Музей «Кижи» в нашей жизни VkontakteFacebook

Татьяна НезвицкаяИгорь МельниковЛюдмила ХаребоваЛариса СтарковаАнна ВороноваЕлена КазанцеваВладимир ЕрмолинЕлена ФунтоваБорис Александрович ГущинЕлена Ивановна ФилипповаМария Михайловна ЕфимоваМаргарита КистернаяАндрей ВраговАлександр ЖуковНадежда Михайловна РомановаЕлена ГерасимоваВиктор ПулькинЛилия Степанова

Музей-заповедник «Кижи» растет и развивается. В последние годы появиляются новые направления деятельности, связанные с современными технологиями, задачами и планами музея. Во время летнего сезона количественный состав сотрудников музея увеличивается почти вдвое. Серьезный объем работ требует самого широкого круга специалистов. В музее работали и работают люди, для которых «Кижи» — это значимая часть жизни.

Татьяна Незвицкая, зам. директора по охране, содержанию и реставрации памятников истории, культуры и природных ландшафтов:
— После окончания факультета ПГС нашего университета, где я специализировалась по реставрации, пришла работать в музей «Кижи». Наш выпуск был первым из тех, которые подготовил профессор В. Орфинский. Работаю в музее более десяти лет, свое мнение и о коллективе, и об острове складывалось непросто. Музей для меня — это, прежде всего, школа жизни во всех смыслах. Это и умение строить отношения с людьми, и профессионализм, который приобретается с годами. В то время многое приходилось начинать практически с нуля, и это тоже была хорошая школа. Было очень тяжело, когда не было финансирования, и все планы оставались на бумаге. Теперь я уверена, что после такой работы мне уже ничего не страшно! В последние годы мы видим реальные результаты нашей работы. За годы работы в музее я поняла, что остров принимает людей не сразу. Кижи — мистический остров. Меня он долго не принимал, каждый приезд отмечался каким-нибудь происшествием. Я пыталась от него избавиться и ушла, но все-таки вернулась — без острова мне очень сложно. Сегодня я себя вне музея не представляю.
Игорь Мельников, заместитель директора по научно-экспозиционной деятельности:
— Я пришел на работу в музей в 1989 году после окончания ПГУ. Своему назначению я был очень рад, поскольку знал, что Кижи — это крупнейший в России этнографический музей под открытым небом и здесь имеются хорошие возможности для занятия научно-исследовательской работой, в частности этнографией и археологией, которыми я увлекался, будучи студентом. Мои надежды в значительной степени оправдались. Научный потенциал кижского историко-культурного района оказался даже большим, чем я предполагал, особенно в отношении археологии. Это позволило мне выполнить ряд научных разработок в области изучения древней культуры. Исключительно важную роль сыграли Кижи в моей личной жизни, поскольку в музее я познакомился со своей супругой Натальей, а моя дочь Мария очень любит бывать в Кижах, где у нее много друзей.
Людмила Харебова, хранитель коллекции «Письменные источники»:
— Более четверти века связывают меня с музеем «Кижи». В 1979 году я пришла сюда работать секретарем-машинисткой, заочно училась на филфаке ПГУ. С 1992 по 1998 год была ответственным дежурным в секторе сохранности экспозиции и круглый год жила на острове Кижи в деревне Ямка. На острове в те годы было много молодых сотрудников. Вечерами кижская школа превращалась в клуб. Все, кто зимовал на острове, собирались там пообщаться. Мы проводили литературные вечера, организовывали много интересных дел, вместе встречали Новый год. Все было очень тепло и душевно. Мой сын Егор в два месяца попал на остров и два года прожил там. Дети сотрудников музея чувствуют свои «кижские корни» и любят остров. Считаю, что нашла свое место в музее. Если Кижи задевают за живое — оторваться от них невозможно. Все сотрудники отдела фондов — фанаты Кижей!
Лариса Старкова, ведущий инженер отдела информации и компьютерных технологий:
— Новое тысячелетие для меня началось с крутого поворота, в мою жизнь вошел музей «Кижи». Здесь я окунулась в интереснейшую работу над созданием виртуального иконостаса. В музее работают очень интересные люди, много техники, приходилось обучать пользователей и самой учиться всему новому, что постоянно появляется в компьютерных технологиях.
Анна Воронова, ведущий методист экскурсионного отдела:
— На четвертом курсе филфака ПетрГУ я окончила курсы экскурсоводов, которые ежегодно организует музей «Кижи», и с 1998 года каждое лето для меня — кижское. С 2001 года работаю в музее постоянно. Мне нравится работать в экскурсионном отделе, у нас очень хороший коллектив. С середины мая до конца октября работаю на острове, а последние пять лет и Новый год там встречаю! Я люблю Кижи и хочу продолжать здесь работать, а мой двухлетний сын Саша — «островитянин» с трехмесячного возраста.
Елена Казанцева, психолог:
— До начала работы в музее «Кижи» я ни разу не была на острове и вообще мало знала про Кижи. Мое понимание Кижей начало складываться постепенно, в процессе работы. Около двух лет я в музее, за это время побывала на острове раз десять и полюбила Кижи. На острове мне всегда хорошо, в любую погоду. Самое большое впечатление осталось от поездки на Кижи в ноябре прошлого года. Остров казался пустынным. Было такое чувство, как будто из дома уехала куча гостей, и остров-хозяин вздохнул с облегчением. А когда стемнело и не стало видно границы между небом и водой — одна непроглядная тьма, было ощущение, что остров парит в воздухе, в Космосе… Удивительное состояние тишины и покоя…
Владимир Ермолин, рабочий по комплексному обслуживаний зданий и сооружений:
— Кижи для меня — это место, где я родился. Жил в деревне Мальково, там до сих пор стоит построенный моим дедом дом — памятник деревянного зодчества. В школу ходил в деревню Жарниково, в отделе у Светланы Воробьевой хранится мой школьный дневник. C 1984 года одиннадцать лет рабочим в музее на острове. Мы, коренные кижские жители, никогда не воспринимали Кижи как что-то особенное — это всегда была часть нашей повседневной жизни. Например, на месте дома Ошевнева когда-то был магазин, а на молокозавод вокруг острова мама на весельной лодке возила молоко. С 1993 года я работаю в городе, в Мальково езжу только в отпуск.
Елена Фунтова, ведущий бухгалтер:
— Шесть лет назад после окончания Академии госслужбы в Министерстве культуры мне предложили работу в бухгалтерии музея «Кижи». Как раз в этот период ее коллектив формировался заново. Для меня это была счастливая возможность совместить работу в области культуры с моей специальностью бухгалтера-экономиста. Я очень люблю командировки на остров Кижи, чувствую его особую ауру и спокойную, теплую атмосферу. Всем своим друзьям рассказываю, как там замечательно!
Борис Александрович Гущин, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии:
— Работаю в музее «Кижи» почти 40 лет. Пришел сюда сразу после окончания истфака петрозаводского университета. Убежден, что самое лучшее место для историка в Карелии — это работа в музее «Кижи». Остров притягивает к себе. За столько лет я здесь познакомился со множеством интересных людей: академиком Дмитрием Лихачевым, писателем Дмитрием Балашовым, поэтом Евгением Евтушенко и многими другими. Я люблю дорогу, принимал участие в более чем пятидесяти экспедициях по Карелии, организованных музеем «Кижи» для исследования памятников деревянного зодчества, сбора предметов материальной культуры народов Карелии. И сегодня я продолжаю работать с интересом и любовью к удивительному и загадочному острову Кижи, который хранит в своей древней и современной истории множество легенд.
Елена Ивановна Филиппова, ст. н. сотрудник отдела КОД:
— На острове Кижи — ощущение времени другое. Все, что многие привыкли считать «бабушкиными сказками»,— здесь «работает», и местные жители, и те, кто связан с островом много лет, это понимают. Кижи — место заповедное. Я получила здесь то, чего бы не смогла получить больше нигде, и благодарна судьбе за то, что она познакомила меня с замечательными людьми. Я стараюсь учиться у них всему хорошему, что может дать остров. Мария Петровна Степанова из деревни Ямка научила меня печь хлеб. Тепло ее рук и добрая энергетика делают испеченный ею хлеб особенно духовитым! Открывать детям Кижи нам помогают «музейные асы» Гущины, Светлана Воробьева, Людмила Трифонова и другие сотрудники музея. И если благодаря нашим общим усилиям дети учатся любить Кижи, то мы делаем большое дело!
Мария Михайловна Ефимова, техник-смотритель дома Яковлева:
— Для меня работа в музее «Кижи» — это просто счастье! Здесь я как будто вернула себе разоренное детство, ведь дом Яковлева очень похож на тот, в котором жила наша семья. Я очень люблю этот дом и стараюсь рассказывать туристам, как люди когда-то в таких домах жили, как был устроен их быт. Молодому поколению необходимо знать культуру своего народа, и музей очень много делает для того, чтобы это знание донести. Когда заканчивается очередной сезон, я думаю, что пора бы и уйти, но остров пока меня не отпускает.
Маргарита Кистерная, ст. н. сотрудник отдела учета и хранения недвижимых памятников:
— Слова не могут выразить всю полифонию образов, возникающих при произнесении магического сочетания «остров Кижи». Потому что это — предвосхищение чуда, удивительная гармония окружающего ландшафта, памятники, определившие мою научную карьеру и тематику исследований, позволивших впервые в России разработать и внедрить методику мониторинга деревянных памятников. Это — улыбки моих друзей и надежные плечи коллег, настоящих энтузиастов своего дела. Остров — это щедрый подарок, за который я благодарна своей судьбе.
Андрей Врагов, ведущий инженер отдела главного механика:
— Знакомство с музеем Кижи произошло у меня лет в шесть. Тогда я впервые приехал с родителями на остров на экскурсию. С огромным интересом и массой впечатлений бродили мы по острову, изучая старинные памятники культуры. Конечно же, я не мог и предположить, что через 20 лет остров станет для меня родным. Вот уже более трех лет вкладываю в работу все свои силы и знания в отделе главного механика. Количество посещений на любимый остров уже и не вспомнить, но, когда я там бываю, каждый раз всплывают в памяти все те же воспоминания, возвращая меня в далекое детство.
Александр Жуков, художник-реставратор ПЦ:
— С Кижами связана вся наша семья: дед работал здесь плотником-реставратором, отец был капитаном, а мама работала в экскурсионном бюро. Впервые я попал на Кижи в четыре года, а профессию плотника выбрал вслед за дедом — он научил меня всему, что сам умел: рассказывал, объяснял, показывал. С 1997 года я работаю в музее «Кижи», круглый год живу на острове. Мне нравится здесь работать, потому что я занимаюсь любимым делом — близким и понятным с детства.
Надежда Михайловна Романова, старший администратор АХЧ на о. Кижи:
— Музей «Кижи» дал работу всей нашей семье: из Великой Губы мы перебрались на остров Кижи. Мой муж, Николай Андреевич — водитель служебного автобуса, сын Алексей освоил профессию промышленного альпиниста. Нам нравится здесь работать. Жилой фонд в последние годы полностью укомплектован мебелью, самой необходимой бытовой техникой и постельным бельем. За сезон через АХЧ размещаются на острове более полутора тысяч человек, и ни одного замечания или претензий по работе не поступало. На острове все живут и работают очень дружно: помогают друг другу — без этого нельзя.
Елена Герасимова, музыкальный руководитель ФЭТа:
— После окончания Ленинградской консерватории по классу балалайки я приехала в Петрозаводск. Работа в фольклорном коллективе музея «Кижи» мне очень интересна. Здесь сохраняются подлинные народные традиции и в песне, и в танце, и в костюме. Участники коллектива знают от 50 до 100 народных песен и романсов, наш репертуар постоянно пополняется. Мы сами шьем себе костюмы в полном соответствии со старинными фасонами, вот только ткань трудно подбирать, да и портятся костюмы быстро: за летний сезон сарафан выгорает так, что выступать перед зрителями в нем уже нельзя. Большую поддержку в работе нам оказывают научные сотрудники отдела фондов, а также истории и этнографии: к ним всегда можно обратиться за помощью, за советом.
Виктор Пулькин, писатель, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Карелии:
— Работал я в музее-заповеднике «Кижи» с момента его основания в течение трех лет. Это начало моей писательской деятельности, начало моих путешествий по Карелии и по миру от Дуная до Меконга. Настоящее потрясение я испытал в Индии близ Мадраса, где высится многоглавый каменный храм VI века н. э., посвященный богу Шиве, удивительно напоминающий наши Кижи. После этой поездки я опубликовал статью «Махабалипурам — брат Кижей». В экспедиции по Карелии, организованные музеем «Кижи», вместе со мной ездила моя жена Неонила Артемовна Криничная, тогда аспирантка, а ныне доктор филологических наук, зав. сектором фольклора ИЯЛИ КарНЦ РАН. Наш сын Максим, ныне кандидат исторических наук, стал «кижанином», когда ему исполнился один месяц. Мы его по острову в каляске катали. Вся наша семья духовно связана с Кижами навсегда.
Игорь Тюриков, доцент кафедры литературы КГПУ, заслуженный работник культуры Карелии, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (С-Пб):
— В свое время я окончил исторический факультет петрозаводского университета, работал шесть лет главным хранителем в музее-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», а в 1967 году пришел в музей «Кижи» плотником-реставратором. До этого топор, конечно, в руках держать приходилось, но поучиться у знаменитых кижских плотников пришлось. Я круглый год жил на острове Кижи, так что знаю и люблю его во все времена года. Остров тогда был другим: без электричества, без магазина, и это придавало ему какую-то особую первобытность. Проработал я в музее «Кижи» до 1973 года, был и главным хранителем, и заместителем директора по науке. Ездил в экспедиции по Карелии, познакомился со множеством очень интересных людей. Это было замечательное время, о котором я вспоминаю, как о лучших годах моей жизни!
Лилия Степанова, директор Государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле», заслуженный работник культуры РК:
— Три года работы заместителем директора по науке в музее-заповеднике «Кижи» — с1980 по 1983 год — дали мне очень много, но самое главное — эта работа заставила меня по-другому взглянуть на историю и культуру Карелии. Музей «Кижи» во многом определил всю мою дальнейшую жизнь: я стала по-настоящему разбираться в материальной и духовной культуре. Кижи преломились через мое сердце и душу. Музей сам воспитывает специалистов. Я горжусь тем, что мне пришлось работать с профессионалами такого высокого класса, как Марина Виртухновская, Ирина Гурвич, Людмила Трифонова, Ольга Набокова, Светлана Воробьева и многие другие. Только трудные семейные обстоятельства, невозможность надолго уезжать на остров заставили меня расстаться с музеем «Кижи». Музей воспитал во мне трепетное отношение к историческому документу, научил ценить и беречь то, что мы имеем.

Подготовила Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф