Кижские университеты Vkontakte@kizhi

Летние каникулы — долгожданное время в школах. Но многие учителя и в эту пору занимаются самообразованием и повышением своей квалификации. Для тех, кто преподает курс «Культура Карелии», интересную программу предложил музей «Кижи». Являясь неотъемлемой частью древней и современной культуры Карелии, остров Кижи более десяти лет является учебной площадкой для детей, студентов и преподавателей.

5–9 июля на острове прошла сессия Летнего музейного университета, в которой участвовали 15 преподавателей средних школ, техникумов и педагогов дополнительного образования из Петрозаводска и районов республики — Кемского, Прионежского, Сегежского, Суоярвского, Медвежьегорского. Летний университет, как новая форма повышения квалификации специалистов, начал работать с лета 2003 года. Это четвертая сессия, она является социальным заказом Министерства образования РК, которое финансировало приезд слушателей на остров.

Тема, по которой шли занятия, называлась «Музей-заповедник „Кижи“ — Особо ценный объект культурного наследия народов РФ и Всемирного наследия ЮНЕСКО. Проблемы интерпретации истории и культуры».

Музейная психология утверждает, что историко-культурная среда ускоряет процесс усвоения знаний, являясь активным образовательным пространством. Погружаясь в нее, человек чувствует на себе воздействие природы, других людей, памятников истории и архитектуры. Мощный пласт культурно-исторического наследия, которым обладают Кижи, станет достоянием каждого конкретного человека, если перейдет в личностный опыт. А в этом помогает музей через методику погружения в культуру. Участник сессии входит в духовный и нравственный диалог с окружающей культурной средой.

Главным итогом таких занятий является формирование совершенно новой формы динамичного повышения квалификации преподавателей Карелии.

Слушатели прошедшей на острове учебы отметили ее насыщенность, безусловную полезность для дальнейшей работы и расширения кругозора, высочайший уровень всех сотрудников музея, работавших с ними. Вот только некоторые ответы преподавателей курса «Культура Карелии» на вопросы нашей газеты:

Марина НИКОЛАЕВА, преподаватель автотранспортного техникума, г. Петрозаводск:
Прежде всего, важно отметить, что программа, которую нам предложил музей-заповедник «Кижи», направлена на пробуждение творческого потенциала каждого человека. У меня в результате работы на острове в течение пяти дней родилась масса идей, я поняла, какие новые формы можно использовать в своей работе в процессе преподавания курса «Культура Карелии». Мы увидели вокруг себя много интересных и неординарных личностей. Причем, богатые духовно люди были как среди преподавателей, так и среди тех, кто учился на курсах. Новые впечатления придадут сил, что немаловажно для дальнейшей работы.
Программа была очень грамотная и насыщенная. Мы посмотрели на острове практически все: встречались с реставраторами, знакомились с археологией, путешествовали по экологической тропе, танцевали с фольклорным театром, смотрели «Ожившую экспозицию», были в Преображенской церкви. Наверное, единственное, что мне хотелось бы добавить в программу,— это время. Хотелось, чтобы такая учеба продолжалась дольше.
Нина КУПРИЯНОВА, руководитель студии Дома детства и юношества, г. Кемь:
Цель моего приезда на остров — научиться основам музейной педагогики. Программа, по которой ведутся занятия, очень интересная и полезная. Громадье знаний, здесь полученных, теперь будем перерабатывать применительно к своим условиям. Возвратившись домой, начну составлять свою программу. У нас в Доме есть все возможности совмещать практику и творчество. В Кеми много исторического материала, на котором можно опробовать полученные в Кижах знания.
Очень хочется отметить профессионализм музейных сотрудников, работающих с нами. Это фанаты своего дела.
Программа очень насыщенная. Но не все из нее можно применить в дополнительном образовании. Придется многое адаптировать на свой лад. Сотрудники музея и РДМЦ, безусловно, далеко ушли от нас, они опережают время своей работой по музейной педагогике. Поэтому хотелось бы чаще встречаться с такими специалистами, чтобы перенимать опыт. Программу, разработанную музеем, сложно сразу полностью вводить в жизнь. Сначала на ее базе нужно делать свои учебные программы.
Но, несмотря на всю сложность, такие программы и встречи нам нужны. Дети мало знают культуру Карелии. И здесь нас обучают ее преподавать так, чтобы детям было интересно, учат, как «погружать» их в историю. Жаль, что встреча наша с островом была короткой.
Комментарий психолога музея Елены КАЗАНЦЕВОЙ:
«Большинство участников сессии уже не первый раз в Кижах, однако впечатления от нынешнего пребывания на острове не потеряли яркость.
Этому способствует, во-первых, программа Летнего университета, особо отмечают педагоги важность общения с сотрудниками музея — специалистами своего дела, которые позволили увидеть остров по-новому.
Во-вторых, произошли и объективные изменения: по сравнению с предыдущими посещениями многие заметили улучшение деятельности музея — появление «Ожившей экспозиции», возможность услышать колокольный звон, появление засеянных полей, в то же время чистоту и естественность острова. Огорчило всех состояние Преображенской церкви.
В целом можно отметить соответствие личных целей участников задачам программы — творческое и культурное развитие, возможность подкрепить имеющиеся теоретические знания на эмоциональном и чувственном уровне, освоить образовательный потенциал наследия. Психологический мониторинг показывает успешность «погружения» в атмосферу острова».
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф