Ветер времени Vkontakte@kizhi

Выставка «Ветер времени»Выставка «Ветер времени»

Путешествие по выставке архитектурной графики и фотографий из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева

Часто интересные идеи возникают совершенно неожиданно. Так случилось и с выставкой «Ветер времени», открывшейся в выставочном зале музея 1 июня. Находясь в командировке в Москве в музее архитектуры им. Щусева, старший научный сотрудник музея Юрий Наумов открыл для себя незнакомые страницы из истории архитектурного наследия Карелии и острова Кижи. Редкие графические работы и старинные фотографии известных русских архитекторов и реставраторов, работавших в разное время на острове, представляют не только памятники Кижского погоста, но и крестьянские дома, часовни, церкви заонежских деревень, многие из которых сегодня уже утрачены.

По предложению заведующей отделом Светланы Воробьевой было решено организовать выставку. Очень захотелось, чтобы уникальные работы прошлого века увидели не только профессионалы-архитекторы и реставраторы, но и жители Петрозаводска, его гости. Тем более что в 2004 году Преображенской церкви на острове Кижи исполняется 290 лет.

Работы архитекторов Р. М. Габе, С. Я. Забелло, Л. М. Лисенко, А. В. Ополовникова и других ученых — как ветер времени, который поможет каждому, кто придет на выставку, окунуться в атмосферу 20 века на протяжении почти всего столетия.

Рассказывает Юрий НАУМОВ:

С конца XIX — начала XX веков на северо-запад России началось паломничество русских архитекторов и художников. Их привлекало то, что здесь еще сохранились в своей первозданности традиции народной материальной культуры, в том числе и богатство деревянной архитектуры.

Художественные произведения с изображениями творений народных мастеров пользовались популярностью у русской элиты. Даже император Николай II в 1911 году приобрел на выставке в Санкт-Петербурге картину И. Шлуглейта с изображением Кижского погоста. Безусловно, всех работавших на острове архитекторов и реставраторов более других памятников привлекала и привораживала Преображенская церковь.

В 1904 году И. И. Билибин, посетив остров Кижи, писал: «… чарующее зрелище! Что за зодчий был, который строил такие церкви! «В 1915 году с его фотографии была выпущена почтовая открытка „Северное зодчество. Погост Кижи Петрозаводского уезда Олонецкой губернии“.

В 1926 году академик И. Э. Грабарь возглавил экспедицию Центральных государственных реставрационных мастерских с целью выявления и фотофиксации памятников северного деревянного зодчества. Участниками экспедиции были произведены обмеры и описания церквей на острове Кижи.

В 1940 году Л. М. Лисенко впервые выполнил точные и детальные обмеры Преображенской и Покровской церквей. С этого времени он ведет систематическое изучение ансамбля Кижского погоста.

Сегодня Государственный Музей архитектуры им. А. В. Щусева благодаря работам многих известных архитекторов обладает богатейшими фондами по истории русской и советской архитектуры.

На нашей выставке представлены 44 графические работы и 61 фотография, редкие и незнакомые широкому кругу специалистов и позволяющих увидеть Заонежье и его традиционное деревянное зодчество таким, как его запечатлели карандаш или фотокамера авторов.

О тех, чьи работы представлены на выставке, хочется рассказать особо.

Михаил Витольдович Красовский — крупнейший ученый 20 века, один из создателей историко-архитектурной науки. В 1916 году вышел первый том его «Курса истории русской архитектуры», где он писал о Преображенской церкви, как о шедевре, «…который смело можно назвать венцом деревянного зодчества, какое заняла церковь Василия Блаженного в истории каменного зодчества».

Рувим Михайлович Габе прочно связан с Карелией. По его проектам построено много домов в Петербурге. В 1915 году разрабатывал и строил здания железнодорожных вокзалов железнодорожной линии Петрозаводск — Сороцкая бухта. В г. Медвежьегорске с 1914 года стоит построенное им здание вокзала. Р. М. Габе автор проекта музея 300-летия дома Романовых в Петрозаводске, завоевавшего первую премию. В 1920–1930 годах он занимался изучением гражданского деревянного зодчества. Самая известная его монография «Карельское деревянное зодчество».

Софья Яковлевна Забелло в 1937 году работала старшим научным сотрудником в Северо-Западной комплексной экспедиции в южном Прионежье. С 1938 по 1948 год она работала в Академии архитектуры СССР. Руководила практикой студентов в Кижской волости. В 1942 году совместно с архитектором П. Максимовым и искусствоведом В. Ивановым подготовила к печати книгу «Русское деревянное зодчество». Эта книга стала результатом большой работы по изучению памятников народной архитектуры.

Лев Михайлович Лисенко — доктор архитектуры, профессор. С 1938 года начал изучение памятников Кижского сельсовета. В августе 1945 года московские архитекторы под его руководством произвели обмеры Преображенской церкви. В 1978 году Л. Лисенко и С. Иванов разработали «Проект сохранности Преображенской церкви». В свои 92 года он до сих пор преподает в Московском архитектурном институте и готовит к печати книгу о Кижском ансамбле.

Александр Викторович Ополовников — доктор архитектуры, известный исследователь и реставратор. Основатель школы реставраторов-практиков. Руководил проектными и реставрационными работами на многих памятниках деревянного зодчества Русского Севера, в том числе и в Заонежье. Автор проекта реставрации ансамбля Кижского погоста и многих памятников музея «Кижи». Александр Викторович участвовал в разработке концепции первого в России музея народной архитектуры и этнографии на о. Кижи, а также других музеев-заповедников под открытым небом.

Многочисленные посетители музея-заповедника «Кижи», к сожалению, лишены возможности побывать в окрестных деревнях. Выставка «Ветер времени» позволит всем желающим окунуться в историческое прошлое Карелии и почувствовать естественную красоту исчезающих и уже полностью исчезнувших традиционных поселений и построек северных крестьян.

По возвращении работ в Москву планируется размещение этой выставки в залах музея архитектуры для знакомства с ней жителей и гостей столицы. Намечается дальнейшее развитие сотрудничества между музеем «Кижи» и музеем им. Щусева, в том числе и новые совместные выставки.

P. S. От редакции. Выставка получилась удивительно прозрачной и наполненной светом. Это случилось не только из-за тонких акварельных и графических работ. Ветер времени, витающий в зале, ощущался и благодаря очень необычной оформительской работе дизайнера музея Ирины Панковой при участии художника Юрия Пермякова.

Приехавшие на открытие сотрудники музея им. Щусева Игорь Казусь, Татьяна Дудина и Вячеслав Нечаев были сражены скоростью подготовки такой непростой для показа выставки и трепетным отношением музея «Кижи» к их фондам. Удачно найденная идея экспозиции вдохнула жизнь в фондовую коллекцию, очень интересную не только для специалистов-архитекторов. Такое скучное для многих слово «фонды» заиграло на этой выставке как хорошо ограненный алмаз. О художественной стороне выставленных работ пусть судят искусствоведы. Музей «Кижи» в первую очередь хочет показать петрозаводчанам неброскую красоту старых северных деревень и мастерство предков, их создавших. Потому что не гордиться нашим народом нельзя.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф