Ожившая тайна старинного ремесла Vkontakte@kizhi

Вот уже десять лет в музее-заповеднике «Кижи» действует внутримузейная программа «Ожившая экспозиция», разработанная в 1994 году. Эта программа соединила материальное наследие — архитектурные памятники с нематериальным — ремесленными технологиями и фольклором. Мастера-демонстраторы работают на острове Кижи в основной экспозиции музея (в крестьянских домах, усадьбах), и в течение всего туристского сезона показывают свое мастерство.

В старину слово «досуг» означало умение, тонкость в каком-либо ремесле. В деревнях люди коротали длинные зимние вечера, свободные от сельскохозяйственных работ, изготавливая необходимые им в быту вещи — утварь, орудия труда, шили одежду. Постепенно некоторые из крестьян совершенствовались в одном определенном занятии и становились мастерами-виртуозами в своем деле. К сожалению, сегодня многие ремесла забыты, уникальные технологии изготовления изделий утеряны.

В музее-заповеднике «Кижи» именно досуг, в нынешнем его значении, возродил интерес к традиционным для Карелии ремесленным технологиям прошлых веков. С появлением фольклорно-этнографического коллектива в музее появилась необходимость воссоздания не только песенных и танцевальных композиций, но и реконструкции традиционного костюма. Исполнители — сотрудники музея — сами шили костюмы-копии, где особое внимание уделялось точности деталей, которых было великое множество. Надо было научиться старинной вышивке, кружевоплетению, ткачеству, плетению, изготовлению поясов, головных уборов и многому другому. И научились. И как в давние времена технология стала передаваться по наследству. Дети сотрудников, а теперь уже и сами сотрудники музея, стали демонстрировать посетителям искусство народного ремесла: Анастасия Попова, Мария Черноусова, Илона Гаазе, Владлена Кантор, Вера Фролова, Анна Михайловская, Валя Тере.

Начинали с показа трех—четырех ремесел. Сейчас их уже семнадцать: от простых технологий — прядения, вязания одной иглой — до наиболее сложных — бисерных и золотошвейных работ. Сегодня «Ожившая экспозиция» — это три мастера-демонстратора, один звонарь, два резчика по дереву. Остальные, а их более 15 человек — внештатные сотрудники, которые с удовольствием работают на острове во время своих отпусков и каникул.

Кижские «ремесленники» всерьез увлечены восстановлением и развитием русских старинных ремесел. Поймать прервавшуюся нить времени и понять «рецепт» утраченного ремесла — дело довольно сложное и трудоемкое. Для этого сотрудниками музея проводится большая экспедиционная и собирательная работа. «Слава Богу, в деревнях еще живы бабушки, сохраняющие древнее мастерство. То, что они делают своими руками, уникально», — говорит Светлана Воробьева, начальник отдела истории и этнографии и автор программы «Ожившая экспозиция».

Увы, не всегда в экспедициях удается найти технологию изготовления того или иного изделия. Приходится восстанавливать ремесло собственными силами. Так, например, был раскрыт секрет изготовления серёг-бабочек, которые пользовались большой популярностью у красавиц Олонецкой губернии. Только изумительное терпение Светланы Васильевны Воробьевой помогло разгадать сложные узоры, запрятанные в ажурном плетении. И теперь дивные серьги украшают изящные головки современниц. Кроме этого, Светланой Васильевной была восстановлена и технология вязания бисерных бус-жгутов, которая в наше время была полностью утрачена. В фондах музея-заповедника «Кижи» чудом сохранился единственный экземпляр таких бус. Но даже имея перед глазами наглядный пример, очень трудно разгадать принцип вязания — ни в коем случае нельзя разбирать, нарушать структуру дошедшего до нас музейного предмета. Тем не менее, премудрость непростого мастерства была раскрыта.

Много умелых и талантливых мастериц «Ожившей экспозиции» занимаются вышивкой: Наталья Егорова, Лидия Вершинина, Елена Хрущелевская, Вера Фролова, Анастасия Попова. Рукодельницы сохраняют древнюю традицию — вышивать праздничные и нарядные полотенца, украшать их вязаным кружевом, сложными и красивыми узорами. Девушки демонстрируют золотное шитье (вышивка по бархату золотой или серебряной нитью), досюльный (старинный) двусторонний шов, вышивку гладью, крестом. «Самый лучший оберег — вышитое полотенце, утрешься таким полотенцем, и, как считали в старину, никакой сглаз тебе не страшен», — поведала нам Лидия Вершинина, сотрудник Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Лидия Аркадьевна уже в течение четырнадцати лет приезжает в Кижи — поначалу просто участвовала в выступлениях фольклорно-этнографической группы музея-заповедника «Кижи», а затем очень органично влилась в программу «Ожившей экспозиции».

Кроме кижан, петербуржцев, в экспозиции работает Екатерина Логвиненко, научный сотрудник Карельского краеведческого музея. Третий год подряд она работает во время своего отпуска на кижской земле, демонстрируя гончарное ремесло, одно из самых древних, освоенных человечеством занятий. Ножной гончарный круг, на котором работает Екатерина, сделан по ее собственному чертежу.

В рамках программы демонстрируются и мужские ремесла, которые в основном связаны с обработкой дерева. Дмитрий Москин создает удивительные образцы деревянной игрушки русского севера. Игорь Набоков занимается изготовлением крестьянской утвари из особого материала — березового капа. «Люди, жившие в нашем крае в прошлых веках, выражали свое мироощущение не только в архитектуре, но и в окружающих их предметах. Восстановление и показ старинного ремесла — это рассказ о нашей истории. Если не уважать свое прошлое, то не будет будущего. А если нет будущего, то сомнительно и настоящее», — считает Игорь Набоков.

Десять лет существует «Ожившая экспозиция», и десять лет многочисленные туристы со всего света ахают, когда вдруг, будто в пушкинской сказке, перед их глазами словно оживает картинка из прошлого: склонившаяся у окна русская красавица в сарафане занимается рукоделием, тихо вздыхая, словно ожидая суженого. «Ничего подобного мы раньше не встречали, — рассказывают москвичи Наталья и Петр Сенкевичи. — Ожившая экспозиция? Это так у вас называется... Мы сначала даже растерялись. Девушки так выразительно смотрятся в интерьере крестьянской избы. Что-то похожее есть в Петергофе, но там недостаточно искренности. Здесь же спокойная красота искусниц и ровный ритм рукоделия завораживает, не отпускает от себя. Словно погружаешься в другой мир, мир прошлого. Это замечательно».

Сотрудники музея не собираются останавливаться на показе наиболее ярких, зрелищных ремесел. Деревенская жизнь — это, прежде всего, повседневная работа. Как наши предки сеяли, жали, вязали снопы, стирали белье, ковали — демонстрация этих бытовых процессов прошлых лет в ближайших планах «Ожившей экспозиции». В планах организаторов программы — создание Школы мастеров в новом здании ПВЦ на Неглинской набережной, где сотрудники музея в течение всего года будут обучать каждого желающего полюбившемуся ремеслу.

Русское народное творчество сейчас, как никогда приковывает к себе внимание людей из разных стран. Старинное ремесло, впитавшее народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни оказалось необходимым современному человеку. Вот почему так своевременна и важна работа «Ожившей экспозиции» — исследовать, постигать и, конечно, всех нас знакомить с новыми тайнами русского старинного ремесла.

Ольга ГАЛУШКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф