи таким, каким его не видят туристы — это знакомство с работой сотрудников музея, служб, обеспечивающих его работу. Очень интересно рассказывала о реставрации икон Галина Ивановна Фролова. Остров удивительно красив, хотелось бы побывать там еще, мелкие бытовые трудности с лихвой компенсировались впечатлениями».

В ходе встречи участники посетили выставку «Археология Кижей», мастер-классы (пейзаж, анималистический жанр), которые провели будущие преподаватели изобразительного искусства — студенты КГПУ. В заключение представители всех одиннадцати групп получили дипломы участников образовательных проектов кижского лета-2005.

Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф