Необычные каникулы VkontakteFacebook

За прялкойАрсений Быкадоров и Антон Миккоев Дима Коршунов и Валя ТереВасилиса и Настена Поповы

Для детей лето — время самое любимое. Это и ласковое солнышко, от которого растет все живое, и теплое озеро, в котором можно купаться сколько хочешь, и зеленые лужайки, созданные специально для того, чтобы на них валяться. Это спи, сколько влезет, сиди у телевизора хоть ночи напролет. Это любимая бабушка, ее блины и пироги, вкуснее которых ничего не бывает. Это велосипед, рыбалка, друзья, гитара, набережная. Это походы, поездки, новые впечатления, простор и ощущение свободы. Это отдых от школы, с ее строгим расписанием, звонками на урок, домашними заданиями, дневниками и оценками. Летних каникул всегда ждут, ждут долго, а промелькнут эти каникулы быстро. И вот опять сентябрь, класс и сочинение «Как я провел лето».

Более 400 детей из Петрозаводска, Республики Карелия и Москвы смогут написать свои сочинения про каникулы на острове Кижи. А помог им в этом музей и специальные культурно-образовательные и социокультурные проекты, ориентированные на ребячью аудиторию. По-разному дети приезжают сюда. У одних родители работают в музее, и сюда — в Кижи, Жарниково или Волкостров — перемещается вся семья со всем хозяйством: кошками, собаками, чадами и домочадцами — на летний сезон, с мая по октябрь. Другие приезжают вместе со своими родными только на один день, даже на несколько часов, чтобы посмотреть знаменитый Кижский погост. Третьим везет больше, целую неделю они проводят на острове в Летней музейно-этнографической школе. По музейно-образовательным программам изучают они историю и культуру Заонежья, для них открываются двери всех недвижимых памятников (недоступные обычному туристу), их допускают в фонды, им читают лекции и проводят занятия классные специалисты — сотрудники музея.

Учение с увлечением

«Это самое лучшее из того, что было в моей жизни»,— напишет 12-летняя девочка о Летней школе в Кижах, так оценивая 7 дней, что прошли на острове.

Всего же с июня по август на базе Летней музейно-этнографической школы РДМЦ побывало более 100 детей. По музейно-образовательным программам обучалось 6 детских групп из Петрозаводска, Кондопоги, Пудожа, Великой Губы и 2 группы школьников из Москвы. Летняя школа на острове — совместный проект музея «Кижи» и Министерства образования и по делам молодежи Республика Карелия.

Непросто попасть в Летнюю школу. С 2000 года РДМЦ проводит набор групп в нее на конкурсной основе. Педагоги разрабатывают проекты по темам, предложенным РДМЦ, с учетом культурно-образовательного ресурса музея-заповедника. В апреле обычно проходит конкурс. Оценивается оригинальность идеи, ценностные ориентации, профессионализм исполнения проекта, использование современных музейных, педагогических, культуротворческих технологий, результативность. Победители приезжают в Кижи для реализации проекта. Музей предоставляет им жилье, условия для занятий, питание и — главное — возможность включить природную среду острова, уникальный памятниковый и интеллектуальный потенциал музея в образовательный процесс. То историко-культурное и природное наследие, которое музей хранит, изучает и представляет обществу, тогда станет личным достоянием ребенка, когда у него будет возможность это наследие воспринять, прочувствовать, пережить. По мысли философа В. Франкла, «…ценностям нельзя научить, их нужно пережить». Музей — в этом смысле — действительно служит «душеобразовательно» (мысль другого философа, Н. Федорова).

Результативность занятий Летней школы музейные педагоги отслеживают, сопоставляют данные, позволяющие судить о высокой эффективности музейно-образовательных программ. В конце занятий, перед отъездом, подводя личные итоги, дети пишут: «К концу лагеря я узнала столько нового и интересного. Мои знания про остров Кижи стали больше в 100 раз — это так интересно, к тому же я хорошо отдохнула и познакомилась с хорошими людьми» (Катя С., 15 лет, Петрозаводск); «Меня поразила красота Онежского озера и удивило гостеприимство здешнего народа» (Володя, 14 лет, Москва).

Дети Заонежья — забота музея

Кижский архитектурный ансамбль — особо ценный объект российского и мирового наследия, жемчужина Республики Карелия — создан руками заонежских мастеров. Музей осознает историческую ответственность перед жителями Заонежья, чьи предки оставили нам величайшее достояние. В январе 2004 года был подписан Договор «О социальном партнерстве между Муниципальным образованием „Медвежьегорский район“ РК и Федеральным государственным учреждением культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник „Кижи“, по которому музей взял на себя социальные обязательства перед юными жителями района, чтобы воспитывать людей лично причастных к богатейшему историко-культурному наследию Заонежья. Среди социокультурных проектов музея-заповедника особое место занимает программа «Музей и подрастающее поколение (Образование культурой) «, адресованная учащимся школ и воспитанникам Детского дома. По этой программе музей за свой счет принял группу восьмиклассников из Великой Губы в Летней школе. Сто человек из Медвежьегорского района, из них 18 детей из подшефного Детского дома смогли 12 июня побывать на острове Кижи. Они приняли участие в Республиканском детском музейном празднике „Кижи — мастерская детства“. Для ребят была проведена бесплатная экскурсия. Многие из них впервые были на острове, все получили неоценимый опыт общения с музеем, праздником, своими сверстниками из других городов.

Рабочие места на острове

Чем заняты кижские подростки, местные и приезжающие на лето к родителям, которые трудятся в музее? Алиса Пахомова, десятиклассница петрозаводской школы, говорит: «Все ребята постарше работают, кто в Плотницком центре, кто в „Ожившей экспозиции“, кто на причале. Днем даже пообщаться не с кем, все заняты». Сама Алиса целый месяц помогала печь пироги Чернышевой Н. В. в ресторане. «Нина Васильевна тесто ставит, я начинку готовлю. Потом пироги помогаю лепить. Самые вкусные — калитки, но их защипывать трудно, я не научилась еще»,— так девочка оценивает свой первый самостоятельный опыт, говорит, что стала чувствовать себя более ответственной и взрослой, гордится первой получкой. В Плотницком центре летом работали подсобными рабочими Дима Коршунов, Витя Штурмин, Вася Варенов, Коля Степанов. Пусть работа не особо увлекательная: мусор убрать, подмести рабочее место, обкосить траву — но нужная. А еще за нее деньги платят. «Где в Петрозаводске парень моего возраста (16 лет), без образования может заработать? — рассуждает внук знаменитого кижского плотника Н. И. Степанова Николай Степанов.— Хорошо, что музей стал брать на работу ребят. Не мастерам же плотникам щепу подметать, а делать это надо. Я горжусь своей работой и рад, что музей дает возможность заработать».

Труд и творчество

Никого не удивляет, что «жарниковские» (это на каникулах они жарниковские, а так — петрозаводские, петербургские) дети — все! — поют, пляшут и играют в фольклорной группе музея, вместе со взрослыми, своими мамами, папами, тетями, сестрами, братьями и бабушками. «Их не заставляют заниматься фольклором. Все происходит естественно, как бы само собой. Дети просто живут как деревенские жители. Девочки начинают шить себе станушки и сарафаны, глядя на взрослых-сотрудников, которые изготавливают для себя этнографические копии костюмов для выступлений. Дети с удовольствием надевают их на праздники, учатся вышивать, делать украшения из бисера. Поначалу ребятки просто приходили на репетиции и выступления фольклорной группы, а потом сами начали и петь, и плясать,— рассказывает заведующая сектором „Фольклорно-этнографический театр“ Жанна Гвоздева.— Сейчас в детскую группу ФЭТ входят Мельникова Маша, Гусева Майя, Миккоев Антон, Тере Валя, Аникина Ксюша, Быкадоров Арсений, Кялин Кирилл, Яуханен Анна, Дима Коршунов, Яна Иванова и самые маленькие: семилетняя Натуся и шестилетняя Васена Поповы». Для детей так же, как для взрослых сотрудников, существуют репетиции и занятия, которые летом проходят в Жарниково, а зимой — в Петрозаводске, есть выступления с показом для туристов необычных «выставок», участие в фольклорных праздниках, раз в год бывают гастроли, которых особенно ждут. Детям больше всего нравится выступать, их захватывает стихия народного танца, песни, обряда, игры. Для детей не существует условности, они искренне играют, не понарошку исполняют свои роли. Еще девочки ценят возможность показать свою красоту, «славутность», возможность нарядиться в красивые сарафаны, яркие ленты, надеть бусы, серьги. Всем нравятся аплодисменты и ощущение успеха. Хотя в основе — труд, недетский труд. Чтобы добиться органического показа нематериального наследия Заонежья, дети — как и взрослые — должны многое: и петь «народным» голосом, и двигаться по-народному, и костюм носить, и чувствовать себя естественно.

Ремесла оживают в детских руках

Уже десять лет существует в музее-заповеднике программа «Ожившая экспозиция», в которой наравне со взрослыми сотрудниками традиционные народные ремесла демонстрируют и дети. По словам зав. сектором традиционных промыслов и ремесел Наталии Чусовой (Кукушкиной), юные демонстраторы работают очень серьезно, старательно и, как и взрослые, получают почасовую оплату за свой труд. Этим летом Слава Колядин показывал вязание сетей в доме Елизарова. Лиза Гурбаева — прядение на прялке. Алиса Лебедь в течение последних лет демонстрирует ткачество поясов. Валя Тере показывает несколько ремесел. Она с 5–6-летнего возраста начала заниматься традиционными рукоделиями, азам которых ее научила бабушка. С 11 лет Валя работает демонстратором в экспозиции. Ей больше нравится прядение. «Русские туристы сразу останавливаются, когда видят меня за прялкой, расспрашивают, любуются. У них как будто просыпается генетическая память. Иностранные туристы тоже сразу останавливаются, они такого не видели, у них самопрялки распространены. Для них это — экзотика»,— комментирует Валя свое занятие. Она сидит с работой в доме Ошевнева, ей нравится, в день может прясть по 3 часа и больше — не устает. В народном костюме чувствует себя уютно, умеет его носить. Любит и рассказывать о своем ремесле, экскурсоводы часто передают ей слово. Еще она умеет вязать одной иглой, это уже В. А. Гущина научила.

Чувство гордости и осознание принадлежности к общему делу, ощущение достоинства рабочего человека — не детские чувства — испытывают все ребята, кто работает в музее. И никто из них не жалеет, что поспать подольше и полениться не удается. Работа есть работа.

Но свои кижские каникулы дети ни на что не променяли бы.

Ирина СЕРГЕЕВА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф